В этой статье я хочу поделиться с Вами воспоминаниями замечательной советской художницы по росписи фарфора - Тамары Николаевны Безпаловой-Михалёвой (1912-1991). В своих записях "Обо мне и о моих товарищах", Тамара Николаевна описывает различные моменты своей биографии, исторические события, происходившие вокруг. Она рассказывает о детстве, юности, друзьях, интересные подробности о коллегах по работе
"Обо мне и о моих товарищах" - достаточно большой текст, читается очень интересно и легко (ссылку оставлю в конце статьи). Приведу некоторые фрагменты из него, описывающие хорошо известных нам художников и скульпторов предприятия. Повествование ведется от первого лица и охватывает период 1931-41 годов
"Первый раз я прошла проходную завод 20 февраля 1931 года. На заводе мне все необыкновенно нравилось, даже жестяной рабочий номер, который мне выдали, и который я храню до сих пор, казался мне чуть ли не медалью"
"К моему приходу в художественном цехе уже работали молодые художники: Воробьевский, Мох, Протопопова, Ризнич. Скульптурную мастерскую в 1920–30-х гг. возглавляла Наталия Данько. Будучи талантливым скульптором, она обладала необыкновенной работоспособностью, часто она одна с избытком выполняла весь скульптурный план завода"
"Тем временем обстановка на заводе заметно ухудшилась, план фарфоровой продукции неимоверно увеличился. Тут уже было не до дорогих сложных композиций на изделиях. От этого страдало и качество изделий, и нервы художников. К сожалению, нам очень не везло с высшей администрацией завода. В искусстве они не понимали ровно ничего. Часто вели себя великодержавно, допуская при малейшем возражении грубые окрики"
"При директорах Дикермане, Лейбмане, Шухере художникам часто поручали выполнять уникальные подарочные вещи, никак не относящиеся и не связанные с планами и с нуждами завода. Послушных одаривали конфетами. Я же у директоров завода ходила в "козлищах", нравом и характером была резким и прямым. Выполнять дарственные презенты не бралась, а коробки с конфетами принимать считала для себя оскорбительным"
"Когда я поступила на завод, над формой изделий почти не работали. Все росписи сервизов делались на формах Чехонина, который еще в двадцатых годах руководил художественным отделом завода. В основном, шли три чехонинские формы: округлая "Наркомпрос", цилиндрическая "Китайская", "Восточная" на высоких ножках"
"Подлинным потоком формы потекли когда на завод, в 1934 году пришла Серафима Яковлева. Многие её формы, такие как "Тюльпан", "Весенний" выдержали испытание временем и идут на заводе и сейчас. Не в пример многим скульпторам по форме, Яковлева могла сама при надобности выполнить работу моделирования в материале"
"В 1936 году из эмиграции на завод вернулась Александра Щекотихина-Потоцкая. На заводе она сделала ряд красивых живописных композиций, скульптурных бытовых изделий и ряд образцов для массовой продукции"
"Поскольку пение не мешало работе, много и хорошо пели хором русские песни. Я и Люба Блак, у которой было приятное контральто, пели на два голоса народные песни. Алексей Воробьевский исполнял чувствительные романсы в стиле Вертинского. Иван Ризнич шутя подыгрывал Воробьевскому на шпателе, которым растирают краски, а порою и сам напевал озорные частушки. К сожалению, многие радости и добрые надежды пришли к концу. Причиной этому была война…"
Мне невероятно интересны воспоминания Тамары Николаевны. Читала и перечитывала их уже неоднократно, каждый раз нахожу для себя что-то новое. А как Вам, интересен такой формат?
ПыСы: полный текст "Обо мне и о моих товарищах": http://bezpalova-mihaleva.narod.ru/vospom.html
Понравилась статья?! Ставьте лайк и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ чтобы не пропустить новые публикации, они виды только подписчикам! Все самое интересное впереди!