Найти тему
Андрей Токов

СТО ЛЕТ НАЗАД... МАРТА 8 -ГО ДНЯ 1923 ГОДА. Г .БЕЛГОРОД КУРСКОЙ ГУБ. Страницы старых белгородских газет...


Некоторые праздники мы иногда проводим с харизматичной и интереснейшей в новейше -историческом плане газетой "Трудовой День", одной из предшественниц современной "Белгородской правды". Вернее, с цифровыми копиями отдельных ее страниц, предоставленными Государственным Архивом Белгородской области.

1923 год! Сто лет назад!

Только закончилась гражданская война. Обороты набирает НЭП. Белгород празднует МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ РАБОТНИЦ.

Приказ номер 39 Белгородского Уездного Исполнительного Комитета Марта 7-го дня 1923 года, опубликованный в номере 26 (53) "Трудового Дня" за четверг, 8 марта, регламентирует рабочее время в этот пролетарский праздничный день. Официальным выходным он стал только с 1966 года, а в 1923 г. это был вполне себе рабочий день! Поэтому УИК приказал всем хозяйствующим субъектам, государственным и частным, "освободить ... всех своих служащих и рабочих -как женщин, так и мужчин -от занятий на 2 часа раньше, не считая эти часы прогулом.". Такую команду дал аналогичный приказ губернского исполкома.

По старой доброй идеологической традиции вспомнили знаковых женщин -борцов за пролетарскую революцию. В тройку "влиятельных" представительниц прекрасного "красного" пола вошли вождь женского движения в России Алексанра Коллонтай, вождь германского пролетариата Клара Цеткин, создавшая официально этот праздник, и борец за пролетарскую революцию Конкордия Самойлова, прожившая яркую жизнь профессиональной революционерки и не так давно умершая от холеры на агитационном теплоходе "Красная Звезда".

-2

Заметьте, праздновали именно день РАБОТНИЦ, а не женский вообще! Более того, неработающая женщина, домохозяйка, в то время считалась если не классовым врагом, то глубоким пережитком буржуазии, который следовало как можно скорее ликвидировать.
Товарищ С. Смидович в буквально программной статье "Почему мы празднуем 8 Марта" четко расставляет нужные акценты того времени: "Работницы и крестьянки в массе далеко отстали от своих товарищей -рабочих и крестьян.

-3

-4

Буржуазии выгодно, чтобы они так и оставались темными и отсталыми, чтобы они не занимались никакой общественной работой, а наоборот обслуживали только свою семью неся на себе гнет капитала и гнет семейной закабаленности.
...Вот почему буржуазия старается всячески внушить работнице и крестьянке что политика не их ума дело, что их дело работать в кухне, ухаживать за детьми, ходить в церковь...".
Собственно, современная буржуазия в этом плане как то не особо далеко ушла от своих коллег столетней давности.
Заканчивается все прямыми и идеологически выверенными советами. Нужно практически все свое время уделять работе. Ну а быт: "Перед работницей и крестьянкой ... стоит задача устроить свой быт на общественных началах: нужно налаживать ясли, детские сады и клубы, устраивать прачечные, починочные, наконец, как следует налаживать общественное питание".

Тему особой женской судьбы простым языком четко развернула некая Мойрова создавшая статью "Пути бытового раскрепощения работницы":

-5

"В первые три года революции, несмотря на войны, рабочая республика покрылась сетью учреждений, раскрепощающих работницу, изменяющих ее быт... Работница окрепла, выросла. На брак свой стала глядеть иначе, -если нет согласия, никто друг друга не держит, "Иди с богом". Развод стал обычным делом. И на ребят, родившихся вне брака и на мать, прижившую их, стали смотреть иначе, -не только не обидно, а так по просту, "ничем это не отличается от законного супружества". Раньше, бывало, каждый норовит обругать, -теперь помочь советом, а то и всем чем может.
Колесом закружилась новая жизнь....
НЭП создал женскую безработицу, вызвал проституцию. Государство не имело доходов, не могло за свой счет содержать яслей для детей работниц, столовых и других учреждений... Дети снова обсели работниц, а тут она еще лишилась работы. Спасая жизнь свою и своих детей, работница возвращается к нелюбимому мужу, или находит нового -не потому, что его любит, а потому, что жить стало нечем. Бывает хуже-идет в проститутки...".
Интересная и, можно сказать, совершенно современная (разве не так?) статья, она целиком приведена в приложенных скринах газеты. Там иногда просто прекрасный язык: "8 марта 1923 года является центральным моментом стремления женской массы и органов правления к заложению прочного основания в деле раскрепощения работниц".

Немного развивает тему другая девушка столетней давности, Ф. Нюрина (Фрося, наверное) в тексте "От подсобного к квалифицированному труду".

-6
-7

"...8 марта 1923 года рабочий класс России будет праздновать под лозунгом поднятия квалификации труда работницы и крестьянки путем вовлечения ее во все виды профтехнического и общего образования(школы профзавуча, профтехнические, сельско-хозяйственные и общеобразовательные школы и курсы)...
...Бодро встречают работницы России свой международный праздник в 1923 году...
...Как равная среди равных в этих рядах протягивает она (работница) в этот день работницам всего мира свои руки, умеющие и серп, и молот, и красное знамя крепко держать и защищать.". Революционно -поэтический язык рулит и тут.

Ну а логически завершает тему о нелегкой судьбе белгородских женщин 1923 года уже мужчина С.Ингулов (фамилии или псевдонимы у них там у всех интересные!) в работе с интригующим названием "Школа фабзавуча против проституции":

-8

"Безработица рождает проституцию. Борьба с проституцией -борьба раньше всего с женской безработицей...
...Женским трудом завод пользуется преимущественно как черноорабочим трудом, не требующим ни опыта, ни знаний. И в этом главная беда работницы. Только тогда, когда она научится работать не хуже рабочего, когда уборщица превратится в подмастерье, -только тогда перестанет ее страшить ночная улица города.
Научится хорошо работать -в этом спасение для работницы. Что делать?.. Учиться, учиться, учиться...". Абсолютно современно -все пороки вылетают из головы, если женщину как следует поднапрячь работенкой!

А напоследок любопытная заметочка "Без лишних слов за работу" подписанная Цицером (не исключено, что это фамилия, а не псевдоним) и рассказывающая как именно этот номер газеты "Трудовой День" чуть не накрылся из -за электрических проблем:
"Захромавшая в последние дни работа Белгородской электростанции в конец расстроила внутреннюю жизнь типографии. Скучно выглядывают печатные машины, опустели кассы со шрифтами, так как набор находится в машинах...".
Вырубили электричество в самый разгар печатания номера, встало все, и потеряли много часов рабочего времени. Из -за этого не успевали сделать как раз вот этот праздничный номер. Но суровые и сознательные наборщики остались сверхурочно, пока новый номер не был сверстан и отпечатан.
"От редакции. Всем наборщикам редакция приносит большую благодарность за внимательное отношение к интересам газеты".

Собственно, такое Марта 8 -го дня сто лет назад на Белгородчине.
Читайте старые газеты, особенно местные, это очень и очень интересно!

А. ТОКОВ. 8.03.21 -8.03.23.
Архивные материалы предоставлены ОГКУ ГАБО.
К печати подготовлены ОГКУ ГАБО и автором статьи.

#БелГородскиеподробности #Белгород #НашБелгород #31регион #Белгородскаяобласть #ГАБО #История #ИсторияБелгород #8Марта #ТрудовойДень