Протестующие под утро покинули проспект Руставели, на котором прошла масштабная акция протеста. На прилегающей к парламенту территории дежурят правоохранители, обстановка спокойная.
Силовики ночью вытеснили с проспекта граждан, которые во вторник выступили против принятия депутатами в первом чтении законопроекта об иноагентах. Для разгона применили слезоточивый газ и водометы. После того как протестующие покинули территорию около парламента, спецназ занял площадь перед законодательным органом, а полицейские стали задерживать граждан. МВД республики пока не сообщило, сколько задержано протестующих. Оппозиция в среду днем также планирует провести митинг около здания парламента.
Сотрудники МВД Грузии после разгона митинга в Тбилиси у здания парламента приступили к задержанию людей. Задержания в основном проходили на проспекте Руставели, где расположено здание парламента. Некоторые митингующие пытались вырвать из рук полицейских задержанных, но безрезультатно. Ранее распространились кадры ареста лидера оппозиционной партии "Гирчи" Зураба Джапаридзе.
Накануне участники акции протеста закидали сотрудников полиции бутылками с зажигательной смесью. В полицейских полетели бутылки после того, как они попытались оттеснить митингующих. Первая бутылка попала в передний ряд полицейских, еще две — в другие ряды, из-за этого на некоторых правоохранителях загорелось обмундирование. Огонь удалось потушить.
Участники проходящего во вторник в Тбилиси митинга закидали яйцами нового омбудсмена Грузии Левана Иоселаиани, которого парламент утвердил на эту должность несколькими часами ранее. По данным ТВ, Иоселиани, который пришел на митинг, чтобы ознакомиться с ситуацией, также облили водой и называли "слугой России". Ему пришлось покинуть митинг в сопровождении полиции. "В этой стране есть люди с различными политическими взглядами, — сказал омбудсмен журналистам после инцидента. — Поэтому для меня политические взгляды не имеют значения. Кому-то я нравлюсь, а кому-то нет. Я являюсь народным защитником всех и буду им до конца своего срока".
Глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель заявил, что принятие грузинской версии закона об иностранных агентах является плохим развитием событий для Грузии и ее народа и противоречит стремлению Тбилиси вступить в Евросоюз.
"Парламент Грузии во вторник принял в первом чтении новый закон о транспарентности внешнего влияния. Это очень плохое развитие событий для Грузии и ее народа, — заявил он. — Закон несовместим с ценностями и стандартами ЕС. Он противоречит заявленной Грузией цели вступления в Евросоюз". Боррель призвал "уважать право граждан на мирный протест".
По его мнению, закон "в его нынешней форме грозит оказать замораживающий эффект в отношении гражданского общества и медийных организаций с негативными последствиями для многих грузин". Он предупредил, что реализация закона "может иметь серьезные последствия для отношений с ЕС".
В феврале в грузинском парламенте зарегистрировали две версии законопроекта об иноагентах — грузинскую и американскую, представляющую собой перевод закона США о регистрации иностранных агентов. Согласно грузинской версии документа, агентом иностранного влияния должно считаться юридическое лицо, более 20% финансирования которого идет из-за рубежа. Иностранным агентом, согласно документу, может быть и СМИ, при этом инициатива не касается физических лиц. Американская версия касается не только юридических, но и физических лиц, она включает уголовную ответственность.
Инициатива вызвала значительную критику со стороны как грузинской оппозиции, так и западных политиков. Президент республики Саломе Зурабишвили ранее заявила, что наложит вето на законопроект в случае его принятия.
ЕС весной 2022 года объявил о предоставлении Украине и Молдавии статуса кандидата в члены сообщества, а Грузии пообещал предоставить его "в скором времени", когда она выполнит для этого еще несколько критериев. Между тем, по оценкам экспертов в Брюсселе, отказ в предоставлении статуса кандидата был вызван нежеланием Грузии присоединяться к санкциям ЕС против России. Согласно правилам Евросоюза, страны, претендующие на вступление в сообщество, обязаны не только полностью привести свое законодательство в соответствие с нормами ЕС, но и полностью следовать внешнеполитическим решениям Брюсселя.