"Со скандалом прогорел «Аквариумъ», владелица которого скрылась с деньгами. Закрылась «Мавритания», когда закрыли игорный притон, при ней существовавший"...
#13 "Кисловодский детектив: страсти по Рахманинову"
Довольная собой, я читала комментарии к только что завершённой статье "Что написано пером - тому не верьте!"
Напомню, в этой статье я опровергала публикацию местной газеты о пребывании С.В.Рахманинова в Кисловодске в 1909 году. Автор публикации основывал свои утверждения на статье Я. Львова "В горах Кавказа", якобы опубликованной в журнале "Рампа" в 1909 году. Обратившись в 2018 году в Российскую Национальную библиотеку в поисках этого журнала, я услышала безапелляционное заявление сотрудника о том, что журнал этот издавался только с 1916 года и назывался "Рампа и жизнь". Полагая, что человек, всю жизнь проработавший в зале, где лежат эти самые журналы, не мог ошибаться, я отмела версию о 1909 годе, что называется, с порога.
И вот, читаю о том, какая я дотошная и какой я Шерлок Холмс, и вдруг натыкаюсь на комментарий Елены В.: "Однако! "Википедия" указывает, что журнал "Рампа и жизнь" издавался с 1908 года и первоначально действительно назывался "Рампа". Более квалифицированную консультацию Вы можете получить в Рос.гос.библиотеке искусств (Москва), консультации библиографа возможны и по телефону, и по интернету, и очно, конечно. Возможно, Ваш поиск еще не завершен!"
Если нет времени сейчас прочитать статью, а тема вам интересна, просто подпишитесь на мой канал! Прочтёте в свободную минутку!
В 2018 году я ещё не пользовалась Википедией, до пандемии вообще интернет не был для меня главным источником информации. Даже в голову не пришло туда посмотреть! А теперь - запросто! Раз возможны консультации библиографа по интернету, я тут же нашла Российскую Государственную библиотеку искусств (РГБИ) и, несмотря на то, что было воскресенье, написала наугад на электронную почту одного из отделов. Уже в понедельник я располагала любезными ответами двух сотрудников библиотеки и ссылками на ВСЕ НОМЕРА оцифрованного журнала! ДО ЧЕГО ДОШЁЛ ПРОГРЕСС! Я сидела в Кисловодске за своим компьютером и листала номера дореволюционного театрального журнала! Хочу сразу выразить благодарность заведующей Отделом научной библиографии РГБИ Александре Акименко и библиографу Ольге Початкиной! И, конечно же, автору комментариев Елене В., направившей меня в нужное русло.
Так что же оказалось? Был ли мальчик? То бишь, московский журналист Яков Львов, печатавшийся в журнале "Рампа" в 1909 году? Был! ЕЩЁ КАК БЫЛ, ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Но... правда оказалась, всё же, посередине.
Из описания журнала "Рампа" на сайте библиотеки узнаём, что он действительно начал издаваться с августа 1908! Права Википедия, хоть многие ей не доверяют! Кстати, я доверяю, и в настоящее время постоянно пользуюсь. Редактор-издатель журнала поэт, публицист, драматург Леонид Григорьевич Мунштейн (1867–1947), известный в театральном мире под псевдонимом Lolo, и театральный критик, историк театра, переводчик Эммануил Мартынович Бескин (1877–1940) целью издания поставили освещение театрального мира. Вскоре, однако, между Мунштейном и Бескиным возникли разногласия, и журнал разделился на два независимых печатных органов: «Рампа и актер» Бескина и «Рампа и жизнь» Мунштейна. Произошло это... внимание: в марте 1909 года. Журнал "Рампа и актер" просуществовал после этого совсем недолго, 26 июля 1909 года вышел последний его номер. Чего не скажешь о журнале "Рампа и жизнь", который печатался с завидной регулярностью до 1918 года, когда вышло 42 его номера!
Журналист Яков Львов, который, согласно нашей местной газете "Кавказская здравница", был автором ежемесячных заметок "В горах Кавказа", и якобы описал концерт С.В.Рахманинова в кисловодской "Хрустальной раковине" в 1909 году, действительно печатался в "Рампе"с 1908 года. Затем, в марте 1909, перешёл за Леонидом Мунштейном в "Рампу и жизнь". Так что Яков Львов был, журнал "Рампа" был. Но... никаких заметок о концерте Рахманинова в "Рампе" не было. Во-первых, потому что летом это уже была "Рампа и жизнь". А во-вторых, потому что никакого концерта, конечно, не было!
Но самое любопытное в этой истории заключается в том, что Яков Львов действительно очень интересно писал о культурной жизни в Кисловодске и вообще на Водах летом 1909 года в этом журнале!
Журнал выходил еженедельно, и Я.Львов в летних номерах 11, 13, 15, 17 и 20 напечатал серию статей "Из летних впечатлений" с подзаголовком "Курортные письма" (а не "В горах Кавказа"!) Они посвящены отзывам о драматических и оперных спектаклях курортного сезона. Любопытен язык его: достаточно вольный, если не сказать развязный, довольно едкий. Этакий столичный снобизм. Любопытны и факты, которые он приводит. Очень колоритные картины культурных и околокультурных досугов. Статьи сопровождаются рисунками карикатурного плана.
Вот что пишет он в №13: "Больше всего на кавказских минеральных водах афиш. Афиши всех цветов радуги лезут в глаза на каждом шагу, кричат яркими цветами с каждого столба, каждого заборчика.
Кого-кого тут только нет! Гармонист Петр Невский рядом с Андреевскими „Днями нашей жизни", капелла Славянского рядом с Северским, синематограф и исполнительница цыганских романсов Плевицкая!
Приближается разгар сезона, и господа развлекательных дел мастера объявили поход „курсовому" и грозно бросили ему—„Иду на вы"!
От чудной кавказской природы не осталось, кажется, ни одного неиспользованного людьми клочка земли. Всюду, где можно и где нельзя, приютился ресторанчик, маленький оркестр, какие-то сомнительные певцы, жалкое подобие кафе-шантана, сазандари (кавказские музыканты), которые вместо национальных мотивов, увы, уже играют и
поют с невозможным кавказским акцентом —„Поцэлуем дай забвэнье!" Цивилизация, или, верней сказать, „трактиризация", по
меткому выражению О. В. Гзовской."
В №15 о театральном скандале: "Сейчас на театре военных действий наступило затишье, но что дальше предпримут воюющие стороны, сказать трудно. Виновница всей этой истории г-жа Гзовская уже укатила в Италию".
№17: "В Пятигорске, Ессентуках и Железноводске крыловская драма и оперетта... В Кисловодске опера М. М. Валентинова...
В Кисловодске же кафешантан „Мавритания", где орудует небезызвестный московской публике г. Волгин. Pour la boune bouche (буквально - для придурковатого рта, франц.), как пишут Петербургские журналисты, множество синематографов. Им запретили „парижский жанр", но зато они завели куплетистов и живут себе припеваючи — делают сборы. Как видит читатель, весело живется на Кавказских Минеральных водах.
Но, увы, обилие развлечений мешает друг другу, и не все могут похвалиться делами. Xopoшиe сборы у С. И. Крылова. Зато пока что-то не может похвастаться кисловодская опера. Спектакли обставляются прекрасно—энергичный опытный антренренер М. М. Валентинов напрягает все yсилия, чтобы заинтересовать публику.
Каждый день боевые, форсированные спектакли"... И в конце заметки: "В парке курзала железная дорога мудрит — утомляет публику темнотой во время никому не нужного синематографа и донимает фейерверком".
Заметка в №20 начинается очень поэтично: "Сезон затихает...
Осень надвигается. Изумрудная листва Кисловодского
парка уже подернулась кое-где позолотою, и театральный
афиши выглядят грустно... Пройдут еще две, много три недели, кончится сезон, разлетятся на зимние квартиры актеры, и мрачно будут
стоять театры, ожидая новой весны, нового сезона... Первой кончает сезон оперетка С. И. Крылова, которая перекочевывает 15 августа в Новочеркасск." Вот что за манера у журналистов: ради красного словца приврать! Номер 20 вышел 16 августа. Я, как житель Кисловодска, уверяю, что листва подёрнется позолотой только ближе к октябрю! Наверное, даже в Питере листья в середине августа не желтеют! Если только в результате аномальной жары...
А заканчивается эта заметка скорее как криминальная хроника: "Ещё в этом сезоне курзал делает лучшие дела, благодаря тому, что закрылись все кафе-шантаны. Со скандалом прогорел «Аквариумъ», владелица которого скрылась с деньгами. Закрылась «Мавритания», когда закрыли игорный притон, при ней существовавший. Оказалось, что кафе-шантан служит только приманкой для притона игорного, а сам по себе авантюристам-французам он не нужен. Так обстоят театральные дела на группах!
Закулисная хроника в этом году была необыкновенно
богата интригами и скандалами".
Что же, в завершение я хочу выразить благодарность автору статьи "Почётный гость Кавказа" в газете "Кавказская здравница"! Какой бесценный материал по истории культурной жизни Кавказских Минеральных Вод я нашла и каким чудесным образом! И с каким удовольствием с ним познакомилась! А впереди ещё чтение номеров журнала "Рампа и жизнь" за 1910-1918 годы!
Но снова возникает тот же вопрос: зачем? Зачем было приписывать Якову Львову несуществующие статьи, если у него есть свои собственные? Рахманинов бы точно не пострадал, если бы этого не произошло... Дорогие читатели, может быть, у вас есть свои догадки? Поделитесь в комментариях!
Надеюсь, что в следующей статье я уже начну описание того, как Сергей Васильевич действительно пребывал в Кисловодске. Не забудьте подписаться на канал, чтобы не потерять продолжение детектива!
Читайте другие материалы подборки "Кисловодский детектив: страсти по Рахманинову":