Привет! Я Леонид Лукин и я вот уже более 10 лет помогаю владельцам бизнеса и специалистам по контекстной рекламе создавать, управлять и оптимизировать их рекламные кампании в Яндекс Директ и Google Ads в рамках своего собственного образовательного портала по обучению контекстной рекламе.
В последнее время мы все чаще сталкиваемся с ситуациями, когда замечаем, что значительная часть рекламного бюджета, как мы подозреваем, уходит на скликивание, которое делают или наши недобросовестные конкуренты или же сервисы, которыми они пользуются для выполнения этой задачи (и количество таких сервисов, а также желающих ими пользоваться – растет день ото дня). Если посмотреть на статистику поисковых запросов по теме скликивания, то запросы типа "заказать скликивание рекламы конкурентов" не уступают по частотности запросами вида "как защититься от скликивания".
Вот потому сегодня критически важной становится задача противодействия такому поведению. И не только когда факт скликивания доподлинно зафиксирован, но и в тех случаях, когда высока вероятность его возникновения в будущем, что особо актуально в высококонкурентных нишах, где стоимость кликов на поиске приближается или превышает тысячу или даже несколько тысяч рублей за клик.
На одной из последних консультаций по Яндекс Директу нам пришлось посвятить достаточно большой промежуток времени обсуждению вопросов противодействию скликиванию. И, в частности, нас больше всего интересовало как именно можно защититься от скликивания превентивно, то есть так построить рекламную кампанию, так задать настройки кампании и групп объявлений, чтобы изначально минимизировать возможность скликать бюджет. То есть не блокировать тех, кто замечен в скликивании по их IP-адресу, уже предварительно заплатим за несколько недействительных кликов, а просто изначально постараться не показать рекламу тем, кто будет пытаться ее скликать. И не важно – живые люди будут это делать или боты.
Да, конечно, невозможно пока защититься от скликивания на 100%. Однако, предложенные нами методы помогут существенно снизить тот ущерб, который скликивание способно нанести вашему рекламному аккаунту.
Фрагмент этой консультации, посвященный вопросам защиты от скликивания, вы также можете посмотреть в записи:
А теперь давайте обсудим, что же может защитить нашу рекламу от скликивания или минимизировать ущерб от скликивания. Буквально по пунктам.
Первое. Везде где можно старайтесь «дробить» свои рекламные кампании по разным тематикам. Учитывая вероятность скликивания, создавайте их несколько там, где логично было бы сделать только одну, если бы скликивания не существовало. В итоге каждая отдельная кампания будет ограничена своим собственным дневным или недельным бюджетом. Следовательно, если в одной или нескольких кампаниях начнется скликивание, то это никаки не повлияет на бюджеты других рекламных кампаний и они останутся нетронутыми.
Второе. Создавайте несколько рекламных кампаний для разных регионов. Идея заключается в том, что если начнутся скликивания в одном из регионов, то бюджет других регионов не пострадает. Например, создавайте две отдельные кампании для Москвы и Московской области, вместо того, чтобы создавать одну общую. Создайте множество рекламных кампаний на разные части Московской области, чем одну. Разбейте кампанию по Москве на округа. И т.п. И чем больше недостоверных кликов вы видите в статистике Яндекс Директа, тем более точные рекламные кампании на разные регионы нам помогут.
Третье. Вместо недельных бюджетов постарайтесь перейти на суточные. Естественно, что при этом следует учитывать технические ограничения на минимальные суточные бюджеты Яндекс Директа (на данный момент это 1000 рублей в день на кампанию). Все это также позволит избежать расходов на переходы по рекламе, связанные с процессом скликивания, так как в отдельной кампании при работе по недельному бюджету могут только за один день скликать большую часть недельного бюджета (в своей практике я видел расход до 75% за один день недельного бюджета). Если скликают весь суточный бюджет - это не так страшно, как почти весь недельный бюджет потерять за один день.
Четвертое. Задайте ограничение суточного расхода для всего аккаунта. Эта опция доступна всем под названием «Дневной бюджет». В любом случае, задав его вы в течение дня рискуете максимум потерять суточный бюджет, а не все, что есть на балансе вашего аккаунта.
Пятое. Обязательно укажите ограничения максимальной стоимости клика в настройках стратегии управления ставками (при оплате за клики), или указывайте желаемую стоимость конверсии при работе со стратегиями по конверсиям. Это позволит избежать слишком дорогих кликов.
Шестое. Стратегия управления ставками, которая нацелена не на клики, а на конверсии, да еще и с оплатой только за конверсии - это более продуманный и выгодный вариант для вас в ситуации, когда возможно скликивание. Почему? Потому что когда вы начинаете платить только за конверсии, то боты или люди (включая ваших конкурентов), которые просто кликают на ваши рекламные объявления, перестают наносить вам прямой ущерб в момент клика по рекламе (косвенный все же наносят). Ведь теперь бюджет списывается вовсе не за клики, а только за совершенные конверсии. Скорее всего, большинство ботов скликивающих рекламу не созданы для совершения конверсий на сайте. А часть ваших конкурентов, которые тоже будут скликивать, и не догадаются о том, что вы перешли на оплату за конверсии и продолжают тратить свое время только на клики, в то время как вы сохраните свой бюджет для получения конверсий от других пользователей.
Седьмое. Продумайте и расширьте сам список ключевых фраз, по которым идут показы рекламы. При подборе семантики постарайтесь использовать как можно более длинный список более точных запросов. Помните – рекламу, настроенную по широким поисковым запросам гораздо проще скликать. Если же вы настроите группы объявлений на показы по большому списку точных запросов – вас будет труднее скликать.
На этом с превентивными методами защиты от скликивания все. Но, остаются еще методы, которые помогут вам уже после того, как факт скликивания будет установлен. Можно проанализировать статистику рекламы, выявить параметры и характиристики тех кликов, которые кажутся подозрительными и уже защититься более "точечно". Конечно жаль, что за такие клики как привило уже придется заплатить. Хотя Яндекс Директ активно возвращает средства за такие клики на баланс аккаунта, но тем не менее и владельцу такого аккаунта есть чем заняться. Давайте также быстро пройдемся и по этому классу методов защиты от скликивания.
Один из самых основных методов, доступных в интерфейсе Яндекс.Директ и напряпую предназначенный для борьбы со скликивание - это возможность создать список IP-адресов, для которых ваша реклама не будет показываться (на данный момент можно задать только определенные IP-адреса, маску же адресов или целые подсети добавлять в такой список нельзя). Это позволяет быстро и эффективно исключить из показа рекламы те IP-адреса, с которых поступают ложные клики на ваши объявления. Добавление IP-адресов в список осуществить достаточно просто в настройках рекламной кампании. Но вот определить те IP-адреса, с которых идет скликвание, в этом и есть основная сложность. Они нигде не показываются в статистике Яндекс Директа, а потому «искать» их нужно будет в других источниках, например в лог-файлах вашего сервера. Для упрощения задачи можно воспользоваться специализированными сервисами защиты от скликивания, такими как clickfraud.ru, которые могут помогут не только выявить, но и заблокировать подозрительные IP-адреса в автоматическом режиме.
Если зафиксировано скликивание в конкретном регионе, то немедленно отключите показы в этом регионе. Добавьте его в список исключенных для показа рекламы, хотя бы на какое-то время. При этом, если IP-адреса не видны в Яндекс.Директ, то регионы, откуда были клики, можно легко определить по статистике. Сделайте разделение рекламных кампаний по разным регионам, если вы еще не сделали этого (см. выше).
Если вы определили, по каким именно ключевым словам происходит скликивание, то добавите эти слова в список минус-слов. Это поможет исключить показы рекламных объявлений для подобных запросов, содержащих данные ключевые слова, что значительно сократит количество ложных кликов (конкуренты и боты обычно ограничиваются небольшим списком высокочастотных и дорогих запросов для скликивания). Важно добавлять такие минус-слова в точном соответствии, чтобы не потерять производный от таких запросов трафик, так называемый "длинный хвост".
Если обнаружено скликивание, стоит попытаться выяснить, в каких именнор сегментах трафика (по полу, возраст и т.д.) оно происходит. Если удастся локализовать источник вредоносных кликов, то следует отключить показы рекламы только для этого сегмента. Это поможет сократить количество ложных кликов и более эффективно использовать бюджет на рекламу.
Опять же, вы логичнее всего уже изначально настроить показ рекламы на самые конверсионные для вас сегменты по полу, возрасту или типу устройства. Если те, кто скликивает, не попадут в целевой сегмент – они просто не увидят вашу рекламу.
На этом все. Успехов на поприще борьбы со скликиванием рекламы. Всем удачного маркетинга!