Найти тему
Ник Карпати

РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОЗЕ

РЕЦЕНЗИЯ КУЗЬМЫ КАЛАБАШКИНА

Автору необходима обратная связь с читателями, поэтому всегда рад откликам, рецензиям. Получил комментарий от Кузьмы Калабашкина, ответил ему.

Рецензия на «Демоны и боги преисподней в этрусской мифологии»
Анатолий Обросков

ОЧЕНЬ интересно, Анатолий.
Огромное спасибо.
С уважением,

Кузьма Калабашкин 07.03.2023 14:03 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Благодарю Вас, Кузьма, за рецензию! Удачи, новых творческих свершений!

Анатолий Обросков

Демоны и боги преисподней в этрусской мифологии
Анатолий Обросков

В пророческой книге "Чистилище" из трилогии об ангельских папах современного голоса Ватикана немецкого писателя Йорга Кастнера Папа Кустос и Антипапа Луций IV ведут свою родословную от этрусков. Поэтому, полезно узнать больше об их цивилизации и мифологии.

ВСТУПЛЕНИЕ
МАНИЯ/МАНИА
ВЕЙОВИС/ВЕТИСЛ
МАНТУС
АИТА
ОРК
ТУРМС/ХЕРМЕ
ХАРУ/ХАРОН
ТУХУЛКА
ФЕРСУ
ТИФОН
ЗМЕИ
ВСТУПЛЕНИЕ

Этруски – древний загадочный народ, когда-то живший на Апеннинском полуострове, на территории современной Италии. Этрурия – область Тосканы, расположенная между реками Тибр и Арно. Самоназвания этрусков – “рассенна” сохранилось в названии горной гряды близ Ареццо в Тоскане. Греки знали этрусков под именем тирренов или тирсенов, и оно сохранилось в названии Тирренского моря.

Загадочность народа этрусков проявляется практически во всем. Их язык неизвестен, письменность не расшифрована, происхождение и этническая принадлежность не ясны. Об этом народе написано удивительно мало, словно этруски жили какой-то замкнутой жизнью и практически не соприкасались со своими соседями. Дело, видимо, в том, что образ жизни и мировоззрение этрусков воспринималось большинством народов Средиземноморья как нечто исключительное. Их быт, нравы и обычаи казались их современниками настолько непонятными и противоречивыми, что вызывали наряду с восхищением острое неприятие, религиозный страх и даже ненависть. Авторы греческих и римских письменных источников чаще всего пишут об этрусках с осуждением, либо просто замалчивают о них. А ведь этруски создали самобытнейшую цивилизацию, удивительные шедевры искусства, экологическую и экономическо-социальную системы. Они завезли в Италию виноград и оливы, основали сам Рим и правили им полтораста лет, но исчезли как народ с лица планеты будто в одночасье, забрав с собой свои тайны. Самое интересное то, что свое исчезновение они предсказали еще за несколько столетий.

Религия и мифология этрусков имеют много общих черт с древнегреческой религией и мифологией. Долгое время считалось, что произошло заимствование культуры “дикими” этрусками у образованных греков. Оказалось, что это не так или не совсем так. Это не заимствование представлений у “более культурных греков”, а взаимообмен сюжетами и персонажами мифов. Грекам просто исторически больше повезло, после них сохранилась обширная литература.

Мы можем утверждать, что в результате контактов этрусков с греческими колонистами в Италии и на окружающих ее островах происходил процесс сопоставления и отождествления древнейших этрусских богов с олимпийскими богами; одновременно этрусские боги вводились в греческий пантеон. Частым поводом для утверждения о заимствованиях этрусками древнегреческих верований служит созвучие и частичное совпадение имен божеств в пантеонах древних греков и этрусков. При этом не учитывают тот факт, что многие персонажи этрусской мифологии с именами, созвучными греческим богам, присутствовали в этрусском пантеоне еще до образования общности народов Эллады. При этом сами древнегреческие историки неоднократно указывали на большую, относительно греческих, древность этрусских мифологических представлений. Тем не менее, многие современные ученые, вопреки античным письменным свидетельствам, отказываются видеть самобытность этрусской цивилизации, хотя определенное влияние греческой культуры на Этрурию, конечно, имело место.

Можно с полной достоверностью утверждать, что зафиксированное заимствование этрусками греческих мифов – это не плагиат, но переосмысление последних в ключе собственных космогонических, религиозных и политических представлений. Одновременно происходили ассимиляция и заимствование финикийских, карфагенских, египетских и отчасти кельтских мифологем и верований. Такое “заимствование” носит условный характер. Сам исходный миф может быть общим для древних средиземноморских народов, но со временем он получает наибольшее развитие в одном из регионов. В дальнейшем именно этот вариант перенимают другие народы, причем перенимают они не чужой миф, а свой собственный, в новой переработке и ином осмыслении. Этот переработанный миф в дальнейшем мог модернизироваться в соответствии с местными представлениями, в результате создается иллюзия заимствования. Принято считать, что родиной мифа является страна, у народа которой миф сохранился в более литературном и развернутом виде, - например Греция или Египет. Такое мнение опровергается археологическими данными, показывающими наличие мифологических представлений, подобных представлениям Греции и Египта, у других народов еще до появления и Древней Греции и Древнего Египта.

Коротко остановимся на связях этрусков с древнейшими цивилизациями Востока. Наличие таких связей указывает на тот факт, что Древняя Греция являлась не единственным источником знаний и опыта для Этрурии, более того, сама Этрурия во времена Древней Греции владела многими знаниями, которыми древние греки не обладали.

Греческая культура, как довольно позднее образование, несла в себе мало традиционных концепций, связанных с цивилизациями шумеро-вавилонской и хеттской культур. В то же время этрусская ранняя мифологическая система и культура имели в некоторых базовых чертах ярко выраженное сходство с этими древнейшими цивилизациями. Это сходство относится в первую очередь к таким важнейшим достижениям мысли древних народов, как календарь, астрологические представления и гадательные практики. Сходство между этими базовыми ритуальными и космогоническими представлениями в Этрурии, у хеттов и ассиро-вавилонцев наблюдается почти полное.

Все вышеперечисленные знания относились к категории жреческих тайн и строго охранялись. Их берегли больше, чем теперь берегут военные секреты. Открыть эти тайны чужаку, а тем более целиком отдать чужому народу было немыслимо. Данное сходство жреческих знаний и представлений возможно только в двух случаях: если народы имели добрососедские отношения и их жрецы входили в одну и ту же тайную коллегию или если их жреческие системы имели общие корни. Некоторым аналогом подобных жреческих союзов могут служить современные тайные общества и современные же межнациональные сообщества ученых. Следовательно, хеттские, вавилонские и этрусские жрецы, как и сами народы, имели общие религиозные и мифологические представления еще до переселения предков этрусков на Апеннинский полуостров.

Знаменитый римский историк Тит Ливий писал об этрусках: “Народ, который посвятил себя религии больше других народов, потому что отличался искусством религию культивировать”. При этом нужно особенно отметить, что этруски равно почитали как Небесных богов, так и богов Подземного пантеона, и можно предполагать, что элементы многих этрусских мистерий, жреческой магии и мифологических представлений легли в основу европейской черного магического искусства. Именно этим и определяется наш интерес к богам Преисподней этрусской религии.


МАНИЯ/МАНИА

Мания – подземная хтоническая богиня, считавшаяся матерью или бабкой Манов (в ранних верованиях преимущественно злые духи), а иногда Ларов/Лазов/Ларвов. Мания была одной из самых ужасных богинь этрусков – насылала на людей безумие.

Об этой богине и ее культе известно из греческих и римских источников. Этрусские источники донесли до нас о ней крайне мало сведений, что объясняется особенностями ее культа, который у этрусков носил тайный сакральный характер. Рассмотрим, что известно об этой страшной этрусской богине.

Богиня Мания имела свой одноименный греческий аналог. В греческой мифологии Мания – персонификация безумия, насылаемого на людей преступивших закон и обычай. Она иногда отождествлялась и Эвменидами – богинями мщения. Храм Мании находился между Аркадией и Мессенией, где по преданию Орест был лишен ума за убийство матери.

Римляне заимствовали культ богини Мании у этрусков по причине большой силы и значимости этой богини, хотя им и претила ее магическая мрачность и жестокость. Из римских источников известно, что Мания – богиня мрака и безумия.

В Риме изображения богини Мании вывешивалось перед домом для его охраны. Аналогичные изображения, как принято считать – Горгоны Медузы, вывешивались и делались по фризу зданий у этрусков. Это может указывать на их идентичность, так как культ богини Мании заимствован римлянами у этрусков, а отнесение изображений на этрусских храмах к Горгоне Медузе принято условно, исходя из греческих аналогов подобных изображений. Прототип обряда вывешивания изображения чудовища на домах и храмах существовал еще в древнем Вавилоне. Так маски чудовища Хумбабы у ассиро-вавилонцев служили той же охранной цели. Известно, что изображения Горгоны наносились на щиты этрусских воинов для устрашения врагов и магического превосходства в сражениях. Видимо, «богиня Медуза» этруссков – это и есть древнейшая богиня Мания/Маниа.

Основной жертвенной пищей богини в римские времена считалась бобовая каша, но этим жертвы Мании не ограничивались. Ее культ у этрусков был связан с человеческими жертвами и отсеченными головами. По этрусским представлениям в голове находилась душа человека. Из этого следует, что страх перед Манией – не просто страх перед смертью, это страх перед безумием – гибелью души, после которого гибнет сама внутренняя сущность человека и невозможно его посмертное перерождение. Принесение в жертву головы указывает на древнейшее поверие, что Мания/Медуза – хозяйка Протоокеана, где растворяется даже душа человека. Позднее, в римские времена, вместо голов людей Мании приносили в жертву головку лука и чеснока. Кроме того, в этрусские времена ей приносили в жертву мальчиков, используя ножи, смоченные в крови жертвенного козла.


Видимо, про то, кто такой этот Пегас, уже мало кто помнит. Слишком уж измаяли благородное животное сначала многочисленные поэтические клише XIX века, а потом беззубые советские карикатуры из "Литературной газеты". Так вот, произвела это существо на свет небезызвестная Медуза Горгона – в тот самый момент, когда ей отрезали голову. Будучи предоставленным сам себе, крылатый жеребец как-то выбил копытом из земли Гиппокрену – родник муз, и в этом его заслуга перед поэзией. Но главной его заслугой было то, что, сидя на нем, герой Беллерофонт победил еще одно мифологическое чудище – Химеру. Правда, потом у Беллерофонта не задались отношения с богами. Зевс наслал на летучего коня бешенство, и тот сбросил седока и узду. Беллерофонт при падении так расшибся, что лишился рассудка; что сталось с Пегасом, мифографы рассказывали уже менее ясно.

Тот факт, что праздник Мании совпадал с праздником Луперка (Волкобог)/Фавна, не случаен. В римской мифологии бог Фавн отождествлялся с греческим богом Паном. Пан покровительствовал стадам и мог наслать на врагов безумие или панику. Следовательно, Пан/Фавн вполне мог быть мужской ипостасью все той же Мании. Хтоническая природа Мании тоже сближает ее с Фавном/Паном/Луперком: в римской, греческой и ряде других мифологий божества растительности и плодородия имеют хтоническую природу.

Представления о Протоматерии как порождающей стихии, видимо связаны с женским менструальным циклом. Женщины в это время имеют повышенную возбудимость, которая могла соотноситься с ритуальным безумием женских или женоподобных хтонических богов плодородия, например богини Мании и Диониса. Сама кровь, выходящая при менструальном цикле, возможно рассматривалась как отражение порождающего Протоокеана, с ней могли соотноситься обязательные кровавые жертвы этим богам и богиням, как восполнение Протоматерии, носящее у этруссков кровавый характер.

Обычай наносить красную краску в обрядах, связанных с плодородием и войной, с циклами «жизни – смерти» сохранился у многих народов. Не случайно одежда этрусского царя, а затем и римских цезарей и императоров, имела красный цвет. Пурпур символизирует древнейшую функцию царей как носителей плодородной силы народа. Возможно, пурпур, символизируя функцию царя, как жертвоприносителя, имел и иное значение в сакральном смысле не обрядового жертвования хтоническим богам самого царя за процветание своего народа.

Мания имела праздник в один день с богом подземного огня Велхансом/Вулканом, что подчеркивает ее хтоническую природу и разрушительную силу, так как Велханс отвечал за извержения вулканов.

По материалам А. Наговицина.

http://darksign.ru/index.php?id=400

Весь текст
https://proza.ru/2014/10/29/1155

https://youtu.be/xzMjMoL30Zo