Найти тему

Записки на шахматных полях, или энциклопедия детского остроумия

В феврале 2021 года увидела свет книга с забавным названием "Записки на шахматных полях, или энциклопедия детского остроумия". Это моя вторая книга. О других своих книгах я расскажу в следующих постах.

Часто приходится слышать от взрослых, что они не знают/не понимают, как и о чем общаться с детьми. Нередко добавляют, что общаться с ними скучно и неинтересно. Эта книга имела своей целью прежде всего показать, что общение с детьми не только интересное, но и весьма поучительное. Дети обладают удивительной наблюдательностью, их выводы часто поражают и заставляют задуматься. Кроме того, дети помогают взрослому быть всегда в тонусе. Ведь трафаретное и формальное общение приводит к тому, что дети быстро теряют интерес - как с самому взрослому, так и к общению с ним.

Книга полностью состоит из диалогов, которые происходили на занятиях в шахматной школе. Чаще всего это были диалоги между мной и детьми, но в книге есть также немало примеров общения детей друг с другом. Общение было на самые разные темы, хотя фоном в большинстве историй являлись шахматы. Детям в этих историях от 5 до 13 лет. Конечно, 13 лет - это уже подростковый возраст, но как вы сможете заметить, дети и в этом возрасте часто сохраняют непосредственность. Все зависит, наверное, от того, в каком ключе с ними общаться.

Ниже приведены пять диалогов, которые, как мне кажется, наиболее показательны и позволят составить впечатление о "наполнении" книги. Истории эти я собирал с 2016 по 2021 год. Я старался указывать возраст детей в каждой из историй, чтобы читатель мог представить, с ребенком какого возраста шло общение и насколько его ответы были парадоксальны и удивительны.

Когда папа оказался слишком способным

Шестилетний мальчик, очень умный и одаренный, рассказывает, как он играет дома с папой и мамой в различные игры. Спрашиваю у него, научил ли он папу играть в шахматные поддавки и кто кого обыгрывает. Мальчик отвечает, что папа его обыгрывает, а вот маму он обыгрывает постоянно.

— Почему же папа у тебя выигрывает?

— Понимаете, когда я учил папу играть в поддавки — я его очень хорошо научил всем правилам. А папа слишком хорошо их понял, — грустно говорит и вздыхает мальчик.

Любимая фигура

Разговаривают два пятилетних мальчика. Оба хорошо играют и отлично соображают. Один спрашивает у другого:

— А какая у тебя самая любимая фигура?

— Папин ферзь, когда я его съедаю, — с явным удовольствием и с блаженством на лице отвечает второй.

Как мама проигрывает ферзя

Семилетний мальчик рассказывает о домашних баталиях с мамой:

— Знаете, моя мама очень смешно себя ведет, когда теряет ферзя.

— Как же?

— Она начинает плакать, потом отбирает у меня ферзя и убегает на кухню!

— И как ты на это реагируешь?

— Я говорю маме, что печеньками и вкусностями меня не проведешь и я подожду, пока она принесет мне обратно ферзя!

Почему не выжили динозавры

Семилетний мальчик просит рассказать, «какая была жизнь во времена, когда жили динозавры»?

— Ну, тогда не было интернета, компьютеров, мобильных телефонов и игр на телефонах…

С ужасом в голосе и на лице перебивает и восклицает:

— Да-а-а-а, я бы тоже не выжил в таких условиях!

От чего умер Марадона

До начала занятия остается 5 минут, но в кабинете только два мальчика, 9 и 10 лет. Оба фанаты футбола. Пока ждем остальных, они обсуждают футбол и все, что с ним связано. В этот раз обсуждают смерть Марадоны.

10-летний уверенно заявляет, что Марадона умер, потому что был очень старым. Но 9-летний не соглашается и говорит, что Марадоне было всего 60 лет, и умер он потому, что употреблял наркотики.

10-летний поражен — футбол и наркотики не укладываются у него в голове. Он удивленно смотрит на 9-летнего и чисто механически спрашивает:

— Какие еще наркотики?

9-летний, кажется, в курсе всего:

— Ты что, не знаешь? Он употреблял кокаин — очень плохой и опасный наркотик. Поэтому заболел и умер.

10-летний в шоке и не может выговорить ни слова! 9-летний тем временем делает паузу и продолжает:

— Именно поэтому я больше не пью какао!

10-летний снова не может ничего понять и задает вопрос:

— А при чем тут какао?

— Ты что, не знаешь? В кофе есть кофеин, и он очень вреден. А в какао есть кАкаин — это же логично!

Не успеваю вмешаться и объяснить про вымысел девятилетнего и про неправильное правописание, как десятилетний неожиданно хлопает себя по лбу и восклицает:

— Теперь я понял, почему стал так плохо учиться и почему я не могу контролировать себя в школе! Это потому что мама дает мне каждое утро чашку какао и я выпиваю ее до конца!!!

Электронная версия книги доступна по ссылке: https://ridero.ru/books/zapiski_na_shakhmatnykh_polyakh_ili_enciklopediya_detskogo_ostroumiya/

Доступен бесплатный фрагмент книги, также с большим количеством диалогов и историй из книги.

Обложка книги.
Обложка книги.

#общениесдетьми #эмоциональныйинтеллект #шахматы