Привет всем! Я учусь в 10 классе и за последние два года написала уже огромное количество сочинений. Думаю у многих есть проблемы с этим, ведь это не так просто, поэтому я решила поделиться своими советами в написании сочинений и эссе.
1. Изучите тему
Возможно этот совет покажется многим очевидным, но тем не менее это важный пункт при написании любой работы. Необходимо хотя бы приблизительно знать, о чем вы пишите. Если это сочинение по литературе, то прочтите произведение хотя бы в кратком содержании, если это эссе по обществознанию, пробегитесь глазами по параграфу. Перед тем как приступить к конкурсной работе, прочтите статью по этой теме и так далее. Так вы будете понимать о чем вы пишете и сможете ответить на вопросы по написанному.
2. Составьте план с ключевыми вопросами
Итак, следующий шаг - это составление плана. В первую очередь любое сочинение или эссе состоит из трёх частей:
- Вступление
- Основная часть
- Заключение
(Ниже я разберу каждый из них по отдельности)
Но помимо этих 3 пунктов, ваша работа включает себя несколько подтем, каждая из которых относится к общей теме сочинения. Обычно они рассматриваются в основной части. Чтобы было проще, я советую вам перед написанием составить 3-4 вопроса, ответы на которые обязательно должны встретиться в сочинении. Например если вы пишите эссе по литературе, то эти вопросы могут звучать так:
- Какая тема у произведения?
- Какая основная мысль?
- Что хотел показать автор?
- Какие проблемы раскрывает автор в произведении?
Когда вы дадите ответы на эти вопросы, то исходя из них можно будет продолжить работу, например, характеристикой каждой проблемы и на примере каких персонажей автор показывает свое мнение по этой проблеме.
Список вопросов, подходящих для любой темы:
- Дать определение теме. ( Если у вас в теме какой-либо термин, например, "Патент и способы его получения" здесь вы напишете что такое патент)
- Показать мнение разных людей на эту тему. ( Поискать в Интернете как известные критики, учёные высказываются на эту тему)
- Какие проблемы есть в этой отрасли?
- Как эта тема отражается в произведениях литературы?
3. Введение
Введение - это начало вашего сочинения. Оно должно знакомить читателей с темой и тезисами работы. Давать краткий ответ на поставленный вопрос.
Обычно на различных сайтах с советами по написанию сочинений пишут, что введение должно быть кратким, 2-3 предложения, но я рекомендую вам сделать его объемней. Я стараюсь придерживаться правила:
Введение + заключение =1/3 сочинения
И введение ≈ заключение
Вот варианты как можно написать введение
Первое предложение представляет собой вопрос по теме. Таким образом станет понятно о чем вы пишете. Дальше есть сразу несколько вариантов. Первый из них сразу дать краткий ответ на поставленный вопрос. Второй - составить ещё несколько вопросов близких по теме. Третий - написать, что сразу на этот вопрос ответить нельзя и для начала нужно разобраться в данной теме. А также после вопроса/сов можно написать, что эти вопросы возникают у каждого кто интересуется этой темой.
Еще один вариант для введения, он больше подходит для сочинений по литературе. В первую очередь напишите, о каком произведении вы пишите и кто его автор. Можно это сделать следующим образом: написать в первом предложении тему, а во втором написать что эта тема рассмотрена в таком-то произведении, которое написал такой-то автор.
4. Основная часть
Именно в основной части вы отвечаете на поставленные вопросы развернуто, подтверждая свое мнения какими-либо доводами. Здесь и отвечаете на те вопросы, которые мы придумывали в качестве плана. Обязательно в основной части нужно раскрыть тему по максимуму на сколько это вообще возможно. Чем лучше вы это сделаете, тем выше будет балл. Основная часть должна занимать около 2/3 сочинения.
Самое главное что должно прозвучать в этой части: почему именно вы так считаете, то есть вам нужно привести аргументы в подтверждение своего мнения. Обычно просят привести не менее 3 аргументов. Например, если во вступлении вы на вопрос "Стоит ли читать книги?" ответили "Да, стоит", то в основной части вы пишете примерно это: " Книги нужно читать обязательно, они обогащают наш словарный запас. Ещё их нужно читать, потому что они снижают уровень стресса. Также польза от чтения заключается в том, что это развивает воображение".
Важный момент, который почему-то никто не говорит, видимо считают его достаточно очевидным, но тем не менее, каждый аргумент вашего сочинения, так же должен быть подтверждён чем либо. То есть в развернутом виде ваше сочинение будет иметь такую структуру:
1. Вступление
2. Основная часть
2.1. Первый аргумент
2.1.1. Подтверждение первого аргумента №1
2.1.2. Подтверждение первого аргумента №2
2.1.3. Подтверждение первого аргумента №3
2.2. Второй аргумент
2.2.1. Подтверждение второго аргумента №1
2.2.2. Подтверждение второго аргумента №2
2.2.3. Подтверждение второго аргумента №3
2.3. Третий аргумент
2.3.1. Подтверждение третьего аргумента №1
2.3.2. Подтверждение третьего аргумента №2
2.3.3. Подтверждение третьего аргумента №3
3. Заключение
5. Заключение
Заключение - это вывод, итог вашего сочинения. Здесь вам надо, так сказать, подвести черту под всем выше сказанным. Кратко высказать свое мнение о теме. Сказать, почему так важно оглашать эту тему, говорить о ней.
Заключение должно по объему быть приблизительно как вступление или больше его.
6. Советы
- Избавьтесь от тавтологии в своей работе (если кто не знает, то тавтология - это необоснованное повторение одних и тех же или близких по значению слов,"масло масляное", "спросить вопрос" и тд). Используйте больше синонимов. Вот те из них, которые часто нужны:
• Писатель - автор - поэт - фамилия писателя - инициалы и фамилия - ФИО полностью - только имя.
• Произведение - работа - творчество (если в целом) - рассказ - роман - стихотворение - .....(жанр произведения.
• Слово "который" можно заменить причастием, подходящим по смыслу.
Если не получается придумать синоним самостоятельно, то можно использовать словарь синонимом.
- Если вам нужно читать свое сочинение, то проставьте ударение. Казалось бы такой простой и очевидный совет, но часто при просьбе прочитать работу именно на этом авторы и "падают". Я постоянно слышу и от своих одноклассников и от учеников помладше, слова, которые из-за неправильно поставленного ударения прямо таки режут слух. Поэтому чтобы такого не случалось, и вас было приятно слушать, не поленитесь и подготовьтесь.
- Ещё один совет к чтению сочинение (кстати это относится и к стихотворениям, по крайней мере лично у меня). Не зачитывайтесь им перед выступлением. Не нужно 30 раз его читать перед тем как рассказывать на публику. Лучше прочитайте его пару раз вечером накануне, и непосредственно в этот день. Если же вы будете его читать несколько раз перед самим сообщением, то у вас попросту говоря будет заплетаться язык.
- Но вернёмся к написанию. Больше рассуждений! Так называемой воды много не бывает. Да, я знаю, что обычно говорят чтобы ее было минимум, но мы же все прекрасно понимаем, что ее будет не мало.
- На черновике всегда визуально сочинение выглядит объемней. Там будут ошибки, почерк неаккуратный и размашистый, вы элементарно можете убрать целый абзац. Поэтому на черновик всегда пишите больше чем надо, потом оно все равно ужмется. Ну то есть, если вам надо написать 3 страницы пишите 3,5-4 страницы и тд.
7. Фразы-клише
И на последок хочу поделиться с вами фразами клише, которые подойдут для любого сочинения.
Для высказывания своего мнения:
- На этот счёт существует множество мнений, но считаю .....
- Многие думают ....., но я считаю....
- Многие думают ....., и я не исключение. Я также придерживаюсь данного мнения, ведь...
- Несмотря на множество разногласий в этой теме, я смог/смогла сформировать собственное мнение на этот счёт, оно звучит примерно так: .....
Для вступления: (*)
- О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории.
- Как часто мы слышим о...
- (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то…
- Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …?
- Каждый из нас сталкивался с…
Для заключения: (*)
- Сущность вышеизложенного сводится к следующему…
- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
- Невольно напрашивается вывод…
- Таким образом, мы приходим к выводу: …
- Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…
- Итак, можно сделать вывод, что…
- В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о…! Будем помнить о…!
(*) - взято с сайта "Клише для итогового сочинения" https://shkolnaiapora.ru/sochinenie/klishe-dlya-itogovogo-sochineniya
(Там можно посмотреть ещё очень много различных клише для вступления, заключения, основной части, переходов от одной части к другой и так далее)
Надеюсь я вам помогла)
Всем добра!