В 30-е годы прошлого века женщины впервые уверенно заявили о своем праве наравне с мужчинами осваивать железнодорожное хозяйство. Однако борьба слабого пола за равноправие на железных дорогах началась гораздо раньше. Сегодня самое время вспомнить ее героинь — тех, кто первыми приходили в депо и оставались там, считая работу на железной дороге делом своей жизни.
Текст: @rzd2r
Нельзя сказать, что изначально женский труд на российских железных дорогах был вовсе запрещен. Первыми, однако, на «чугунку» пришли не машинистки и даже не телеграфистки, а сторожихи. С самого начала на должности дежурных по переезду, или, как они назывались официально, переездных сторожей, охотнее всего брали семейные пары, причем женщин тоже оформляли на работу. Жена в таком железнодорожном семействе замещала мужа, присматривая за переездом, пока тот отдыхал или был в отъезде. Правда, женские зарплаты сильно отставали от мужских: если переездный сторож на Южных железных дорогах в конце XIX — начале ХХ века получал 180–240 рублей в год, то сторожиха — от 36 до 120 рублей. Однако тут не было никакой дискриминации женщин: эта разница лишь отражала распределение обязанностей. Смотрители-мужчины не только обеспечивали безопасность на переезде, но и обходили пути, а если требовалось, то и ремонтировали их своими силами. Женщины к такой работе не допускались.
Четверть века понадобилось женщинам, чтобы получить право работать на железных дорогах на должностях специалистов. Через 25 лет после запуска первой железнодорожной ветки, по особому разрешению, выданному лично министром путей сообщения, на Московско-Нижегородской железной дороге приступила к работе первая женщина — билетный кассир Ольга Кнушевицкая. Она была дочерью начальника станции Вязники Степана Кнушевицкого и с юных лет мечтала помогать отцу в его нелегком труде. Исполнение мечты потребовало от девушки немалой решительности и упорства: ей пришлось сдавать специальный экзамен в Санкт-Петербурге и пройти медицинское освидетельствование: врачи боялись, что постоянное нахождение рядом с поездами может привести к расстройству женского здоровья. И вот 10 апреля 1863 года 18-летняя Ольга Кнушевицкая впервые села за кассу. В этот день петербургские газеты вышли с сенсационными заголовками: «Петербург поразило неожиданное известие — на железную дорогу в качестве кассира принимают женщину!»
Опасения оказались напрасными: Ольга справлялась с работой на отлично. Она стала организатором первого в Вязниках любительского театра, проводила театральные вечера и жертвовала на благотворительность, помогая попавшим в беду землякам.
О том, что наступают новые времена, было официально объявлено в постановлении Департамента железных дорог от 18 февраля 1875 года, разрешавшем привлекать женщин к работе телеграфистками, но исключительно девиц и вдов и числом не более 15 % от общего штата. Однако прогресс уже было не остановить: к началу 1900 года женщины массово трудились не только на телеграфе, но и конторщицами, переписчицами, чертежницами, сборщицами статистики. В 1903 году в Санкт-Петербурге, при Императорском русском техническом обществе, заработали железнодорожные курсы, куда принимали и женщин. В том же году в Москве открылись технические женские курсы по механической и электротехнической специальностям, где девицы приобщались к основам инженерных знаний.
8 Марта мы отмечаем Международный женский день и поздравляем тех, кто умеет создавать уют и наполнять жизнь радостью и вместе с тем выполнять самую сложную и ответственную работу. И конечно, всё это в полной мере относится к женщинам, для которых железная дорога стала профессией и призванием. Полтора столетия назад женщинам пришлось приложить немало усилий, чтобы получить право трудиться на железной дороге, — и теперь стальные магистрали уже невозможно представить без них. Они работают в офисах, кассах, диспетчерских и кабинах локомотивов и электропоездов, отлично справляясь со сложнейшей техникой, осваивая новые технологии, руководя большими коллективами.
25 мая 1903 года газета «Московский листок» опубликовала очередную сенсацию. «На работу по изысканию крымских железных дорог Ялта — Бахчисарай — Симферополь отправилась первая в России женщина — инженер путей сообщения Р. А. Каневская, которая получила техническое образование в Париже, — писал журналист. — На днях она представлялась высшему путейскому начальству по случаю назначения на эти работы».
Каневская получила образование в старейшем в мире гражданском инженерном заведении — парижской Национальной школе мостов и дорог. Но для того чтобы претендовать на работу на родине, этого оказалось недостаточно. Ради должности рядового инженера-изыскателя ей пришлось выдержать профессиональный экзамен перед высшим руководством министерства путей сообщения. А когда стало ясно, что ее инженерным знаниям может позавидовать любой мужчина, из всех участков ей предложили самый сложный — горные районы на юге Крыма, где полевые работы требовали немалой выносливости.Судьба инженера
Экспедиция обследовала места потенциального строительства Южно-Крымской железной дороги по маршруту Симферополь — Ялта — Севастополь, впоследствии, увы, так и не построенной. Инженеры проверяли расчеты по имевшемуся проекту железной дороги Ялта — Бахчисарай через Ай-Петри, провели изыскания по направлениям Симферополь — Алушта — Ялта, Севастополь — Ялта, Ялта — Сирень — Бахчисарай — Симферополь, сделали технико-экономические расчеты для 22 вариантов трассы. Все эти работы — и полевые выходы, и инженерные расчеты — Каневская выполняла наравне с мужчинами. Правда, по свидетельствам очевидцев, сами они признавать женщину ровней себе отказывались — за исключением начальника экспедиции, Николая Гарина-Михайловского, русского писателя и инженера, старавшегося оградить Каневскую от колкостей коллег.
Впрочем, лет через десять ситуация на железной дороге разительно изменилась. В сентябре 1912 года Управление южных железных дорог России приняло решение «расширить право лиц женского пола на занятие должностей на железной дороге — включительно до старших счетоводов, чертежников и делопроизводителей в конторах и счетоводствах Управления дороги и конторщиков, счетоводов и переписчиц в конторах и на линии. Допустить, в виде опыта, лиц женского пола в должности временных ревизоров пассажирских билетов в поездах». К службе допускались женщины с образованием не ниже среднего, предпочтение отдавалось вдовам и сиротам железнодорожников.
Первая мировая война окончательно утвердила право женщин работать на железной дороге: ушедшим на фронт мужчинам требовалась замена. Теперь женщин можно было увидеть на складах, в мастерских и даже в креслах заместителей начальников станций. Последовавшая вскоре революция лишь закрепила эту тенденцию.
Страна героинь
В СССР женщинам стали доступны многие профессии, ранее считавшиеся мужскими. Они управляли самолетами и автомобилями, стояли у станков и доменных печей. Но профессия паровозного машиниста долгое время оставалась исключительно мужской прерогативой. Первой сумела пробить себе дорогу на паровоз Зинаида Троицкая.
Дочь слесаря по ремонту поездов и табельщицы депо Москва-Сортировочная, она с детства мечтала работать на железной дороге. Окончив девятилетку, Зинаида поступила в ФЗУ при депо станции Москва-Пассажирская — учиться на слесаря по ремонту паровозов. Окончив курс на отлично, пошла работать в депо, параллельно поступив на курсы помощников машиниста. Несмотря на очередной отличный аттестат и безупречно сданные экзамены, ее долгое время отказывались принимать на работу. Но Зина всё же добилась своего: один из старейших машинистов депо, Андрей Ермолаев, согласился взять ее помощником.
Четыре года они ездили по маршруту Москва — Рязань. Ермолаев учил Зинаиду тонкостям профессии, а позже настоял, чтобы ей разрешили сдать экзамен на паровозного машиниста, хотя поначалу девушке доверили лишь старый маневровый паровоз. Однако позже она пересела на пассажирский З.104. Тщательно ухаживая за машиной — вот где пригодилось мастерство ремонтника! — Зинаида прошла на ней без капремонта 22 тысячи километров вместо положенных по плану 5 тысяч. Она создала первую на советских дорогах женскую паровозную бригаду, стала лидером стахановского движения в своем депо. А 4 апреля 1936 года Зинаиде Троицкой вручили орден Ленина за победу в социалистическом соревновании. Ей было 23 года. В 1938-м Зинаида Троицкая стала первой в СССР и в мире женщиной — начальником железной дороги: Московской кольцевой. В 1941 году она, несмотря на беременность, отказалась от эвакуации и помогала руководить дорогой, а иногда даже водила составы.
Первой женщиной-машинистом на советском Востоке стала Башарат Мирбабаева из Узбекистана, к тому же первая в республике женщина-парашютист. Во время войны, сформировав женскую паровозную бригаду, она водила тяжелые поезда с амуницией и боеприпасами на фронт, а после освоила тепловоз и продолжала работать на железной дороге до пенсионного возраста.
Еще одной знаменитой последовательницей Зинаиды Троицкой стала Елена Чухнюк. В 1938 году она поступила на курсы помощников машиниста при Гомельском локомотивном депо Белорусской железной дороги. Работала помощником машиниста, затем машинистом, водила поезда, ни в чем не уступая мужчинам. В 1941 году 24-летней девушке было присвоено звание «Почетный железнодорожник». С первого дня войны она стала машинистом воинских эшелонов, порой вступая в смертельные дуэли с немецкими бомбардировщиками: резко меняла скорость поезда, чтобы не дать фашистам его разбомбить. В условиях холодной зимы она сумела организовать бесперебойную доставку топлива, втрое увеличив скорость отгрузки угля. За это Елена Чухнюк была удостоена звания Героя Социалистического Труда.
Золотую звезду Героя Труда за профессиональную доблесть в годы войны получила и стрелочница Анна Жаркова. К началу Великой Отечественной она работала на станции Алакуртти рядом с финской границей. С приближением фронта приходилось оставаться на рабочем месте почти круглосуточно, под регулярными обстрелами. С 1944 года Жаркова была инструктором технического обучения на станции Каунас, а после войны вернулась на родину, в Пензенскую область, где работала начальником станции Кузнецк.
Наши современницы
После войны женщин на железных дорогах стало меньше, и уже к 1980-м годам профессия машиниста вновь стала считаться сугубо мужской. Однако технический прогресс изменил ситуацию: управлять современными поездами физически гораздо проще, чем паровозами и тепловозами прежних времен. Женщины вновь стали приходить на железную дорогу, чтобы водить составы.
С 1 января 2021 года Министерство труда и социальной защиты исключило профессии машиниста и помощника машиниста электровоза из списка запрещенных для слабого пола, открыв двери для тех, кто мечтал их освоить.
Они были первыми
Наверное, сегодня нет ни одной сугубо мужской профессии, которую не освоили женщины, ведь когда есть желание и стремление, все препятствия преодолимы. С интересом и уважением мы вспоминаем тех, кто первым ступил на неизведанный путь новой для женщин профессии — и стал истинным профессионалом своего дела.
Первая женщина — профессор математики
Софья Корвин-Круковская родилась в 1850 году в Москве, в зажиточной генеральской семье. Математические способности девочки заметил друг семьи, профессор Тыртов, и посоветовал родителям отправить ее учиться за границу. Но отец Софьи считал, что у женщины есть лишь один путь — замужество. Чтобы поступить в Гейдельбергский университет, ей пришлось заключить фиктивный брак с ученым-биологом Владимиром Ковалевским, который, впрочем, поддерживал ее начинания. Но даже после того как Ковалевской вручили диплом, в России ей предлагали лишь место учительницы в женской гимназии. Звание профессора математики и возможность преподавать студентам женщине-ученому удалось получить только за границей — в Стокгольмском университете.
Первая женщина-капитан
Анну Щетинину, уроженку Дальнего Востока, земляки знали под именем Капитан Анна, или Леди-капитан. Она родилась в 1908 году во Владивостоке, в 17 лет поступила во Владивостокский морской техникум, на судоводительское отделение, а получив диплом, сразу пошла работать на корабль. Щетинина начинала с должности палубного ученика, последовательно пройдя все ступени морской службы — от матроса до старшего помощника капитана. 25 января 1934 года Анна Щетинина получила диплом капитана дальнего плавания. В своем первом рейсе она провела грузовой пароход «Чавыча» из Гамбурга через Одессу и Сингапур в Петропавловск-Камчатский. Имя женщины-капитана прогремело на весь мир. Во время войны она служила на Балтике, под бомбежками эвакуировала мирное население из Таллина, перевозила стратегические грузы, а в 1945 году участвовала в переброске войск на Южный Сахалин. После войны Щетинина продолжала водить суда в Балтийском пароходстве, а в 1949-м перешла на преподавательскую работу.
Первая женщина-космонавт
Валентина Терешкова родилась в 1937 году в деревне Большое Масленниково Ярославской области, в семье тракториста и работницы текстильной фабрики. В 18 лет, чтобы помочь родным, она пошла трудиться на завод. Валентина увлекалась парашютным спортом, и это сыграло важную роль в ее жизни. Когда в 1962 году Сергей Королёв решил отправить в космос женщину, то в качестве кандидатур рассматривались парашютистки не старше 30 лет, ростом до 170 см и весом до 70 кг. В отряд отобрали пять девушек, все они проходили сложнейшее обучение. Организм каждой потенциальной космонавтки проверяли на устойчивость к перегрузкам. Кандидатки находились в летном комбинезоне в термокамере при температуре +70 °C и 10 суток проводили в одиночку в сурдокамере — помещении, изолированном от звуков. Оценивали и их способность вести общественную деятельность: выступать перед аудиторией, встречаться с людьми. В итоге выбор комиссии пал на Валентину Терешкову. Она стала первой женщиной в космосе и до сих пор остается единственной космонавткой, совершившей космический полет в одиночку.
Первая женщина-пилот
Первой в мире женщиной, севшей за штурвал самолета, стала Раймонда де Ларош. Урожденная Элиза Леонтина Дерош появилась на свет в 1886 году в Париже, в семье слесаря-водопроводчика. Став актрисой, она взяла себе «благородный» псевдоним, под которым и прославилась — но не на сцене, а в авиации. Познакомившись с авиатором Шарлем Вуазеном, она заинтересовалась самолетами и 22 октября 1909 года впервые поднялась в воздух на его аэроплане. По слухам, Вуазен разрешил ей лишь прокатиться в летающей машине по земле, но Раймонда не смогла удержаться от искушения. В дальнейшем де Ларош поставила два «женских» мировых рекорда — на высоту и дальность полета. В июле 1919 года, совершая полет на учебном самолете в качестве пассажирки, она погибла в авиакатастрофе на аэродроме Кротуа.
Первая женщина-дирижер
Первой в СССР и в мире женщиной-дирижером стала уроженка Баку Вероника Дударова. Она родилась в 1916 году и с детства проявляла удивительные музыкальные способности. Окончив музыкальную школу для одаренных детей при Бакинской консерватории, затем фортепианное отделение музыкального училища при Ленинградской консерватории и, наконец, факультет симфонического дирижирования Московской консерватории, в 1947 году она впервые встала у дирижерского пульта. По отзывам музыкальных критиков, Дударова была универсальным дирижером, с успехом интерпретируя как классическую, так и авангардную музыку. В 1960-м она стала главным дирижером и художественным руководителем Московского государственного академического симфонического оркестра. Вероника Дударова занесена в Книгу рекордов Гиннесса как единственная в мире женщина-дирижер, возглавлявшая большой симфонический оркестр более 50 лет.
Первая женщина — участница экспедиции в Антарктиду
Американка Эдит Ронне не была профессиональным ученым-исследователем. Но именно ей довелось стать первой женщиной — действующим сотрудником антарктической экспедиции. Когда в 1946 году ее муж Финн Ронне, американец норвежского происхождения, военный инженер и увлеченный исследователь Антарктики, собрался на Ледяной континент, Эдит планировала лишь проводить его до Чили. Но муж уговорил ее принять участие в экспедиции в качестве хроникера и автора статей для Североамериканского газетного альянса, которые требовалось писать по условиям спонсорского контракта. Ее присутствие вызвало возмущение у прочих участников исследовательской группы. Но Ронне удалось настоять на своем. Пятнадцать месяцев Эдит провела в общем бараке для 23 человек на отдаленной станции в бухте залива Маргерит. Она писала статьи и ежедневно вела дневник экспедиции. Эдит Ронне побывала в Антарктике еще 15 раз. Ее именем назван один из шельфовых ледников.
Первая женщина — пилот «Формулы-1»
Мария-Тереза де Филиппис родилась в 1926 году в аристократической итальянской семье. Вслед за братьями она рано села за руль автомобиля, а решив доказать им, что женщина может водить машину не хуже мужчин, увлеклась автогонками. В 28 лет она стала второй в национальном первенстве Италии по кольцевым автогонкам, а четыре года спустя, в 1958-м, дебютировала в «Формуле-1». Де Филиппис заняла пятое место на Гран-при Сиракуз в гонке вне общего зачета и приняла участие в престижном Гран-при Монако, где, однако, не сумела пройти квалификацию. В следующей своей гонке, Гран-при Бельгии, она стала десятой. Впоследствии де Филиппис участвовала в Гран-при трижды, однако дважды сошла со старта из-за поломок.