С 1935 года на территории бывшего СССР открылись 16 метрополитенов. Из них только 7 оказались на территории современной РФ!
По факту, последние по датам открытия три метро-системы с единственными ветками не являются основным городским транспортом в этих городах-миллионниках. То есть фактически, метрополитены чье строительство началось не позднее 1970-х успели хоть частично (но с большими ограничениями) реализоваться, хоть и не без исключений. При этом только в Московском удалось выйти на полноценный охват почти всех районов после запуска БКЛ в 2023 году и за счет форсированного строительства новых радиальных веток (родом из генплана 1970 года) в последние 10 лет.
Можно ли было более полноценно реализовать планы по метростроению без выделения дополнительных средств? Оказывается да, построив меньше метро в братских и не очень республиках. К 1991 году средства налогоплательщиков РСФСР успели поучаствовать в большом числе метро-строек внаУкраине, Белоруссии и даже в Закавказье и Средней Азии, не принеся никакой прибыли и улучшения транспортной сиутации российским городам. Давайте посмотрим, сколько линий, депо и станций метро успело открыться за счет средств наших родителей к середине 1990-х годов в соседних государствах. Середина 90-х выбрана по той причине, что сроки строительства метро вообще очень длинные, а за счет общего коллапса экономики на рубеже 90-х многие проекты и вовсе оказались заморожены. Пример - единственная ветка метро в Днепропетровске, фактически построенная к 1991 году, но открытая для пассажиров лишь в 1995 году. Аналогичным грешит и Алма-атинский метрополитен.
Фактически потратили с 1980 года просто огромные ресурсы. И таких примеров десяток. Давайте же посмотрим, кто сколько кроме Москвы смог построить за последние 30 лет станций.
Санкт-Петербург (1955)
Петербургскому метро в 1991 году было всего 36 лет. К распаду СССР метрополитен насчитывал 4 линии и 54 станции на них. К 2021 году в метрополитене насчитывается 5 линий и 72 станции (+18 станций за 30 лет). То есть темп менее 1 станции в год, в 5-миллионом городе до сих пор нет подобия даже первой Московской кольцевой из 1950-х! Про то что многие районы "северной столицы" и вовсе не обеспечены метро с момента своего строительства и говорить не хочется. А что в других городах РФ? А там еще печальнее. Если в Ленинграде статус второго города страны еще обязывал, то даже Новосибирску и Нижнему Новгороду повезло гораздо меньше. А главное сроки!
Переходим в хронологическом порядке,к небратским республика
Киев (1960 г), Украина
В 1991 году Киевскому метро было 31 год, это третяя система метро в СССР, то есть жители Киева почему-то оказались в очереди первее нижегородцев и новосибирцев. Тогда метрополитен Киева насчитывал 31 станцию на 3 линиях. Сейчас на тех же 3-х линиях расположено 52 станции (формально +21 станция за 30 лет). То есть щедрые жители России финансами и ресурсами фактически создали каркас транспортной системы новых спальных районов Киева, куда массово заселяли местных лимитчиков с центральной и западной УСССР. Ну для которых мы и задолго до 2022 года были клятыми москалями. А если откроем Википедию, то узнаем, что фактически и первые пост-советские станции киевского метрополитена (как и в Днепропетровске, и в Алма-Ате) были построены на советском заделе конца восьмидесятых. Вот они:
- 30 декабря 1991 года были открыты станции Дружбы народов и Выдубичи (+2 шт.)
- 30 декабря 1992 года, был открыт следующий участок третьей линии — левобережные станции «Славутич» и «Осокорки» (+2 шт.)
- 28 декабря 1994 года были введены в действие станции «Позняки» и «Харьковская» 28 декабря 1994 года были введены в действие станции «Позняки» и «Харьковская» (+2 шт.)
Итого, фактически не 31, а все 37 из 52 станций киевской подземки открыты за наш счет. Плюс электродепо и прочая сопутствующая инфраструктура. На мой скромный взляд, ограничив рост населения Киева 1,5 миллионами до 1991 года можно фактически было обойтись там одной линией метро с планами полной достройки второй после 2000 года - вместе с коммунизмом (и с вдвое меньшим числом станций).
Харьков (1975), УССР
Шестой метрополитен СССР был открыт в 1975 году в Харькове. За 16 лет работы в 1991 году метрополитен насчитывал 21 станцию на 2-х линиях. К 2021 году уже на 3-х линиях было 30 станций (+9 станций за 30 лет). Не впечатляет, то есть основной объем был построен и спроектирован еще при кровавой власти советов в 70-х и 80-х. годов, в ущерб таким же промышленным городам как Красноярск, Челябинск, Омск и другим. Показательно какого уровня лоббирования шло со стороны крепких хозяйственников - руководителей УССР и просто хороших друзей Леонида Брежнева в поддержку выделения финансов на укро-метро.
Жители спальных районов Красноярска, Омска и многих других миллионников конечно очень рады за жителей Харькова, но имели право получить хотя бы вшивый метро-трам. А что, разве не социалзм? В Харькове, Омске и Красноярске создать одинаковые системы метротрама, заодно равномернее распределив часть населения Харькова (лишние полмиллиона за счет избыточной индустриализации) на эти агломерации Сибири.
Днепропетровск, который Днепр - 1995 (метро достроено к 1991)
Торжественная закладка метрополитена прошла 20 февраля 1981 года после проведения изыскательских и проектных работ, проходивших с 1979 года. Очередной пример лоббирования "днепропетровского клана уважаемого Леонида Брежнева", строить в этом городе полноценное метро стали гораздо раньше более населенных НН и Новосибирска. В 1990 году были закуплены все эскалаторы и открытие было намечено на 1991 год, но состоялось только 29 декабря 1995 года (первый метрополитен на территории бывшего СССР, открытый после его распада). Полностью построен в СССР, и до 2016 года ни одной новой станции в этом городе почему-то даже не пытались начинать строить. Не построили и до сих пор.
Подведя итог по УССР, получается что вместо экономного запуска трамваев и дополнительной закупки автобусов и троллейбусов (кроме Киева) - постоили фактически 2,5 ветки с 21 станцией в Харькове и 1 ветку в Днепропертровске с 6 станциями. И в это же самое время в РСФСР недостроили до конца по две ветки в Нижнем Новгороде и Новосибирске. А заодно забросили метросистемы Красноярска и Омска.
Закавказье. Ереван (1981) и Тбилиси (1966), Баку (1967)
Более глупой идеи чем строить метро в Тбилиси может быть только метро в Ереване. И обе реализовали в СССР.
За 10 лет существования метрополитена в составе Советского Союза в Ереване открыли 9 станций. В 1996 году открыли 10-ую станцию Чарбах. (+1 станция за 30 лет).
В Тбилиси с 1966 года по 1991 год при кровавых коммунистах посроили тоже немало. Четвёртому метрополитену СССР в 1991 было 25 лет. Тогда на 2-х линиях была 21 станция. А в 2021 году прибавилось только 2 станции, таким образом стало 23 станции. Сомневаюсь, что в обоих слчаях меторполитен там был нужен в принципе, обойтись обычным трамваем было бы куда дешевле.
Итого 30 станций и 3 линии только в Ереване и Тбилиси. А есть еще Баку (1967). Спустя год после открытия Тбилисского метро открылся Бакинский, таким образом став 5-м в СССР. На момент распада он состоял из 1 линии (2-я строилась), на которой располагалось 17 станций. В данный момент на 3-х линиях находятся 23 станции (+6 станций за 30 лет). Баку - единственная метросистема в Закавказье, за счет наличия у Азербайджана нефтедолларов получившая развитие после 1991 года. Но фундамент - советский. Прибавим эти 17 бакинских станций к 30 тбилисским и ереванским - получим 47 станций и еще 1.5 линии метро! Как минимум десятка три из них могли бы каждый день подвозить жителей российских городов-миллионников, но почему-то были построены в по-факту дотационных, а после 1991 года и независимо-враждебных экономиках. И это одно только Закавказье.
Ташкент (1977), Узбекская СССР
Спустя 2 года после открытия Харьковского метро, открылся Ташкентский. За 14 лет до 1991 года на 2-х линиях расположились 23 станции. Неплохо.
А что в Новосибирске? А в Новосибирск метро пришло почти на десять лет позже. Подождут новосибирцы, пока в Узбекистане достроят.
Минск (1984)
В целом последним, и возможно единственно обоснованным за пределами РСФСР и кроме Киева с Баку (где проекты следовало реализовывать в урезанном виде) стало метро Минска в 1984 год.
Первый и единственный метрополитен в Белоруссии за оставшихся 7 лет существования СССР насчитывал аж 15 станций на 2-х линиях. Возможно, одну линию там и следовало бы оставить. Чем Минск хуже Киева? Социализм же.
Итого к середине 1990-х годов стараниями тружеников РСФСР было профинансировано строительсво в сумме более 100 станций в Киеве (с 1950-х), Харькове (с 1960-х), Днепре (с 1980-х), Тбилиси, Баку и Ташкенте (с 1960-х), Ереване (1981) и в Минске (с 1970-х).
А что же НЕдостроили в РСФСР за пределами Москвы и Ленинграда?
К 1984 году на территории России за пределами этих двух городов не было ни одного готового метрополитена! В Баку, Ереване, Ташкенте и Харькове уже были готовы целые ветки. А себе - ни одной на тот момент запущенной станции за пределами Москвы и Питера.
Нижний Новгород (1985)
В 1985 году открывается метро в Нижнем Новгороде - одну ветку с аж 10 станциями достроили к 1991 году. И целых 5 станций за последующие 30 лет. Негусто, а это фактически первый город-миллионник в СССР (с 1962 года) после как раз Москвы и Питера. Где там хитрое советское правило про "начинаем строить метро как только рождается миллионный житель"?
Красноярск, Омск (не реализовано)
Или например для красноярцев и омичей оно должно было действовать с временной задержкой? Не по-коммунистически как-то, не справедливо.
Новосибирск (1987)
Далее следует Новосибирск - опять же, на дворе 1987 год! За 5 лет к 1991 году в Новосибирске было построено 8 станций. В Ташкенте 17 и на десять лет раньше открыли, а в Новосибирске - 8 штук к 1991 году. Почувствуйте разницу.
Самара (1987)
Куцый Самарский метрополитен в количестве аж 4 станций домучали в 1987 году, сейчас там 10 станций, которые даже до центра не довозят... Без коментариев.
Екатеринбург (1991)
Последний метрополитен построенный и сданный в СССР находится Екатеринбурге. В своё время он даже попал в книгу рекордов, как самый короткий метрополитен. С 1991 года Екатеринбургский метрополитен вырос до 9 станций (+6 станций за 30 лет, фактически +9).
Вместо итога
Фактически, на лицо явный пример умасливания национальных окраин, даже в тех случаях где необходимости строить метро (Тбилиси, Ереван, Ташкент, Днепр, частично Харьков и Баку, проекты в 800-тысячной Риге, Алма-Ата) особо и не было экономически. Обошлись бы трамваями, автобусами и электричкой. Максимум по одной ветке в Киеве и Минске. А существующие на территории тогда РСФСР метроплитены во-первых оказались недостроены до планировавшихся объемов (минимум по 3 полные ветки в Нижнем Новгороде и Новосибирске, возможно по 2 ветки в Самаре и Екб, кольцевая в Питере в конце-концов!), во-вторых метро в РСФСР могли бы открыть лет на 10-20 раньше. И в-третьих были бы доведены в том или ином виде проекты метро в Омске и Красноярске, а возможно что и Ростов-на-Дону обзавелся бы своим легким метро/ метро-трамом к новому тысячелетию. Вместо условного Днепропетровска. Вы можете справделиво заметить что в городах с менее 2 миллионами жителей строить метро в целом не очень разумно. В этой статье я не ставил целью обсудить данную целесообразность, а лишь хотел напомнить какие колоссальные средства были потрачены и показать до чего доводит пагубная политика экономического развития окриан в ущерб интересов собственных агломераций. А мэрам Омска и Красноярска остается пожелать быть настойчивее, как товарищ Ващенко из Харькова. Мб и повезет однажды, но украденные станции метро городам РФ точно уже никак не вернуть.