Найти тему
ProMaxUltra

Украденное метро и метротрамвай городов РСФСР

С 1935 года на территории бывшего СССР открылись 16 метрополитенов. Из них только 7 оказались на территории современной РФ!

По факту, последние по датам открытия три метро-системы с единственными ветками не являются основным городским транспортом в этих городах-миллионниках. То есть фактически, метрополитены чье строительство началось не позднее 1970-х успели хоть частично (но с большими ограничениями) реализоваться, хоть и не без исключений. При этом только в Московском удалось выйти на полноценный охват почти всех районов после запуска БКЛ в 2023 году и за счет форсированного строительства новых радиальных веток (родом из генплана 1970 года) в последние 10 лет.

Можно ли было более полноценно реализовать планы по метростроению без выделения дополнительных средств? Оказывается да, построив меньше метро в братских и не очень республиках. К 1991 году средства налогоплательщиков РСФСР успели поучаствовать в большом числе метро-строек внаУкраине, Белоруссии и даже в Закавказье и Средней Азии, не принеся никакой прибыли и улучшения транспортной сиутации российским городам. Давайте посмотрим, сколько линий, депо и станций метро успело открыться за счет средств наших родителей к середине 1990-х годов в соседних государствах. Середина 90-х выбрана по той причине, что сроки строительства метро вообще очень длинные, а за счет общего коллапса экономики на рубеже 90-х многие проекты и вовсе оказались заморожены. Пример - единственная ветка метро в Днепропетровске, фактически построенная к 1991 году, но открытая для пассажиров лишь в 1995 году. Аналогичным грешит и Алма-атинский метрополитен.

Например, даже в нищем 1991 году целых 457 миллионов рублей гибнущий СССР успел выделить Алма-Ате на стройку метро
Например, даже в нищем 1991 году целых 457 миллионов рублей гибнущий СССР успел выделить Алма-Ате на стройку метро

Фактически потратили с 1980 года просто огромные ресурсы. И таких примеров десяток. Давайте же посмотрим, кто сколько кроме Москвы смог построить за последние 30 лет станций.

Санкт-Петербург (1955)

Не видите тут кольцевой? Вот и я не вижу
Не видите тут кольцевой? Вот и я не вижу

Петербургскому метро в 1991 году было всего 36 лет. К распаду СССР метрополитен насчитывал 4 линии и 54 станции на них. К 2021 году в метрополитене насчитывается 5 линий и 72 станции (+18 станций за 30 лет). То есть темп менее 1 станции в год, в 5-миллионом городе до сих пор нет подобия даже первой Московской кольцевой из 1950-х! Про то что многие районы "северной столицы" и вовсе не обеспечены метро с момента своего строительства и говорить не хочется. А что в других городах РФ? А там еще печальнее. Если в Ленинграде статус второго города страны еще обязывал, то даже Новосибирску и Нижнему Новгороду повезло гораздо меньше. А главное сроки!

Переходим в хронологическом порядке,к небратским республика

Киев (1960 г), Украина

Почти 70%  - построено к 1991 году злыми коммунистами
Почти 70% - построено к 1991 году злыми коммунистами

В 1991 году Киевскому метро было 31 год, это третяя система метро в СССР, то есть жители Киева почему-то оказались в очереди первее нижегородцев и новосибирцев. Тогда метрополитен Киева насчитывал 31 станцию на 3 линиях. Сейчас на тех же 3-х линиях расположено 52 станции (формально +21 станция за 30 лет). То есть щедрые жители России финансами и ресурсами фактически создали каркас транспортной системы новых спальных районов Киева, куда массово заселяли местных лимитчиков с центральной и западной УСССР. Ну для которых мы и задолго до 2022 года были клятыми москалями. А если откроем Википедию, то узнаем, что фактически и первые пост-советские станции киевского метрополитена (как и в Днепропетровске, и в Алма-Ате) были построены на советском заделе конца восьмидесятых. Вот они:

- 30 декабря 1991 года были открыты станции Дружбы народов и Выдубичи (+2 шт.)

- 30 декабря 1992 года, был открыт следующий участок третьей линии — левобережные станции «Славутич» и «Осокорки» (+2 шт.)

- 28 декабря 1994 года были введены в действие станции «Позняки» и «Харьковская» 28 декабря 1994 года были введены в действие станции «Позняки» и «Харьковская» (+2 шт.)

Итого, фактически не 31, а все 37 из 52 станций киевской подземки открыты за наш счет. Плюс электродепо и прочая сопутствующая инфраструктура. На мой скромный взляд, ограничив рост населения Киева 1,5 миллионами до 1991 года можно фактически было обойтись там одной линией метро с планами полной достройки второй после 2000 года - вместе с коммунизмом (и с вдвое меньшим числом станций).

Харьков (1975), УССР

Опять же - весь каркас метро тут создан еще в СССР, до 1991 года
Опять же - весь каркас метро тут создан еще в СССР, до 1991 года

Шестой метрополитен СССР был открыт в 1975 году в Харькове. За 16 лет работы в 1991 году метрополитен насчитывал 21 станцию на 2-х линиях. К 2021 году уже на 3-х линиях было 30 станций (+9 станций за 30 лет). Не впечатляет, то есть основной объем был построен и спроектирован еще при кровавой власти советов в 70-х и 80-х. годов, в ущерб таким же промышленным городам как Красноярск, Челябинск, Омск и другим. Показательно какого уровня лоббирования шло со стороны крепких хозяйственников - руководителей УССР и просто хороших друзей Леонида Брежнева в поддержку выделения финансов на укро-метро.

Будьте убедительны как Григорий Иванович Ващенко
Будьте убедительны как Григорий Иванович Ващенко

Жители спальных районов Красноярска, Омска и многих других миллионников конечно очень рады за жителей Харькова, но имели право получить хотя бы вшивый метро-трам. А что, разве не социалзм? В Харькове, Омске и Красноярске создать одинаковые системы метротрама, заодно равномернее распределив часть населения Харькова (лишние полмиллиона за счет избыточной индустриализации) на эти агломерации Сибири.

Днепропетровск, который Днепр - 1995 (метро достроено к 1991)

Торжественная закладка метрополитена прошла 20 февраля 1981 года после проведения изыскательских и проектных работ, проходивших с 1979 года. Очередной пример лоббирования "днепропетровского клана уважаемого Леонида Брежнева", строить в этом городе полноценное метро стали гораздо раньше более населенных НН и Новосибирска. В 1990 году были закуплены все эскалаторы и открытие было намечено на 1991 год, но состоялось только 29 декабря 1995 года (первый метрополитен на территории бывшего СССР, открытый после его распада). Полностью построен в СССР, и до 2016 года ни одной новой станции в этом городе почему-то даже не пытались начинать строить. Не построили и до сих пор.

Подведя итог по УССР, получается что вместо экономного запуска трамваев и дополнительной закупки автобусов и троллейбусов (кроме Киева) - постоили фактически 2,5 ветки с 21 станцией в Харькове и 1 ветку в Днепропертровске с 6 станциями. И в это же самое время в РСФСР недостроили до конца по две ветки в Нижнем Новгороде и Новосибирске. А заодно забросили метросистемы Красноярска и Омска.

Закавказье. Ереван (1981) и Тбилиси (1966), Баку (1967)

Более глупой идеи чем строить метро в Тбилиси может быть только метро в Ереване. И обе реализовали в СССР.

За 10 лет существования метрополитена в составе Советского Союза в Ереване открыли 9 станций. В 1996 году открыли 10-ую станцию Чарбах. (+1 станция за 30 лет).

В Тбилиси с 1966 года по 1991 год при кровавых коммунистах посроили тоже немало. Четвёртому метрополитену СССР в 1991 было 25 лет. Тогда на 2-х линиях была 21 станция. А в 2021 году прибавилось только 2 станции, таким образом стало 23 станции. Сомневаюсь, что в обоих слчаях меторполитен там был нужен в принципе, обойтись обычным трамваем было бы куда дешевле.

Итого 30 станций и 3 линии только в Ереване и Тбилиси. А есть еще Баку (1967). Спустя год после открытия Тбилисского метро открылся Бакинский, таким образом став 5-м в СССР. На момент распада он состоял из 1 линии (2-я строилась), на которой располагалось 17 станций. В данный момент на 3-х линиях находятся 23 станции (+6 станций за 30 лет). Баку - единственная метросистема в Закавказье, за счет наличия у Азербайджана нефтедолларов получившая развитие после 1991 года. Но фундамент - советский. Прибавим эти 17 бакинских станций к 30 тбилисским и ереванским - получим 47 станций и еще 1.5 линии метро! Как минимум десятка три из них могли бы каждый день подвозить жителей российских городов-миллионников, но почему-то были построены в по-факту дотационных, а после 1991 года и независимо-враждебных экономиках. И это одно только Закавказье.

Ташкент (1977), Узбекская СССР

Единственное метро в Средней Азии и Закаказье (наряду сБаку), где стройка активно идет и после 1991 год. Хоть сейчас не за наш счет, и на этом спасибо!
Единственное метро в Средней Азии и Закаказье (наряду сБаку), где стройка активно идет и после 1991 год. Хоть сейчас не за наш счет, и на этом спасибо!

Спустя 2 года после открытия Харьковского метро, открылся Ташкентский. За 14 лет до 1991 года на 2-х линиях расположились 23 станции. Неплохо.

А что в Новосибирске? А в Новосибирск метро пришло почти на десять лет позже. Подождут новосибирцы, пока в Узбекистане достроят.

Минск (1984)

Даже первые 6 станций второй ветки - родом из СССР
Даже первые 6 станций второй ветки - родом из СССР

В целом последним, и возможно единственно обоснованным за пределами РСФСР и кроме Киева с Баку (где проекты следовало реализовывать в урезанном виде) стало метро Минска в 1984 год.

Первый и единственный метрополитен в Белоруссии за оставшихся 7 лет существования СССР насчитывал аж 15 станций на 2-х линиях. Возможно, одну линию там и следовало бы оставить. Чем Минск хуже Киева? Социализм же.

Итого к середине 1990-х годов стараниями тружеников РСФСР было профинансировано строительсво в сумме более 100 станций в Киеве (с 1950-х), Харькове (с 1960-х), Днепре (с 1980-х), Тбилиси, Баку и Ташкенте (с 1960-х), Ереване (1981) и в Минске (с 1970-х).

А что же НЕдостроили в РСФСР за пределами Москвы и Ленинграда?

К 1984 году на территории России за пределами этих двух городов не было ни одного готового метрополитена! В Баку, Ереване, Ташкенте и Харькове уже были готовы целые ветки. А себе - ни одной на тот момент запущенной станции за пределами Москвы и Питера.

Нижний Новгород (1985)

Городу не хватает как минимум 5-6 станций на текущих линиях, плюс не помешала бы и третья ветка (возможно в варианте легкого метро). Но ее построили в Ташкенте/ Баку / Киеве
Городу не хватает как минимум 5-6 станций на текущих линиях, плюс не помешала бы и третья ветка (возможно в варианте легкого метро). Но ее построили в Ташкенте/ Баку / Киеве

В 1985 году открывается метро в Нижнем Новгороде - одну ветку с аж 10 станциями достроили к 1991 году. И целых 5 станций за последующие 30 лет. Негусто, а это фактически первый город-миллионник в СССР (с 1962 года) после как раз Москвы и Питера. Где там хитрое советское правило про "начинаем строить метро как только рождается миллионный житель"?

Красноярск, Омск (не реализовано)

Или например для красноярцев и омичей оно должно было действовать с временной задержкой? Не по-коммунистически как-то, не справедливо.

Новосибирск (1987)

Опять же, минимум недостает 5-6 станций на двух запущенных ветках, на левом берегу метро вообще малопредставлено! Про третью ветку тоже промолчим.
Опять же, минимум недостает 5-6 станций на двух запущенных ветках, на левом берегу метро вообще малопредставлено! Про третью ветку тоже промолчим.

Далее следует Новосибирск - опять же, на дворе 1987 год! За 5 лет к 1991 году в Новосибирске было построено 8 станций. В Ташкенте 17 и на десять лет раньше открыли, а в Новосибирске - 8 штук к 1991 году. Почувствуйте разницу.

Самара (1987)

На 4 станции расщедрился СССР для города миллионника Самары к 1991 году.
На 4 станции расщедрился СССР для города миллионника Самары к 1991 году.

Куцый Самарский метрополитен в количестве аж 4 станций домучали в 1987 году, сейчас там 10 станций, которые даже до центра не довозят... Без коментариев.

Екатеринбург (1991)

Еле успели провести символический запуск. Но даже президентство земляка Ельцина не помогло Екб полноценно развить метро. Брежнем куда щедрее направял финансы (Харьков, Днепр)
Еле успели провести символический запуск. Но даже президентство земляка Ельцина не помогло Екб полноценно развить метро. Брежнем куда щедрее направял финансы (Харьков, Днепр)

Последний метрополитен построенный и сданный в СССР находится Екатеринбурге. В своё время он даже попал в книгу рекордов, как самый короткий метрополитен. С 1991 года Екатеринбургский метрополитен вырос до 9 станций (+6 станций за 30 лет, фактически +9).

Вместо итога

К 2016 году на территории республик эксплуатировалось около 200 станций. Из них более 2/3 - наследие СССР, а за вычетом разве Киева, Баку и Ташкента - вообще абсолютное большинство построено на советском заделе
К 2016 году на территории республик эксплуатировалось около 200 станций. Из них более 2/3 - наследие СССР, а за вычетом разве Киева, Баку и Ташкента - вообще абсолютное большинство построено на советском заделе

Фактически, на лицо явный пример умасливания национальных окраин, даже в тех случаях где необходимости строить метро (Тбилиси, Ереван, Ташкент, Днепр, частично Харьков и Баку, проекты в 800-тысячной Риге, Алма-Ата) особо и не было экономически. Обошлись бы трамваями, автобусами и электричкой. Максимум по одной ветке в Киеве и Минске. А существующие на территории тогда РСФСР метроплитены во-первых оказались недостроены до планировавшихся объемов (минимум по 3 полные ветки в Нижнем Новгороде и Новосибирске, возможно по 2 ветки в Самаре и Екб, кольцевая в Питере в конце-концов!), во-вторых метро в РСФСР могли бы открыть лет на 10-20 раньше. И в-третьих были бы доведены в том или ином виде проекты метро в Омске и Красноярске, а возможно что и Ростов-на-Дону обзавелся бы своим легким метро/ метро-трамом к новому тысячелетию. Вместо условного Днепропетровска. Вы можете справделиво заметить что в городах с менее 2 миллионами жителей строить метро в целом не очень разумно. В этой статье я не ставил целью обсудить данную целесообразность, а лишь хотел напомнить какие колоссальные средства были потрачены и показать до чего доводит пагубная политика экономического развития окриан в ущерб интересов собственных агломераций. А мэрам Омска и Красноярска остается пожелать быть настойчивее, как товарищ Ващенко из Харькова. Мб и повезет однажды, но украденные станции метро городам РФ точно уже никак не вернуть.