Не секрет, что в наше время социальный рейтинг стал реальностью. Совсем недавно Китайская Народная Республика ввела систему социального доверия или кредита доверия, которую вполне можно определить как систему социального рейтинга человека или организации. Сегодня социальный рейтинг или система социального доверия в Китае, - это автоматизированная система норм, правил и ограничений: законодательных, моральных, социокультурных, этических. Архитектура этого социального рейтинга опирается на китайское законодательство, нормативные акты, технологии и «большие данные». Напомню, что о «больших данных» говорят как о социально-экономическом феномене, связанном с появлением технологических возможностей анализировать огромные массивы данных и вытекающих из этого трансформационных последствий. То есть система социального доверия сегодня – это социальное отражение человека, которое может представить для общества его «социальную дорожную карту». И здесь шутки в сторону, потому что «большие данные» быстро оценят Вашу личность и скажут Обществу (или политическому или коммерческому заказчику) о всех пристрастиях, интересах, качествах характера, уровне знаний и компетенций и многом другом, о чём возможно Вы даже и не задумывались.
Так 14 июля 2014 года правительство Китая впервые опубликовало план и цели внедрения системы социального рейтинга «Шэхуэй синьюн тиси». Основная цель внедрения системы – «построение гармоничного социалистического общества». В соответствии с общим документом «Программа создания системы социального кредита (2014-2020)», выпущенным Государственным советом, система сосредоточена на четырёх областях:
• честность в государственных делах,
• коммерческая целостность,
• общественная целостность,
• судебная достоверность.
В настоящее время освещение этой инициативы в средствах массовой информации сориентировано в основном на оценке рейтинга отдельных граждан (что подпадает под «общественную целостность»). В сентябре 2016 года правительство Китая опубликовало уточнённый перечень санкций, которым будут подвергаться обладатели низких рейтингов:
запрет на работу в госучреждениях; отказ в соцобеспечении; особо тщательный досмотр на таможне; запрет на занятие руководящих должностей в пищевой и фармацевтической промышленности; отказ в авиабилетах и спальном месте в ночных поездах; отказ в местах в люксовых гостиницах и ресторанах; запрет на обучение детей в дорогих частных школах.
На первый взгляд это похоже на серьёзную проблему для человека: на контроль, контроль и ещё раз контроль. Ну, чем ни тотальное рабство, точнее зависимость человека и организации от «независимой» системы оценки вашей правильности, эффективности и значимости. Конечно, если убрать аспект «насилия» над «свободной волей человека» и увидеть в этом ориентирование на добродетельные начала, то всё становится очень позитивным. Здесь как раз важно понимать, насколько система оценки независима или зависима от государственной политики, от коррупции, от влияния личных интересов и многого другого, кто может воспользоваться этой системой влияния в своих интересах. Ведь если представить, что данная система кристально честна, а в её основу заложены исключительно справедливые, нравственные и качественные показатели построения идеального Общества, то такая техническая система просто само благо для нашего мира, в котором не всё благополучно.
Очевидно, что подобный контроль жизнедеятельности человека многих пугает. Сложно жить и постоянно контролировать себя: а всё ли я сделал хорошо, а не нарушил ли я правила и нормы жизни общества. Так можно и с ума сойти от постоянного беспокойства за благополучность и благонадёжность своих действий. И всё же, посмотрим на данное явление более беспристрастно.
Первое затруднение данной оценки состоит в том, что человеческая жизнь, наши эмоции, человеческая натура, Живое оказывается подчинённым машине, программе, техническому и технологическому процессу. В данном случае «Манифест Идеального Общества» чётко и ясно сообщает, что: «живое должно основываться на самоуправлении и саморазвитии, то есть живом взаимодействии, стремясь исключить из поля своей коммуникации все технические системы, кроме тех, которые являются подчинёнными инструментами жизнеобеспечения человека». То есть, решение о вынесении санкций в отношении человека может и должен делать человек, точнее Общество людей, проявляющих, прежде всего, человеколюбие к тому, кого они оценивают при помощи такого технического устройства или программы. В таком качестве социальной коммуникации техническая оценка социального рейтинга становится инструментом в руках людей и действительно может стать благом. Собственно говоря, если человек недобросовестный, необязательный, агрессивный и мы видим, что его помыслы направлены против благополучия людей, то общество, которое применит к нему санкции с требованиями изменить мышление и образ жизни, просто проявит заботу об этом человеке, ориентируя на сотрудничество с окружающим миром. И это Благо!
Теперь стоит поговорить о критериях такой оценки. Здесь стоит сказать, что авторы Манифеста создали систему оценки компетенций человека ещё задолго до специалистов из КНР. Точнее в 2008 году, когда преобразовали систему учёта «человеческого капитала» с целью определения эффективности проведения образовательных мер по духовно-нравственному воспитанию российской молодёжи (в рамках Всероссийского национального конкурса по социальному проектированию «Новое пространство России» материалы опубликованы: ISBN 978-5-4365-2098-8). Посудите сами, оценка «человеческого капитала» в «Манифесте Идеального Общества» звучит вполне доброжелательно и понятно: «Человеческий капитал» – это экономический и социальный потенциал самореализации человека в практике служения обществу: способность к труду, здоровому образу жизни, разумному воспроизводству численности населения, творческому преумножению технического, культурного, образовательного и духовного богатства цивилизации, складывающийся из совокупности материальных и нематериальных вложений в личность, аспектов эффективности и устойчивости этих вложений, определяющих экономический и социальный потенциал самореализации человека, и учёт соотношения экономического и социального потенциала самореализации человека с потенциальными потребностями личности.
Всё это ничто иное, как система детального анкетирования, превращающего данные о человеке в коэффициенты учёта его дееспособности, зрелости и добродетельности. Это тоже «большие данные», но основой такой открытой гуманистической социальной системы становится основополагающий морально-нравственный принцип ориентации всей деятельности Общества на благополучие каждого отдельного человека, живущего на основе взаимной добродетельной заботы друг о друге. И здесь главной целью жизнедеятельности гуманистического Общества становится Человек, являющийся центром этой социальной системы. Заметьте, здесь нет контроля и системы наказаний. В учёте «человеческого капитала» оценивается лишь качества человека и формируется его «дорожная карта» всестороннего развития способностей, необходимая личности с целью более глубокого саморазвития, то есть развития умений, навыков и творческой самореализации. Такой шаг к Себе даст человеку устойчивую практику всесторонней востребованности в Обществе, основанную на принципах Доброй Воли (материалы: «Философия добровольчества: методические указания по внеклассной работе» ISBN 978-5-4365-2093-3). Именно такие условия способны помочь людям создать столь необходимый сегодня открытый институт социальной коммуникации, основанный на живой децентрализованной системе равенства всех её участников с переходом в единое братство всеобщего согласия.
Такой шаг очеловечивания, а по существу замещения технической системы человекоориентированной практикой позволит повысить демократичность и последующую децентрализацию и устранение существующего тоталитарного общества. Поэтому не стоит пугаться появления в мире практики оценки социального рейтинга. Важнее понимать, каковы принципы этого процесса, и насколько такая система оценки человечна и независима от любых аффилированных проявлений, в том числе и политических. Ведь такое гуманистическое преобразование управленческих инструментов позволит зависимому человеку перейти в новое качество гражданского самосознания Человека свободного, развить свои способности и принять участие в создании новой естественной, природной, то есть живой духовной вертикали открытого свободного Общества.
«Манифест идеального общества»: монография / И.В. Дворко, академик ПАНИ С.Б. Дворко, Член-корреспондент ПАНИ В.П. Ефимов, С.А. Тактаев. – Москва: РУСАЙНС, 2022. – 126 с. УДК 314/316, ББК 60.54+65.012.2, Д 24, ISBN 978-5-466-01729-8.