Найти тему
Современный марксизм

Ленин об общественных формациях и антинаучной социологии

Теория общественных формаций предполагает, что несмотря на разумность человечества, на разумность его правителей, общество развивается стихийно в силу неосознанности экономических закономерностей.

Так было в прошлом, так есть и в настоящем. Буржуазная наука остается бессильной против этого стихийного процесса, поэтому и происходит текущий мировой кризис с третьей мировой войной на Украине.

Вот сравнение Лениным марксистского учения об общественно-экономических формациях и современной ему социологии.

Ленинская характеристика актуальна и для современной буржуазных социологии и политологии, презревших учение Маркса об экономических формациях.

Критика социологии дана Лениным в его работе “Что такое «Друзья народа», и как они воюют против социал-демократов?” (см. Ленин В. И. ПСС, 5 издание, том 1, стр. 132-136).

“...я смотрю на развитие экономической общественной формации как на естественно-исторический процесс.

Я уже указывал, что с точки зрения старых (не для России) экономи­стов и социологов понятие общественно-экономической формации совершенно лиш­нее: они толкуют об обществе вообще, спорят с Спенсерами о том, что такое общество вообще, какова цель и сущность общества вообще и т. п. В таких рассуждениях эти субъективные социологи опираются на аргументы вроде тех, что цель общества — вы­годы всех его членов, что поэтому справедливость требует такой-то организации, и что несоответствующие этой идеальной («Социология должна начать с некоторой утопии» — эти слова одного из авторов субъективного метода, г. Михайловского, прекрасно ха­рактеризуют сущность их приемов) организации порядки являются ненормальными и подлежащими устранению. «Существенная задача социологии, — рассуждает, например, г. Михайловский, — состоит в выяснении общественных условий, при кото­рых та или другая потребность человеческой природы получает удовлетворение». Вы видите, этого социолога интересует только такое общество, которое удовлетворяет че­ловеческой природе, а совсем не какие-то там общественные формации, которые при­том могут быть основаны на таком не соответствующем «человеческой природе» явле­нии, как порабощение большинства меньшинством. Вы видите также, что с точки зре­ния этого социолога не может быть и речи о том, чтобы смотреть на развитие общества как на естественно-исторический процесс. («Признав нечто желательным или нежела­тельным, социолог должен найти условия осуществления этого желательного или уст­ранения нежелательного» — «осуществления таких-то и таких-то идеалов», — рассуж­дает тот же г. Михайловский.) Мало того, не может быть речи даже и о развитии, а только о разных уклонениях от «желательного», о «дефектах», случавшихся в истории вследствие... вследствие того, что люди были не умны, не умели хорошенько понять того, что требует человеческая природа, не умели найти условий осуществления таких разумных порядков. Ясное дело, что основная идея Маркса о естественно-историческом процессе развития общественно-экономических формаций в корень под­рывает эту ребячью мораль, претендующую на наименование социологии. Каким же образом выработал Маркс эту основную идею? Он сделал это посредством выделения из разных областей общественной жизни области экономической, посредством выделе­ния из всех общественных отношений — отношений производственных, как основных, первоначальных, определяющих все остальные отношения”.

Сегодня главное производственное отношение, которое губит капитализм на Земле - зарплатное неравенство.