Неожиданно обнаружил, что в российском обществе нет сколь-либо внятного представления о демократии. Восполним этот пробел.
Если ты неэффективен и плохо развиваешься, ты можешь стать добычей внешних сил. Не обязательно военным путем. Сегодня практически невозможно закрыть общество от информационных потоков извне, поэтому общество всегда будет сравнивать свои условия жизни с внешними – с другими странами.
И если они окажутся ощутимо хуже по отношению к внешним моделям, то это приведет к делигитимации существующих институциональной и ценностной систем. Крушение же этих систем неизбежно вызовет частичное или полное обрушение государственности.
Это было с царской Россией 1917-ого, это мы наблюдали собственными глазами в августе 1991-ого. Вангую – это же ждёт нас в недалеком будущем.
Можно ли сказать, что «величайшая катастрофа XX века» была следствием целенаправленной и злонамеренной деятельности США, коллективного Запада или прочей «мировой закулисы»?
Ну разве только в той части, что они «коварно» создали более эффективную экономику, более сильное и динамично развивающееся общество.
И главная причина такой эффективности, как это ни банально звучит, демократия.
Что такое демократия? Наверное, самое простое определение дал польский политолог Адам Пшеворский:
«Демократия – это политический строй, при котором правящая партия может проиграть выборы»
Чуть сложнее выразился Хантингтон:
«Страну можно назвать демократической, если в ней дважды на выборах власть переходит от одной партии к другой»
Собственного, одного института настоящих всеобщих выборов минимально достаточно для того, чтобы динамизировать политическую систему.
«Реальная политическая конкуренция (возможность проигрыша в политической игре) в сочетании с юридически закрепленным и защищенным правом участия в избирательном процессе (невозможность отказаться от участия в политической игре) приводит к тому, что правительство, режим, власти могут существовать только с учетом того, что они действуют в интересах граждан»
Упрощаю? Конечно. Слово Стивену Холмсу:
«Чтобы граждане контролировали власть, недостаточно проводить регулярные честные соревновательные выборы. В промежутках между выборами следует подвергать избранные правительства постоянным испытаниям и вызовам.
Но это осуществимо лишь при наличии организованной оппозиционной силы (партии) и законодательного органа власти, при посредстве которого оппозиция могла бы принудить правительство к разъяснению своей политики. А так же независимой судебной системы, многочисленных разноплановых источников информации, активного гражданского общества, которое могло бы выражать публично свой протест, не опасаясь преследований со стороны государственных служб безопасности»
Ну скажите, что это плохо и что нам это не нужно?
Это не нужно только заворовавшейся правящей элите, которая во избежание общественного контроля и справедливого перераспределения национальных богатств готова и лишнюю хромосому нам приписать, и про «особый» путь России придумать, и про фашизм вокруг напеть.
Демократия является такой политической системой, которая обеспечивает взаимосвязь общества и государства, не лишая государство возможности проводить самостоятельную последовательную политику, а только направляет его в сторону общественных нужд и чаяний, интересов и мнений.
Никто не заставит вас становиться на колена перед лицами с другим цветом кожи или ходить под радужными флагами. Демократия может быть либеральной, а может либеральной не быть. Классическими примерами нелиберальных демократий являются страны Восточной Европы, такие как Польша, Венгрия, в невоенном состоянии – Украина. Поищите там мигрантов из Азии или Африки или попробуйте провести там гей-парад.
Без демократизации, без создания конкурентной политической среды, без демонтажа коррупционной вертикали власти, без гарантий личных прав и свобод нельзя адекватно ответить на современные вызовы.
Российской власти (этой или будущей) по-любому придется решать задачу создания институтов конфликта и соперничества в политической сфере и независимых, не подконтрольных государству институционально оформленных интересов в экономической, социальной, культурной и религиозной жизни общества.
И каждый день промедления на этом пути увеличивает шансы катастрофичности перемен. Каждый!