Найти в Дзене
Христианство и жизнь

Поклонение иконам

Сегодня мы поговорим об иконах, историческом развитии идеи иконопочитания. Также о том, какие доводы были против этого у так называемых иконоборцев. Первые три века христианство жило в условиях то нарастающих, то ослабевающих гонений. Христианам приходилось собираться подальше от общественных мест, часто местами таких собраний были катакомбы, пещеры - где ранние христиане оставляли различные изображения. В основном это были символы христианской веры. Например, пастух с агнцем, часто встречались символы лиры или якорь или кое-где просматривалась символика креста. Образы Христа отражались очень завуалированно и символично. Обычно Он изображался в образе агнца, то есть ягнёнка, именно в таком символичном образе Иисус описывается в Новом Завете. Такие символы ни у кого не вызывали споров, но вот то, что мы сегодня называем иконами появляется примерно к третьему веку. Икона в христианстве, главным образом в православии и католицизме, а также в древневосточных церквях - это священное изображ

Сегодня мы поговорим об иконах, историческом развитии идеи иконопочитания. Также о том, какие доводы были против этого у так называемых иконоборцев.

Первые три века христианство жило в условиях то нарастающих, то ослабевающих гонений. Христианам приходилось собираться подальше от общественных мест, часто местами таких собраний были катакомбы, пещеры - где ранние христиане оставляли различные изображения. В основном это были символы христианской веры. Например, пастух с агнцем, часто встречались символы лиры или якорь или кое-где просматривалась символика креста. Образы Христа отражались очень завуалированно и символично. Обычно Он изображался в образе агнца, то есть ягнёнка, именно в таком символичном образе Иисус описывается в Новом Завете. Такие символы ни у кого не вызывали споров, но вот то, что мы сегодня называем иконами появляется примерно к третьему веку.

Икона в христианстве, главным образом в православии и католицизме, а также в древневосточных церквях - это священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории. Почитание икон началось в третьем веке, но уже в начале четвёртого века оно встретило сильное сопротивление. Причинами этого было во-первых то, что это очень похоже на языческое идолослужение, ведь именно язычники ранее создавали различные изображения и поклонялись им. Во-вторых, это противоречило одной из десяти заповедей Ветхого Завета не поклоняться никому и ничему, кроме Иисуса Христа. Так впервые официально позиция против иконопочитания церковными иерархами было высказано на Эльвирском соборе. Это был не вселенский, а поместный собор начала четвёртого века, состоявшийся в городе Эльвире, на территории современного юга Испании. Было принято 81 правило и помимо прочего одним из этих правил особо выделяется запрет на церковную живопись.

После падения Рима в 476 году возрастает роль Константинополя - столицы восточной Римской империи как центра христианского мира. Именно там в седьмом-восьмом веках развернулись главные битвы иконоборцев и иконофилов. Если в третьем веке греческий церковный историк Евсевий Кесарийский не одобрял желание сестры императора Констанции иметь икону Христа, ссылаясь на то, что нельзя изобразить божественную природу, то уже в седьмом веке Папа Григорий I рекомендовал сопровождать христианские манускрипты иллюстрациями, считая, что картинки могут научить Слову Божьему тех, кто не умеет читать.

К началу восьмого века образ Христа в человеческом обличии, а не в образе агнца изображается не только на иконах и фресках, но и на монетах империи. Но всё бы хорошо, но арабская экспансия на границах Византии и связанные с этим военные поражения, да еще и в дополнении к этому извержение вулкана в Эгейском море 726 года натолкнули императора Льва III на мысль о неэффективности икон, а именно, что они не могут даровать защиту, и что из-за почитания изображений они и лишились Божьей поддержки. И во имя возврата милости Божьей повелел лидерам церкви избавиться от икон. Его сын Константин V продолжил дело отца.

В 754 году состоялся Собор в Иерии, на котором почитание икон было осуждено и приравнено к идолопоклонству. На местах решение Собора вылилось в казни упорных почитателей икон, в основном монахов и перестройки храмов в иконоборческом стиле. Фрески с образами сбивались, закрашивались на их месте, например, как в церкви Святой Ирины был выложен мозаичных крест. Именно крест стал для иконоборцев основным символом поклонения. Борьба с иконами продлилась недолго, уже в 780 году императрица Ирина обнулила всю 45-ти летнюю политику своих предшественников. И седьмой Вселенский Собор в Никее - это задокументировал.

К середине IX века партия иконоборцев была полностью разгромлена, их труды уничтожены, их последователи репрессированы. Кстати, литургию, в которой перечисляются все имена еретиков и иконоборцев и по сей день поют во всех ортодоксальных церквях в первое воскресенье Великого поста.

К вопросу почитания икон, да и в целом поклонению религиозным образам вернулись в Европе уже в эпоху реформации. Однако, и в рядах протестантов не было единомыслия в этом вопросе. Если кальвинистские лидеры Цвингли и Кальвин поощряли удаление религиозных изображений из храмов и со страниц Священных Книг, то их немецкий коллега Мартин Лютер при всей своей опозиционности по отношению к католической церкви, напротив, не видел в визуализации библейских историй никакого криминала. И всё таки большинство протестантских церквей до сих пор и в настоящее время не используют иконы в храмах. И последнее, стоит сказать, что и те - кто признают важность иконопочитания также делают акцент на том, что икона - это лишь образ, который ведёт к первообразу, что поклонение должно воздаваться не самому изображению, а тому - кому этот образ посвящён.

Так кто же прав - иконоборцы или иконофилы. Свою точку зрения вы можете написать в комментариях.

Также предлагаю прочитать ещё пару интересных статей:

Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!