Найти тему
Владимир Гордеев

Запретная планета (1956, США, фантастика): Инопланетные цивилизации, монстры, роботы, короче, олдскул

В фильме Фреда Уилкокса, несмотря на корявость спецэффектов, - космические бездны обаяния, сочные цвета eastmancolor, широкий экран (сейчас я похож на зазывалу с рынка).

Собственно, эта "корявость" даже радует, поскольку она абсолютно аутентична сюжету, который хоть и основан на фабуле шекспировской "Бури", мог родиться только в 50-х. Перед зрителем воскресает "золотая эра", словно кто-то смахивает археологической кисточкой пыль с трех десятков потрепанных томов антологии зарубежной фантастики.

Кадр из фильма "Запретная планета" (1956)
Кадр из фильма "Запретная планета" (1956)

Спасательная группа прибывает на планету звездной системы Альтаир, где двадцать лет назад сгинул экипаж научно-исследовательского корабля. Заметьте, они не летят притеснять инопланетян как в "Аватаре", – ими не движет нажива! Фильм позитивен, преисполнен веры в человечество, хоть в нем и прозвучит предупреждение (иначе говоря необходимая, как моль в шкафу, мораль).

Космический корабль сделан не особо замысловато – это банальная летающая тарелка, какие можно увидеть в любом сай-фае того времени (самым ярким тому подтверждением является
"План 9 из открытого космоса" Эда Вуда, режиссера, напрочь лишенного фантазии и поэтому использующего исключительно готовые стереотипы).

Кадр из фильма "Запретная планета" (1956)
Кадр из фильма "Запретная планета" (1956)

Закадровый текст поясняет: человечество достигло таких высот, что начало бороздить космические просторы как свои дачные огороды, на Марсе давно цветут яблони и вишни, и люди начали осваивать дальний космос.

Американская публика середины 50-х верила в летающие тарелки даже с большей неистовостью, чем в "красную угрозу", и Фред Уилкокс не стал разочаровывать зрителя. Раз инопланетяне прилетают к нам на летающих тарелках, значит на летающих тарелках будут прилетать к ним и люди.

Пейзажи планеты, куда прибывают земляне, производили на зрителей 50-х годов сногсшибательное впечатление. Они действительно довольно красочны. Визуальные отголоски этих фантастических "пленэров" впоследствии можно будет найти во многих фильмах, как художественных, так и анимационных, — даже, например, в
"Тайне третьей планеты".

Кадр из фильма "Запретная планета" (1956)
Кадр из фильма "Запретная планета" (1956)

Один человек из пропавшей экспедиции выжил, но почему-то не слишком горит желанием спасаться. Напротив, он настаивает, чтобы земляне ради собственной безопасности убирались на Землю. Но спасатели — люди по сути военные. У них приказ. И они сажают корабль.

Профессор Морбиус, тот, который выжил, нехотя устраивает вполне пристойный прием. После трапезы подают кофе, и тут выясняется, что у Морбиуса есть взрослая дочь, зачатая уже на этой планете. Зовут ее Альтаира или, попросту, Элта. Мать погибла при загадочных обстоятельствах, так же как и остальные члены экипажа. Их разорвала в клочья неведомая сила.

Космонавты держат оборону звездолета. Все как полагается: пушки и ручные бластеры. "Запретная планета" (1956)
Космонавты держат оборону звездолета. Все как полагается: пушки и ручные бластеры. "Запретная планета" (1956)

С неведомой силой придется столкнуться и спасателям. Фильм бросает из мелодрамы (капитан корабля влюбляется в Элту) в фантастический боевик и даже хоррор. Люди столкнутся с наследием могущественной инопланетной расы, таинственным образом изничтоженной много тысяч лет назад. К слову, у сценаристов 50-х голова работала гораздо лучше, чем у нынешних (видимо, сказывалось недоедание), и монстров они выдумывали гораздо более интересных. Взять хотя бы Нечто. Или Муху. Или монстра из "Запретной планеты".

Кроме того, в фильме присутствует большой неуклюжий робот, почитающий три закона роботехники Азимова, обладающий огромной силой и умеющий синтезировать бухло из воздуха. Этот неуклюжий, нелепо выглядящий робот, честный слуга человека, станет настолько культовой фигурой, что про него снимут отдельный фильм, а игрушечные нелепые роботы самых разных размеров заполонят полки американских магазинов типа "детский мир". Можно сказать, что фильм задал "роботостандарт" детской индустрии, продержавшийся несколько десятков лет.

Кадр из фильма "Запретная планета" (1956)
Кадр из фильма "Запретная планета" (1956)

Ну, а сам фильм давно стал классикой Голливуда. Это настоящая "космическая опера". Романтика космических путешествий, где опашношти подстерегают отважных исследователей вселенной на каждом этапе пути. Например, хорошо известно, что именно "Запретная планета" вдохновляла создателей сериала "Звездный путь".

P.S. Лирического героя, капитана Адамиса, сыграл молодой Лесли Нильсен, будущая звезда комедий и пародий.

Оценка: 7,5 из 10.

Режиссер: Фред М. Уилкокс.
Сценарий: Ирвинг Блок, Аллен Адлер, Сирил Хьюм,
Оператор: Джордж Дж. Фолси,
Композиторы: Бебе Баррон, Луис Баррон.

В главных ролях: Лесли Нильсен, Уолтер Пиджон, Энн Френсис.
В ролях: Джек Келли, Уоррен Стивенс, Ричард Андерсон, Эрл Холлиман.

Недра чужой цивилизации. "Запретная планета" (1956)
Недра чужой цивилизации. "Запретная планета" (1956)

Интересные факты о фильме:

  • Первый фильм с полностью электронным саундтреком.
  • В фильме использовались декорации "Волшебника из Оз" (сад Элты).
  • Нынче робот Робби находится в частной коллекции режиссер Уильяма Мэлоуна.
  • Во время первого проката зрителям выдавались специальные красные очки, через которые можно было увидеть "невидимого монстра". О том, что пора надевать очки, извещали белые вспышки на экране.
  • Проект одобрил Дэвид Шейр, директор студии, который не любил фантастику, но зато любил B-movie. Неожиданно бюджет раздулся почти до двух миллионов, проект еле протолкнули. Сборы составили всего три миллиона, и Шейр был уволен.
Кадр из фильма "Запретная планета" (1956)
Кадр из фильма "Запретная планета" (1956)

Другая классическая кинофантастика производства США: