Всякий раз, глядя на Валентину Васильевну Решеткину, бессменного председателя Комитета солдатских матерей Хабаровского края, вспоминаются строчки вариации Некрасова под авторством Наума Коржавина: «Нам жить бы хотелось иначе, носить красивый наряд, но кони все скачут и скачут, а избы горят и горят»…
Это как раз про Валентину Васильевну – милую, добросердечную женщину, маму, бабушку, которая однажды не смогла пройти мимо беды солдата. Затем обратились с советом помочь другому солдату…Потом «загорелись» точки на карте с военными локальными конфликтами и, как оказалось, зачастую только материнским сердцем можно было помочь.
Решеткина Валентина Васильевна – председатель Хабаровского краевого общественного движения "Комитет солдатских матерей", который создала она в 1995 году и возглавляет 28 лет. Хотя стаж общественной работы Решеткиной впору исчислять как для участников боевых действий «день за два», ибо таковым участником она и является сама.
В «горячие точки» представители комитета и сама Валентина Решеткина 13 раз выезжали с гуманитарной миссией к военнослужащим – дальневосточникам, выполнявшим боевые задачи по установлению конституционного строя. Были доставлены десятки тонн гуманитарного груза. За более чем четверть века Комитет солдатских матерей помог тысячам военнослужащих и их семьям в сложных ситуациях. Может, когда-нибудь она расскажет об этом для широкого круга. Непридуманных историй в ее багаже – правда тысячи. Как ребят из плена вытаскивала, как боролась с воровством командиров у своих же солдат. Но она считает, не время, да и вообще не надо. Это же не красит общество, да и на руку нашим недрожелателям.
Но так было не только там, в «горячих точках». Лично я познакомилась с Валентиной Васильевной в мирном Хабаровске по очень страшному делу. Отслуживший срочную службу парень возвращался домой на север края. В малом аэропорту компании «Восток» ему не выписали проездной билет на самолет, потому что на приписном удостоверении командир части не проставил печать. И кассиры авиакомпании предложили солдатику съездить в Матвеевку в войсковую часть, чтобы там исправили оплошность. Парень поехал и исчез. Просто испарился. Родители подняли тревогу, но где бы ни искали, следы как в воду канули. Спустя какое-то время родителям сообщили, что найден обгоревший труп в Хабаровске, по возрасту подходит к потерявшемуся солдату. И что надо взять медкарточку, чтобы может хоть по зубам опознать. Состояние родителей передать невозможно.
В это время мы случайно встретились с Валентиной Васильевной в редакции «Молодого дальневосточника» у Ирины Полниковой. У Валентины Васильевны были уже тогда такой авторитет и коммуникации, что пока летел самолет она уже получила информацию, где наш солдат. Оказалось все банально и позорно: пришедшего за помощью солдата командир части оставил у себя якобы для подтверждения службы, а сам его с другими солдатиками забросил к себе на загородный участок копать землю, выкладывать фундамент дома без права позвонить. К моменту приземления самолета шум был до небес поднят Решеткиной и его доставили в часть. Как только подъехали родители – вытолкнули за ворота части нашего солдатика. Хорошо хоть живым отдали.
И сколько таких ситуации по грани «жизни-смерти» было и скольким помогла Решеткина – не можно более подробнее изложить.Говорит сухая статистика: за время работы Комитета более 30 тысяч военнослужащих и членов их семей получили правовую помощь, а сегодня она помножена на гуманитарную поддержку военнослужащим и мобилизованным и моральную помощь их семьям.
В свое время Валентина Васильевна стала инициатором открытия в стране информационных штабов, куда стекались сведения о погибших и раненых для дальнейшего принятия оперативных решений. Это было во время локальных конфликтов на Северном Кавказе. Сегодня это система «горячих линий 122» в органах власти, а для общественных организаций по-прежнему круглосуточным телефоном спасения остается личный телефон Валентины Васильевны.
Ведь не под какие инструкции не подогнать искреннее соболезнование матери погибшего сына, слова поддержки молодым девчонкам, ставшими вдовами раньше чем матерями. А она находит в себе силы и такие слова, чтобы поддержать и плечо подставить.
Особым направлением работы Комитета солдатских матерей в годы Чеченских войн стала работа по сохранению памяти о погибших земляках. Книга «Черный тюльпан» на самом деле написана слезами и надеждами матерей, отцов, жен, чтобы не забыли о защитниках Отчизны, чтобы не зря они свои жизни положили ради мира для всех. Мало кто знает, но Валентина Васильевна держала в голове о каждом бойце и связь с его родителями по году, и только через год брала от них воспоминания, письма, фотографии. Потому что она считает, что первый год самим родным нужно помочь выжить, выстоять в новых обстоятельствах и кому-то для этого требуется просто тишина, а кому-то наоборот сохранение чувств теплоты о сыне. Поэтому ее вариант Книги памяти так получился не похожим на списочный состав погибших войск, а стал рассказом о ребятах как будто они и сейчас живут среди нас.
Что особенно удивительно, так это то, что Валентина Васильевна без устали и зачастую первой берется за вопросы, которые подбрасывает жизнь. Позакрывались клубы ДОСААФ, Армия стала зеркалом общества и взялась Решеткина за адаптацию призывников в первые месяцы службы, за патронаж по оказанию медицинской помощи, по несвоевременным выплатам военнослужащим из числа сирот. Довелось и вставать наперекор мошенническим схемам с предложениями новобранцам "откосить" от армии, по сбору посылок, зарабатывая на доверчивых родителях военнослужащих, на поборах с солдат-срочников.
В прошлом году ей самой пришлось отбиваться от каких-то неблагонадежных людей, которые использовали известное, честью и совестью заработанное имя Комитета солдатских матерей и зарегистрировали с таким же наименование другую организацию. Внесли сумятицу и различить можно было только по эмблемам Комитетов – наш настоящий показывает образ женщины-Матери, за спиной которой солдат. У самозванцев откуда-то голубь с веточкой в клюве «прилетел». О причинах таких метаморфозов догадаться не сложно, ведь общественные организации стали в 2022 году основными площадками и регуляторами гуманитарной помощи спецоперации.Известная пословица про «кому война, кому мать родна» какая-то через чур живучая.
Но это только закаляет, считает Валентина Васильевна. И есть задачи поважнее. Уже год как комитет солдатских матерей Хабаровского края «на передовой» – организовал работу по приему и обработке обращений граждан по вопросам участников СВО и их семей, выстроил взаимодействие со специалистами телефонов "горячих линий" Министерства обороны России, войск национальной гвардии России, общероссийского "Совета родителей военнослужащих и воинских частей". Помогает в поиске пропавших без вести, возвращении пленных военнослужащих домой. Тесно работает с госпиталями и реабилитационными центрами. Главное – судьба каждого солдата принимается как своего близкого.
Валентина Васильевна знает об этом не понаслышке. Её зять сейчас там, а она с дочерью тут. И все заточены на Победу. Так было, и так будет!
В эти первые теплые весенние дни хочется пожелать Валентине Васильевне и ее единомышленницам здоровья и поддержки, ибо силы духа Решеткиной нам бы многим занимать. Она берет стены необоримые и других вдохновляет.
Автор: Елизавета Панфилова