Сегодня я хочу поделиться с вами интересной техникой описания картин. Соответственно, мы будем развивать описательную речь.
Речь человека делится на внутреннюю и внешнюю. Внешняя в свою очередь – на монологическую и диалогическую. Монологическая речь может быть повествовательной, описательной и рассуждением.
Вот мы и нашли описательную речь в общей структуре. Она занимает довольно серьёзное место в жизни человека. В школе чаще всего описательную речь развивают с помощью художественных произведений. Это и красиво, и удобно.
Вот и мы с вами будем описывать картину. Но не совсем так, как обычно это делают в школе. Кроме описания, мы ещё будем много фантазировать. Эта техника попалась мне несколько лет назад, и с тех пор, я довольно успешно применяю её на своих уроках.
Предлагаю в качестве примера взять картину английского художника конца XIX – начала XX века Ф. Моргана «Девочка кормит кроликов».
Когда с самого начала показываешь детям картину и просишь её описать, обычно в ответ слышишь что-то типа: «На картине нарисована девочка. А ещё кролики. Девочка их кормит». Немного подумав, ребята могут добавить: «На заднем плане картины мы видим лес».
Это я привела не самый худший вариант описания картины до нашего разбора.
А теперь переходим к методике, которой я пользуюсь.
1. Предложите ребёнку перечислить все, что он видит на картине. В данном случае это – девочка, её платье, кролики (можно их посчитать), корзина, листья капусты, цветы, трава, деревья, кустарники, солнечный свет. Все это зарисуйте по отдельности вразброс на бумаге (или запишите).
2. Теперь найдите взаимосвязь между предметами. Девочка связана с платьем (проводим между ними соединительную линию). Девочка с кроликами. Кролики с капустой. Девочка с корзинкой. Девочка с капустой. Девочка с травой. Кролики с травой.
3. Теперь вы с ребёнком находите слова, соединяющие эти предметы. На девочке надето платье. Кролики едят капусту. Девочка кормит кроликов. Девочка сидит на траве и так далее.
4. Описываем все, что мы нарисовали. Задаём ребёнку вопросы: «Девочка какая?» Пусть он найдёт как можно больше слов для её описания – красивая, очаровательная, милая, нежная. Записываем эти слова, чтобы не забыть. То же самое проделываем с остальными персонажами и предметами. Платье какое? Красивое, шёлковое, пышное, шелестящее, воздушное и так далее. Кролики, деревья, трава, цветы – ничто не должно остаться без вашего внимания.
5. Предположите, какое место, время года, время суток изображено на картине. Пусть ребёнок аргументирует свои предположения. Подумайте, при каких обстоятельствах могла произойти эта ситуация: с кем девочка пришла в парк (или лес), откуда здесь столько кроликов и почему один кролик сидит в стороне.
6. Предложите ребёнку «войти» в картину. Почувствуйте все звуки, запахи, ощущения. Пусть ребёнок представит себя в образе девочки и опишет все, что он слышит, видит, чувствует (как свежий ветерок обдувает лицо, как кролики хрустят капустой, как их влажные носики прикасаются к руке). Можно представить себя в образе кроликов. Чем больше вы с ребёнком дадите волю своей фантазии, тем лучше.
7. Придумайте начало и конец этой истории. Что было до момента, запечатлённого на картине, что будет после.
8. Теперь предложите ребёнку рассказать всю историю целиком. Начинайте с общего плана: что мы видим на картине. Затем переходите к деталям. Подсказывайте слова, которыми можно пользоваться во время описания.
Во время этой работы пассивный словарный запас ребёнка (и ваш, кстати, тоже) переводится в активный. А додумывание истории развивает фантазию и абстрактное мышление.
А ещё в процессе этой работы вы получите непередаваемое удовольствие, которое возникает в процессе творчества. Ведь вы становитесь причастными к великому искусству и своей фантазией вносите в него свой вклад.
Очень интересные истории получаются при описании сказочных картин Виктора Васнецова: «Иван-царевич и Серый Волк», «Царевна-Лебедь» и другие.
Желательно распечатать эти картины. Можете повесить их на стену в рамке. Развивая речь, ребёнок будет одновременно приобщаться к искусству и расширять свой культурологический кругозор.
Предложите ребёнку самому создать художественный шедевр и разобрать его подобным образом.