Мой первый пост на пикабу должен был быть совсем другим, но случайная и короткая встреча в Москве меня задела и я решила начать с самого начала.
Не знаю, как в других крупных городах, а в Москве и Петербурге принято хвалиться «я Москвич/петербуржец в *** поколении».
Собственно встреча была не совсем встреча, а короткий диалог у лифта: «вы откуда, coyoteCarol?» . А имя у меня совсем не русское и внешность, в общем, не славянская. Говорю: «из Питера» Cосед: «Это понятно, что из Питера, а оригинально откуда?» Я: «как бы это ни было удивительно, и оригинально из Питера» Сосед: «а родители откуда Дагестан, Азербайджан, Осетия?» Хотела восхититься его знанием республик Кавказа, но ограничилась загадочной улыбкой. Кто я такая, чтобы мешать человеку самоутверждаться, как «оригинальному москвичу»?
И я задумалась о том, каким близким может быть давнее и как быстро в последние годы меняется жизнь.
Самые «давние» предки приехали из Калужской губернии в середине xix века (они интересные, но не совсем «свои»), а вот бабушка с дедушкой моей бабушки приехали в конце xix века. И (пра-пра) дедушка устроился закройщиком в ателье на Старом Невском, а (пра-пра) бабушка начала рожать дочерей. К сожалению историй об этом периоде практически не осталось, единственное, что знаю, что к старшей дочери ходили учителя из школы, просили родителей позволить умной девочке продолжать учиться, но в каком-то далеком 190* году дед заявил: «читать-писать умеет, и хватит. Пусть работает».
Мама моей бабушки родилась в 1911 году. Была самой младшей из пяти сестёр, и в начале 30-х познакомилась с отцом моей бабушки, жившем там же Херсонской улице, но в другом доме. Прадед был самым младшим из семьи греков, жившей в небольшом селе Мангуш под Мариуполем. Революция разделила семью: кто-то переехал в Ростов, кто-то в Сибирь, кто-то в Америку, а мой прадед оказался в Петербурге.
К сожалению история знакомства неизвестна, может быть прадед увидел симпатичную девушку в окне, может они пересекались в соседнем гастрономе, можно придумать любую романтическую историю и верить, что так все и было на самом деле.
Молодожены получили (сняли? Как это происходило в 30е) комнату в доме на улице Марата 36-38. В январе 1937 родилась бабушка. Дни, до начала войны, по её словам, были самыми счастливыми в её жизни. Хотя, все что она помнит это прогулки у отца на шее и шоколадные батончики.
Летом 1941 прабабушка и бабушка снимали дачу под Лугой. Они успели вернуться в город на последнем поезде. В эвакуацию они не поехали, потому что в начале войны прадед служил «на Пороховых» и мог изредка навещать «своих девочек». В бомбоубежища тоже не прятались. Прабабушка была фаталисткой и не верила, что от смерти можно убежать.
В 1944 году бабушкин отец погиб под Нарвой, все, что от него осталось - письмо написанное за три дня до гибели, карандашный рисунок однополчанина и пара фотографий.
…
Война закончилась, бабушка и прабабушка переехали на Малую Московскую. В квартиру с печкой, и без горячей воды. Бабушка превратилась в нормального подростка, прогуливала школу в кино, ходила на танцы в училища, каталась на коньках во дворце пионеров (даже видела Панина-Коломенкина, но от него помнит только шубу), целых полгода выдержала в Вагановском училище (потом ей надоело, что ее бьют палкой), переходила на другую сторону Невского-Бродвея («подальше от стиляг», но мы то понимаем: ₽), собирала радиоприемники (ох уж эти советские дети!)
В той квартире были интересные соседи, заходила Дудинская (которая бабушку в училище и отправила).
В 61 году прабабушка умерла, и юная 24-летняя девчонка осталась одна. Прабабушка, по рассказам, так и не смирилась со смертью мужа и до конца надеялась на ошибку, амнезию, плен и все ждала, что он вернется. … В 65 году бабушка, её муж и трехлетняя дочь (моя мама) переехали в комнату на Марата. В чудесную 28-метровую комнату с четырехметровыми потолками. В 1974 погиб отец мамы, мой дед. Очень неоднозначная, неординарная и фотогеничная личность.
В 87 году родилась я. Сколько себя помню бабушка мечтала о «собственном горшке».
В 2010 году, ей, как ребенку блокады дали (бесплатно! От государства! Такое бывает!) квартиру на юго-западе. Сначала она очень радовалась, а теперь скрипит, что ей надоело жить в гетто и видеть эти коробки она больше не может. Но я надеюсь скоро перевезти её обратно в город. В район «Загородного», где жили все её одноклассницы.
А изначальный пост запланирован был в формате «помогите разобрать комнату, в которой жило три поколения хламушников» или в формате «что это за штука?».
Но получилась «история». Вообще бабушка у меня очень интересная. Есть истории и про блокаду, и про каток, и про поездки «на целину» и про то как Фиделя Кастро встречали. Но если рассказывать подробно, то никакой пикабы не хватит.
Делитесь своими воспоминаниями, мне будет чем развлечь бабушку 😊