С легкой руки Фенимора Купера в биографии этого персонажа "Последнего из могикан" столько противоречий, что сразу и не разобраться, хотя для неискушенного читателя вроде бы все просто: Ункас это сын от брака сагамора (вождя) Чингачгука из племени могикан и прекрасной Уа-та-Уа из племени делаваров. Год и дата рождения не известны, трагически погиб в поединке с вождем гуронов Магуа во второй половине августа 1757 года.
Возраст
Как известно, Купер писал свой цикл из пяти романов о Кожаном Чулке не в хронологическом порядке, и "Зверобой", где родители Ункаса сочетаются браком, издан самым последним ( 1841 г.). Казалось бы, вот она точка отсчета! События "Зверобоя" хорошо соотносятся с началом очередной англо-французско-индейской войны за колонии май 1744 года - сентябрь 1748 года, но в таком случае на момент событий "Последнего из могикан" (июль-август 1757 гг.) Ункасу может быть ни как не больше 12 лет.
Но, как мы помним, описание молодого могиканина больше соответствует 17-18 годам, что дает нам дату рождения не позднее 1740 года, а дату брака родителей не позже 1739 года. К несчастью, для внутренней логики пенталогии о Кожаном Чулке на эти даты не пришлось ни одного сколь значимого конфликта англичан и французов в Североамериканских колониях. Таким образом, несоответствие возраста Ункаса относительно исторических событий можно отнести к обычным литературным допущениям.
Происхождение
Технически Ункас полукровка - наполовину могиканин, наполовину делавар. Однако, и у могикан и у делаваров, как впрочем у большинства индейских племен Вудленда пока они жили своим внутренним, традиционным устоем, семейный уклад придерживался матрилинейности, т.е. такого порядка, когда наследование идет по материнской линии и все дети, рожденные в браке с мужчиной из другого рода, клана, племени, считаются детьми, принадлежащими материнскому роду. Это очень мудрое правило, исключающее любые наследственные споры, т.к. на счет подлинности отцовства всегда можно усомниться, а вот с фактом материнства никогда.
Получается, что Ункас принадлежит к племени делаваров, и скорее всего к той его части, которая называется Унами, а еще конкретнее к клану Черепах. Это обстоятельство проистекает из-за татуировки маленькой черепахи на груди Ункаса. Клан Черепах занимал важное место в иерархии делаваров, именно в этом клане было много родов наследственных сагаморов, из которых выбирали вождей мирного времени в противоположность вождям военным - капитанам, которыми мог стать стать воин любого клана, если он отличился на тропе войны своими подвигами и особой удачей.
По причине болезней , а может и военных действий, мать и ближайшие родственники Ункаса умерли. Чингачгук забрал своего сына из лона племени делаваров и стал воспитывать его в компании со своим белым побратимом Натаниэлем Бампо (Соколиным Глазом) вблизи от границ белых поселений. Они не были изгоями и об их существовании помнили среди остальных делаваров.
Имя
Это самый большой "косяк" Купера, который назвал сына Чингачгука в честь реальной династии наследственных вождей племени мохеганов. Могикане с реки Гудзон в Нью-Йорке и мохеганы из Коннектикута являются дальними родственниками. Их языки имеют схожие по звучанию названия, но лингвистически отличаются друг от друга, как испанский и итальянский.
Реальный Ункас ( ок.1588 - ок. 1683) был "раскольником" из племени пекотов, который во время догадался сделать ставку на англичан и поддержал их в войне со своими соплеменниками 1636-1638 гг., после чего стал верховным сахемом отколовшейся от пекотов части племени - мохеган. На момент действия романа "Последний из могикан" династия Ункасов все еще управляла мохеганами, проживавшими в своей резервации в Коннектикуте.
Джеймс Фенимор Купер ошибочно объединил в своем романе могикан и мохеган в одно вымершее могиканское племя. Вполне возможно, что Купер имел в виду ваппингеров из окрестностей Нью-Йорка, родственных делаварам и могиканам, которые действительно потеряли свою идентичность на момент издания романа в 1826 году. Дополнительную путаницу вносит схожесть названий племен, это произошло из-за похожего фонетического звучания и неправильного европейского произношения: имя «могикане» происходит от слова Мухеконнеок , «из вод, которые никогда не успокаиваются» (река Гудзон), а «мохегане» от Махиинган , «волк».
Подобного коверкания не избежало и имя Ункаса, которое на самом деле звучит на мохеганском как Вокс (wôks) и означает лису. Для примера слово "лиса" на других алгонкинских диалектах заучит как оуквес (делавары), вакошех (месквоки), вакушшен (оджибве).
В "Зверобое" мы можем узнать, что имя Ункас является настоящим, родовым именем Чингачгука, которое переходит по наследству мужчинам его рода, что, учитывая матрилинейность, про которую я сказал выше, вызывает некоторые вопросы имел ли его сын право на данное имя.
Кроме всего, молодой Ункас заслужил почетное прозвище Le Cerf Agile - Быстроногий Олень (в русском переводе), полученное им от своих врагов - французских индейцев из Канады, где французское "Agile" это - ловкий, быстрый, резвый, а Cerf - название благородного оленя.
Внешность, одежда, оружие и прочие атрибуты
Ункас - юноша 17-18 лет, хорошо сложен с чертами лица, соответствующими "благородному дикарю". Купер одел его в зеленую охотничью рубашку, отороченную желтой бахромой, что больше соответствует стилю одежды жителей американской границы в 1770-х годах, леггинсы и мокасины из оленьей кожи. Голова выбрита или выщипана, кроме скальповой пряди, свисающей с макушки, это традиционная для восточных индейцев прическа воина. Боевой раскраски, кроме заключительных глав, и украшений не носит. Есть маленькая татуировка черепахи на груди, как знак принадлежности к клану или роду.
Вооружен луком со стрелами, и, очевидно, ножом и томагавком. Кроме этого Ункас, как и его отец, носит "короткую военную винтовку, которыми белые ради политики вооружала своих диких союзников". Здесь налицо явный анахронизм.
Англичане действительно использовали винтовки во время последней Франко-индейской войны (1754-1763 гг.), но они были слишком дорогостоящи в производстве, чтобы ими за так вооружали индейских союзников. Например, во время летней кампании 1758 года в войска, назначенные действовать против форта Тикондерога, было выдано некоторое количество "нарезных ружей" из расчета по 10 винтовок на 1 полк, за которые на склад нужно было вернуть либо обычные ружья либо исправные ружейные замки из расчета 1 к 1.
Впрочем, это обстоятельство не исключает, что при большой удаче Чингачгук и Ункас, как два выдающихся разведчика, не могли получить в качестве награды по егерскому, нарезному штуцеру, чудом оказавшимися на армейском складе где-нибудь в форте Эдвард или Олбани.
Поэтому на своей иллюстрации я решил изобразить Ункаса именно с коротким армейским штуцером в руке, и с луком и колчаном за спиной, а также добавил несколько деталей к украшению костюма: вышивка на отворотах мокасин напоминает о прозвище "Быстроногий Олень", орнамент на перевязи патронной сумки говорит о принадлежности к роду Черепах, а узор на клапане патронной сумки о трех подразделений племени делаваров - морские волны (низ) Унами - Черепахи, птичьи лапки (середина) - Уналактиго - Индюки, острые зубья (верх) Монси - Волки.
Присоединяйтесь к чтению увлекательных историй эпохи Фронтира и Дикого Запада на ЯДе, в Телеграме и ВКонтакте.