"Капитан Волконогов бежал" 2021 года режиссеров Меркуловой и Чупова перенесит нас в фантасмагорийный мир репрессий и доносов 1938 года.
Создатели наполнили свой мир искусством 20-30-х годов. Авангардистов объединяло желание найти радикальный язык искусства и преобразовать посредством него мир. И вот это новое искусство становится декорацией к новому, страшному миру.
В качестве референсов к заставке фильма выбрано плакатное искусство Эля Лисицкого и Малевича, а также его "супремусы".
Для постера был выбран кадр из фильма с граффити, отсылающим, возможно, к портретам Петрова-Водкина. Портрет Ахматовой - христоматийное произведение авангардной живописи - изображает женщину, два мужа которой и сын подверглись репрессиям. Также можно увидеть и аллюзию на портрет Саломеи Андронниковой, чей сын был расстрелян.
"Скачет красная конница" Малевича, напоминая, что за героем следует НКВД и силы ада, а безликие фигуры "Спортсменов" и искаженные "Две головы" Филонова следят из окон жилых домов. Также можно увидеть отсылки к еще одному символу - Петрову-Водкину.
Для меня фильм смог закрыть внутренний запрос, который был к искусству: показать как именно люди могли творить такого уровня жестокость и жить с этим. В нем и есть размышление о том, можно ли вообще заслужить прощение, если насилие стало чем-то будничным и правильным.
Фильм тяжелый, содержит сцены пыток и мат. Но если вы готовы к этому, то я очень рекомендую через него пройти.