Найти тему
Notre-Dame de Lily

Авангард в фильме "Капитан Волконогов бежал"

1. Постер фильма. 2. Портрет С.Н. Андронниковой. К.С. Петров-Водкин, 1925 г. 3. Портрет Анны Ахматовой. К.С. Петров-Водкин, 1922 г.
1. Постер фильма. 2. Портрет С.Н. Андронниковой. К.С. Петров-Водкин, 1925 г. 3. Портрет Анны Ахматовой. К.С. Петров-Водкин, 1922 г.

"Капитан Волконогов бежал" 2021 года режиссеров Меркуловой и Чупова перенесит нас в фантасмагорийный мир репрессий и доносов 1938 года.

1. Заставка фильма. 2. Обложка папки материалов съезда комитетов деревенской бедноты. К.С. Малевич, 1918 г. 3. "Клином красных бей белых". К.С. Малевич, 1920. 4. Обложка альбома группы "Кино", 1988 г.
1. Заставка фильма. 2. Обложка папки материалов съезда комитетов деревенской бедноты. К.С. Малевич, 1918 г. 3. "Клином красных бей белых". К.С. Малевич, 1920. 4. Обложка альбома группы "Кино", 1988 г.

Создатели наполнили свой мир искусством 20-30-х годов. Авангардистов объединяло желание найти радикальный язык искусства и преобразовать посредством него мир. И вот это новое искусство становится декорацией к новому, страшному миру.

В качестве референсов к заставке фильма выбрано плакатное искусство Эля Лисицкого и Малевича, а также его "супремусы".

Для постера был выбран кадр из фильма с граффити, отсылающим, возможно, к портретам Петрова-Водкина. Портрет Ахматовой - христоматийное произведение авангардной живописи - изображает женщину, два мужа которой и сын подверглись репрессиям. Также можно увидеть и аллюзию на портрет Саломеи Андронниковой, чей сын был расстрелян.

1 и 2. Кадры из фильма. 3. "Скачет красная конница". К.С. Малевич, 1932 г.
1 и 2. Кадры из фильма. 3. "Скачет красная конница". К.С. Малевич, 1932 г.
1. Кадр из фильма. 2. "Спортсмены". К.С. Малевич, 1931 г.
1. Кадр из фильма. 2. "Спортсмены". К.С. Малевич, 1931 г.

"Скачет красная конница" Малевича, напоминая, что за героем следует НКВД и силы ада, а безликие фигуры "Спортсменов" и искаженные "Две головы" Филонова следят из окон жилых домов. Также можно увидеть отсылки к еще одному символу - Петрову-Водкину.

1 и 2. Кадры из фильма. 3. "Две головы". П.Н. Филонов, 1925 г.
1 и 2. Кадры из фильма. 3. "Две головы". П.Н. Филонов, 1925 г.
1. Кадр из фильма. 2. "Белая картина". П.Н. Филонов, 1919 г.
1. Кадр из фильма. 2. "Белая картина". П.Н. Филонов, 1919 г.

Для меня фильм смог закрыть внутренний запрос, который был к искусству: показать как именно люди могли творить такого уровня жестокость и жить с этим. В нем и есть размышление о том, можно ли вообще заслужить прощение, если насилие стало чем-то будничным и правильным.

1. Кадр из фильма. 2. "Мать". К.С. Петров-Водкин, 1915 г.
1. Кадр из фильма. 2. "Мать". К.С. Петров-Водкин, 1915 г.

Фильм тяжелый, содержит сцены пыток и мат. Но если вы готовы к этому, то я очень рекомендую через него пройти.