Найти в Дзене
Вещи и сны

Самшит для мамы

Было это в стародавние времена, когда страна наша называлась Советский Союз, а автор училась в пятом классе обычной средней школы города Томска. Приближался праздник - 8 Марта...

Каждый год я к нему готовилась, мастерила для мамы поделки, рисовала открытки. Но в этот раз перед праздником ко мне прибежала подруга Наташка и таинственным голосом прошептала, что надо преподнести мамам не поделки, а настоящие цветы!

- Где же мы возьмемь деньги?

- Бутылки! Мы будем месяц копить бутылки! Потом сдадим их и купим цветы. Хорошо бы хватило на розы, - торжественно объявила Наташка.

Бутылки... Хм... Кто же из нас не знал тогда, что иметь дома пустые бутылки - это равно иметь определенную сумму денег. Каждый советский школьник сдавал бутылки и знал, что за них платят звонкой монетой. Только вот не каждому школьнику родители разрешали забирать себе всю стеклянную тару. И я, и Наташка бутылки-то сдавали, но вот деньги эти не могли потратить на себя полностью. Мы должны были покупать на бутылочные деньги продукты - хлеб, молоко, а себе можно было забрать только сдачу. На мороженое всегда хватало, а иногда и не на одно.

- Как же мы накопим на цветы с бутылок, если нам нельзя забирать эти деньги как Славке? Сдачу придется копить, - вздохнула я.

- А мы будем прятать незаметно - по одной. Ну, не часто, так, чтобы не заподозрили, а потом кааак сдадим! - Наташка буквально сияла от своей идеи.

Коллаж автора к рассказу "Самшит для мамы" (фрагмент фото бутылок: yaplakal.com, фрагмент фото самшита: pro-dachnikov.com)
Коллаж автора к рассказу "Самшит для мамы" (фрагмент фото бутылок: yaplakal.com, фрагмент фото самшита: pro-dachnikov.com)

И идея-то была вроде хорошая. Правда, прятать бутылки от мамы представлялось чем-то неприятным и неправильным, но зато потом мама так обрадуется цветам, что простит мне все пропавшие бутылки. Я решилась.

Начали копить. Пришлось налегать на кефир, который не очень-то любила, поить сестру молоком, чтобы молоко тоже побыстрее заканчивалось, и мой арсенал молочной стеклянной тары пополнялся на скорости.

Один раз мы поехали на уличный базарчик, где усатые кавказские мужчины торговали цветами. Чтобы цветы не замерзли, для них строили специальные короба с отоплением. Вот по рядам с такими коробами мы и бродили. Наташка бойко спрашивала цены, разглядывала букеты. По предварительным подсчетам выходило, что хватает даже на розы. Наташка ликовала!

С большим трудом я таскала в свой тайник бутылки и к назначенному дню их все же скопилась целая сумка. Наташка шла со мной к пункту приема также сгибаясь от тяжести своей. К сожалению, не помню, сколько денег нам заплатили.

Рано утром 8 марта начался наш первый поход за настоящими цветами. Погода была, прямо скажем, совсем не весенняя. Да что уж мелочиться, в женский день вернулся кусачий сибирский мороз, тот самый, от которого стынут руки даже в варежках и мерзнут ноги, если не поменял сапоги на валенки. В ледяном трамвае мы добрались до остановки ул. Плеханова и побежали к цветочным рядам у магазина "Подарки".

- Как же так, как же так! - Наташка уже чуть не плакала, а до меня весь ужас нашего положения стал доходить только сейчас. - Нам хватало даже на розы! А теперь мы не можем купить и тюльпаны!

- Праздник сегодня, девочка, - объяснила нам цветочница, которая расслышала Наташкино причитание. - На 8 Марта цена на цветы самая высокая.

Это была невыносимая боль. Весь наш бутылочный месяц пронесся перед глазами. Мы зря старались, зря был этот план, мы зря прятали эти бутылки. Нам ни на что не хватает. И самое ужасное - я понадеялась на цветы и не сделала в этот раз ни поделку, ни рисунок. Мне нечем было порадовать маму.

Наташка все же разревелась. Вот так, со слезами мы обошли с ней еще раз все ряды - напрасно. И тут я придумала!

- Слушай, а если сложить мои и твои деньги, то хватит даже на розу! Ты возьми мои, Наташка! Пусть твоя мама порадуется, а своей я дома быстро-быстро поздравление нарисую. Все равно на двоих не хватает. А ведь придумала цветы дарить ты, пусть и будет цветок у тебя.

Наташка затихла, подумала и ответила отказом. - Никому, значит никому.

Мы уже чуть было не пошли на трамвайную остановку, как вдруг увидели новенького дяденьку. Он поставил ящик на землю и стал раскладывать на нем какие-то необычные веточки - с тонкими нежными листочками и крошечными желтыми шариками цветов.

- Мимоза! - Ахнула женщина рядом с нами и прямо метнулась к этому дяденьке за этой мимозой.

Мимоза нас не спасла. У Наташки опять стали трястись губы, и я дернула ее к остановке, мол, пошли уже, как вдруг женщина повернулась к нам:

- Ну что, не нашли своим мамам цветов? Мужчина, а не будет для этих девчушек чего подешевле? Цены-то выросли, а они бедолаги и не знали про это. Может, веточку какую поменьше им подберете?

Усатый дяденька нехотя оглядел нас, оглядел очередь у своей мимозы и сказал:

- А самшит подойдет? Сколько у вас денег? На самшит хватит?

На самшит хватило. Но что это за самшит? Ни я, ни Наташка никогда не видели такого цветка и даже не слышали о нем.

Усатый дяденька порылся в своей необъятной сумке и разложил на другом ящике скромные букетики из веточек с яркими глянцевыми листочками. Так вот он какой - самшит! Не цветок, кустарник! Но такой красивый.

Мы с Наташкой переглянулись:

- Берем!

Наконец-то радостно, наконец-то весело! А Наташка какая молодец - бежит рядом со мной, краснощекая, смеется. Как все же она здорово придумала с теми бутылками и цветами в подарок для наших мам!

Мамы, нас, конечно уже потеряли - шутка ли, в мороз тайком убежать с утра и до сих пор нас нет. А мы еще и заблудились на обратном пути немного. Трамваи от мороза перестали ходить, пришлось идти на троллейбус, да сели не в ту сторону. Пока до круговой доехали, пока развернулись... Но это уже были такие мелочи. Нам даже уже ни капельки не холодно было - ведь мы везли мамам весеннюю драгоценность - такой красивый зеленый самшит. Который сначала вырос где-то на юге, потом усатый дяденька его привез к нам в Сибирь, и именно эти два букетика самшита спасли наш праздник!