Яркий и запоминающийся праздник для поклонников компьютерных игр состоялся в Нижнем Новгороде 4 и 5 марта. Сначала нешуточная схватка в киберспортивном турнире на базе компьютерного клуба Just Play, затем награждение сильнейших игроков, розыгрыш призов и просмотр документального сериала «Мишки на сервере» в кругу друзей и единомышленников. Создатели фильма и зрители обменялись живыми впечатлениями. Пришло понимание, насколько же большое путешествие совершили компьютерные игры по времени и стране: от 1996 года - первого компьютерного клуба в подсобке магазина офисной техники, - до Чемпионата России по киберспорту-2022.
Не просто видеоигры
Организаторы Кибервыходных в Нижнем Новгороде – Нижегородский областной информационный центр (НОИЦ) и Нижегородское региональное отделение Федерации компьютерного спорта России при поддержке компьютерного клуба Just Play, а также Первого семейного кинотеатра «Арлекино».
Партнеры мероприятия - крупнейший в России интегрированный провайдер цифровых услуг и решений компания «Ростелеком», рекламное агентство МОСТ, агентство деловых подарков и сувениров Paprika.
Принять участие в соревнованиях, проходивших в компьютерном клубе «Just Play», могли все любители игр старше 16 лет. Больше всего спортсменов вызвались на игру CS:GO – 14 команд по 5 человек, еще 12 команд было сформировано по Dota2 и 5 человек зарегистрированы на StarCraft II. Турнир собрал 143 человека и шел без малого десять часов. Все желающие могли наблюдать за трансляцией игр в сообществе «ВКонтакте» Нижегородского областного регионального отделения Федерации компьютерного спорта России.
По словам председателя Нижегородского регионального отделения Федерации компьютерного спорта России Артура Амбарцумяна, в киберспортивных турнирах оцениваются быстрота реакции, умение работать в команде, ум и воля к победе. «Как любой спорт, киберспорт - это соревнование с тем лишь отличием, что люди соревнуются здесь с помощью компьютеров, которые можно назвать своеобразным инвентарем», - подчеркнул он.
Турниры, которые регулярно организует Нижегородское отделение компьютерного спорта, служат одной цели – выявить по-настоящему талантливых, увлеченных игроков. Именно они, выдержав справедливый бой, идут дальше и выше, чтобы в итоге представлять регион на общероссийском этапе. «Участников немало для такого формата соревнований. Сразу становится видно, что интерес к киберспорту только растет, - отметил менеджер проектов Нижегородского регионального отделения ФКС России Даниил Пузанов, - по сути, турнир прошел по всем параметрам турниров 90-х годов, правда, игры уже другие».
Игры, действительно, уже другие. Трансформируется и само отношение к ним. CS:GO давно уже не просто «стрелялка», в которой можно победить «на одной агрессии», отмечает Максим Артемьев (ник extaze), взявший в этой игре со своей командой кубок победителя. «Нужна голова, нужно уметь правильно думать, правильно двигаться и, конечно, хорошо стрелять», - говорит он. - Выиграть было не так уж и сложно. Мы во всех играх с самого начала набирали преимущество по раундам и выигрывали игру в одну калитку».
Слаженность и сыгранность команды в CS:GO – это главное, считает Илья Гусев. Его команда TollerGuff оказалась на втором. «Подготовки как таковой у нас не было, состав рандомный. Для отработки навыков, с которыми можно выходить к победе, нужно провести за компьютером как минимум 2 тысячи часов, а у нас едва 300 наберется. С другой стороны, я знаю, что сегодня пришли те, кто проиграли со счетом 15:0. Ну, зато попробовали, получили удовольствие от игры. Это опыт. Почему бы и нет?»
«Ошибки свои поняли, приняли к сведению, - говорит друг и «правая рука» капитана из «TollerGuff Артем Малышев. - Вообще для этой игры важна хорошая коммуникация и прекрасная собранность, чтобы все позиции вовремя занимались. Особой стратегии мы не имели, реагировали по ситуации». Кстати, Dota2 ему тоже нравится. В чем-то она даже «поинтеллектуальней», чем CS :GO, считает Артем.
«В CS :GO важна стрельба и позиция, которую ты занимаешь, а Dota2 - это игра, в которой ты должен убивать специальных крипов и фармить лес. Чем больше фармишь – тем больше предметов. В итоге надо снести главное здание. Это и есть залог победы. А для победы в CS :GO требуется просто убить команду противника», - объясняет Илья Карасев (Desync), занявший со своей командой третье место. Теперь главные отличия становятся понятны даже далекому от вселенной киберспорта человеку. Илья говорит, что пришел в CS:GO в 8 лет, попробовал, а потом как-то «затянуло».
Турниры, где можно проявить себя
Уже не первый раз победа в Dota2 (можно сказать, традиционно) достается Никите Клешневу (ник MAKAR) и его команде из НГТУ (Top1TryHard). Его лицо, пожалуй, самое часто узнаваемое на фотографиях в группе Нижегородского регионального отделения ФКС России. Без сомнения, Никита - местная киберспортивная «звезда».
«Сам финал был несложный. По счету мы выиграли 60 на 10, то есть в принципе мы спокойно переиграли соперников», - делится он впечатлениями. И говорит, что секрет успеха на самом деле заключается в достаточно хорошей натренированности игроков.
«Мы просто сами по себе индивидуально очень сильны. И нам никто ничего противопоставить не может. Готовимся к каждому турниру, нарабатываем стратегию. Игра не так проста, как кажется. Реакция, внимательность, логика – для необходимого успеха все эти качества должны присутствовать и находиться в балансе. Я рад, что ФКС создает турниры, где можно себя проявить и где можно показать свои силы. В целом, они очень хорошо развивают кибеспорт в Нижнем Новгороде. Сюда можно прийти и сразу найти единомышленников», - говорит Никита.
Чтобы стать звездой, нужно по-настоящему любить играть. Никита играет в компьютер с детства. «В 9 лет друг «подсадил», а потом все как-то закрутилось. Просто в один прекрасный день я вдруг почувствовал, что могу играть на другом уровне», - вспоминает он.
Для Dota2, помимо коммуникабельности и реакции, нужна немалая стрессоустойчивость, считает Евгений Егоров, скрывающийся под ником evgenioox. Кстати, его команда (no tinker) тоже из НГТУ. Она практически вплотную приблизились к «бойцам» Никиты, однако соперники все равно оказались на шаг впереди. «Любой нажатый смок способен перевернуть игру», - говорит Евгений.
И если вы до сих пор думаете, что киберспорт – занятие только для парней, то мы с радостью разоблачим этот устаревший стереотип. Под ником naomika (но конкретно для этого турнира - «за птсы да») в команде ««PIMUzavr», занявшей в Dota 2 третье место, скрывалась очаровательная Анастасия Лепешкина. Как и все увлечения, занятия компьютерными играми берет начало в детстве. «Я играю в компьютерные игры с самых малых лет, тут не обошлось без влияния семьи, конечно. К любимым играм могу отнести Overwatch, Dota 2, WoW», - говорит она. В команду девушка попала, увидев объявление о наборе в официальную группу Нижегородского регионального отделения ФКС России
«Игра за 1-2 место, пожалуй, была единственной, которая вызвала у нас трудности, но этим она и интересна. Против нас сражались действительно сильные соперники, что можно заметить в целом и по названию их команды, - делится впечатлениями Анастасия. - По моему мнению, трудности в большей степени заключались в том, что играли мы с заменой на четвёртой позиции. Кроме того, перед самим турниром, мы практически не собирались полным составом».
Что касается самого часто задаваемого вопроса о столь малой численности прекрасного пола в этом виде спора, Анастасия отвечает так: «Я думаю, что тут всё просто: девушки меньше, чем парни, интересуются идеей играть на профессиональной сцене. В играх нет гендерной предрасположенности. Шансы стать профессиональным киберспортсменом есть у каждого!»
Насчет третьего места, лидер команды «Пимузавров» Никита Лазарев совершенно не переживает. «Мы на самом деле решили играть «на расслабоне», «в кайф». Игры на микро, никаких планов на макро у нас не было. По сути, мы просто ходили и убивали героев», - отмечает он. А вот самой большой и настоящей победой Никита считает то обстоятельство, что команду, по его словам, «официально зарегистрировали в вузе», где появилась целая кафедра киберспорта. «Расскажу, как это произошло. Мы пришли с нашим капитаном на кафедру физкультуры и сказали: «Пора сделать все официально, потому что мы играем уже давно, у нас есть свои «звездные» игроки. Дотеры у нас всегда сильные были, на кибеспортивных турнирах занимали 2 место. В этом году заняли 1-ое. Аргументы помогли».
Еще одна «звезда» этого турнира зажглась в лице Ивана Шайфлера, скрывающегося под ником «Terral» - безоговорочного победителя Starcraft II. Эта игра, в отличие от предыдущих двух командных, была одиночной. По словам киберспортсмена, сложность одиночных киберспортивных дисциплин (где влияние случайностей небольшое) в том, что все роли, распределяемые между игроками командных игр, ты выполняешь сам.
«И на это часто не хватает ни скорости рук, ни скорости мысли,- делится впечатлениями Иван, - получается, что ты делаешь лишь часть того, что считаешь нужным. Потом смотришь повтор матча и видишь все недочеты. Исход игры зависит только от тебя и твоего соперника, помощи ждать неоткуда. Поэтому и победа слаще и поражение горше, ответственность за которое не спихнуть на сокомандников. Если играть не ради удовольствия, а на результат, то одиночные игры психологически более напряженные, чем командные».
Иван поделился своим «кодом победы»: «Исходя из того, что я был сильнее оппонента, я предположил, что он будет чизить, самый известный чиз за терранов- это прокси бараки, поэтому я вслепую сыграл равагер раш. Предположение оказалось верным, и я без проблем победил. Во втором матче я тоже ждал раннюю агрессию, поэтому сыграл через 16 пул в роучей. От террана был стандарт, но линги не дали достроиться цц на натурале, также я увидел, что соперник неаккуратен в микроконтроле, поэтому выманил пехоту на депошку, чтобы её нельзя было закрыть, и забежал лингами на базу, сгрыз много рабочих, после чего терран сдался».
А первый шаг к кибеспорту, как это часто бывает, был сделан Иваном еще в детстве. «В глухой сибирский деревне лет в 6 мне купили компьютер, (у друзей его не было). Я сначала играл на компьютере, а потом приходил к друзьям, придумывал сюжет, и мы бегали с палками да изображали что-то на манер call of duty, nfs, и других игр, которые я уже не помню. Кажется, именно тогда и возникла моя любовь к компьютерным играм.
В 2019 году я впервые зарегистрировался на турнир от ФКС, где часто появлялись топовые игроки СНГ : Bee, Skilous, Bly, Kas и др. На тот момент я играл меньше года и победу над серьёзным соперником даже не представлял. Просто пришёл посмотреть, как играют на высоком уровне. Но мне удалось победить 5700 террана из топ 150 Европы "Matvey", когда я был 4400 зергом. Это как победа боксёра 2 разряда над мастером спорта. Когда он признал своё поражение, сердце стучало, как отбойный молоток, я был невероятно рад и горд, что смог победить игрока гораздо сильнее меня. Мне очень понравилось это ощущение, и тогда я решил, что будет неплохо потренироваться и приходить на турниры не зрителем и грушей для битья, а за победой».
Все участники, принявшие участие в турнире этих незабываемых Кибервыходных сошлись во мнении: главное, чему учит игра, – это наработка навыка анализировать свои ошибки и находить пути их исправления.
«Жанр стратегии в реальном времени учит рассуждать: что, зачем и почему ты делаешь, а также разбивать одну конечную цель на много маленьких и отдавать приоритет наиболее значимым задачам. В командных играх развивается навык командного взаимодействия. Разумеется, все это пригождается и в реальной жизни», - резюмирует чемпион Starcraft II.
«Мишки на сервере»
Второй день кибервыходных в Нижнем Новгороде оказался не менее насыщенным, чем первый. В торгово-развлекательном центре «Жар-Птица» в кинотеатре «Арлекино» состоялось награждение победителей турнира по киберспорту, прошедшего накануне, а также розыгрыш призов. После этого состоялся показ первых двух серий документального сериала «Мишки на сервере» (16+).
На премьеру приехали автор идеи и режиссер фильма Кирилл Алехин, креативный продюсер Иван Возняк. Режиссер рассказал, что сама идея создать фильм родилась в августе 2021 года. Тогда все обстоятельства сложились благоприятным образом. «Если бы я в августе не приехал в Нижний, не выступил на питчинге и не получил приз, мы не сняли бы тизер. А без тизера мы бы не сняли кино, то есть все началось прямо здесь, в Нижнем Новгороде. Я не представлял, сколько зрителей сегодня придет, будут ли они хлопать. Но зрителям понравилось».
«Это кино о тех, кого я знаю, понимаю, с кем я вырос. В широком смысле о нас. Я знаю, что нас (геймеров) в России 12 млн человек. Это много. Изначально проект состоял из одного фильма на 40 мин. Мы решили, что снимать фильм про один клуб не очень правильно – и сняли еще про три компьютерных клуба. В 2022 году мы еще немного подумали и захотели снять про весь российский киберспорт с 96-го и по 2022 год», - рассказывает Кирилл Алехин.
География - от Владивостока, где тренировочный лагерь стоит на берегу Японского моря, до поселков Сургутского района: здесь киберспортивные классы открывают в спортцентрах и музеях. Остановки - в Иркутске, Красноярске, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Воронеже, Краснодаре и Белгороде. Десять городов. Более двадцати героев. Искать, которых, кстати, не пришлось. По словам создателей, знакомые лица хранились в «архивах памяти», в голове.
«В течение нескольких месяцев мы собирали «скелет» из идей и людей. По мере развития проекта, находились все новые и новые люди со своими интересными историями, локациями. Ключевых личностей, оставивших след в киберспорте, нашлось немало. Героями стали ребята, которые любят игры и людей, для них киберспорт - это своего рода социальная сеть, где все свои. Всех этих мальчишек от 13 до 40 лет объединяет то, что у них горят глаза, когда они рассказывают о своем любимом деле», - подчеркнул Алехин.
О том, что любовь к киберспорту возможно пронести через годы и даже воссоздать в реальности пространство компьютерного клуба из 90-ых, доказали создатели и постоянные посетители закрытого клуба «Retro LAN party» в Нижнем Новгороде. Они, кстати, стали героями одной из серий и охотно отвечали на вопросы зрителей в зале.
Удивительно, но даже теперь, когда киберспорт вышел на международные подмостки, получил официальное признание и сулит неофитам многомиллионные выигрыши, нет-нет да и настигнет русского человека ностальгия по компьютерным «гаражам», с их суровой ретро – эстетикой девяностых. Ведь главное не место, а люди и та атмосфера, в которой тебе было когда-то хорошо и в которую снова хочется окунуться. Это атмосфера единомышленников, увлеченных одним делом и чувствующих себя в пространстве кибервселенных (старых и новых), максимально комфортно.
«История отечественного киберспорта начинается с конца 1990-х годов, когда в стране появились первые компьютерные клубы. Мы благодарны создателям фильма, что они помогли погрузиться в атмосферу того времени. Показать подрастающему поколению, с чего все начиналось. А «старичкам» получить теплую ностальгию воспоминаний», - сказал председатель НРО Федерации компьютерного спорта России Артур Амбарцумян.
Он отметил, что сегодняшние кибеспортсмены находятся в гораздо более выгодных условиях, чем их ровесники в 90-ых. «Несмотря на то, что стартовые условия наших ребят, в отличие от их европейских и азиатских противников, были намного хуже, они имели такую волю к победе, что сумели быстро развиться в таких закрытых сообществах и отточить свое мастерство. Это показано в фильме. Сегодня киберспорт доступен. Мы видим, как на соревнования приходит много команд, как правило, одним и тем же составом. И этот систематический подход, постоянное желание развиваться выгодно отличает их от тех, для кого это просто досуговое времяпрепровождение», - подчеркнул Артур Амбарцумян.
Кибервыходные по-нижегородски, где был накал страстей турнира, позитивное общение с создателями фильма, а также встреча с геймерами – единомышленниками, определенно удались на 100 из 100.
Анастасия Шохина
Опубликовано 7.03.2023 в PolitBook