В преддверии всемирного женского дня поспорил с коллегой на интересную тему. Он считает, что у профессий в 21 веке нет гендера, женщины могут работать вообще кем угодно и не должно быть ограничений со стороны государства. Я не против равноправия, но ведь есть специальности опасные или связанные с тяжёлым физическим трудом. Или были, а теперь другие времена? Давайте разберёмся.
Перечислять буду без новомодных феминитивов, потому что текст мой, тег «моё», а я не люблю коверкать слова.
Столярное дело.
Такое исторически мужское занятие аж до 2021 года входило в список запрещённых для женщин. Знаю четверых мужиков столяров и трое из них не могут похвастаться полным набором пальцев на руках. Может поэтому запрещали? Хотя риск остаётся, но современные станки помогают обрабатывать древесину без лишней нагрузки и максимально безопасно.
В качестве примера приведу владелицу ютуб канала «Борщ TV»: она самая яркая представительницей женского пола в столярке.
Водитель фуры/Дальнобойщик.
«Не женской» эта профессия (как и большая часть из списка) стала по историческим причинам – на заре дальних грузоперевозок в СССР придорожная инфраструктура была куда скуднее, чем сейчас. В случае поломки полагаться приходилось водителям лишь на себя. В таких условиях даже банальная замена колеса на грузовой машине требовала незаурядных физических сил и навыков, не говоря уже о более серьезной проблеме.
Сейчас же обилие электроинструмента, более комфортные фуры (с усилителем руля и тормозов) и развитая инфраструктура позволяет любому человеку, обладающему высокой усидчивостью и желанием, покорять дороги.
Интернет пестрит видосиками как хрупкие девушки виртуозно загоняют многотонные фуры на парковку.
Автослесарь.
Всё, что было сказано выше, справедливо и для автослесарей. Лично знаю много женщин, которые разбираются в автомобилях и технике так, что вгоняют комнатных сексистов в краску.
Современные автомобили перенасыщены электроникой. И при поломках или «ошибках» требуют больше думать и меньше крутить гайки. А наличие пневмо- и электроинструмента практически полностью уравнивает специалистов обоих полов.
Очень интересно рассказывает о своем опыте работы автослесарем Настя Туман, можете поискать в интернете ее старое видео.
Фельдъегерь.
Если от предыдущих специальностей женщин ограждали из-за возможного недостатка физической силы, то в случае с фельдъегерской службой (ныне ФГУП Спецсвязь) причин сразу несколько:
Исторически фельдъегерь – военный курьер. А в армию женщин брали очень неохотно.
Высокая опасность. Фельдъегеря всегда перевозили что-то, к чему доступ должен быть ограничен. Секретные документы, грузы высокой важности, наличные деньги, оружие – всё то, к чему может возникнуть криминальный интерес. Именно поэтому обычно фельдъегеря вооружены, имеют боевую подготовку и готовы защищать перевозимый груз.
Спецсвязи также поручают доставку культурных ценностей, кубков, картин, денежной наличности и других совсем не лёгких по весу грузов.
Не могу представить себе девушку, несущую огромную сумку с деньгами или слитками золота. А она есть! Зовут Алёна, перевозит секретную корреспонденцию.
Кстати, в Спецсвязь и попасть нелегко: нужно пройти полиграф, спортивную подготовку и научиться стрелять.
Судоходство.
Наверное, все слышали про «женщина на корабле к несчастью». До 1970-х годов многие морские академии даже не принимали женщин. Как минимум, из-за слабой физической подготовки, все-таки, судоходство – дело сложное и крайне опасное.
Однако, существует одна интересная компания Virgin Voyages (принадлежит Virgin Group и Bain Capital), которая утверждает, что гендерное разнообразие — один из ее приоритетов, и на удивление, там работает достаточно много женщин.
Строительство.
С этой профессией все также, как и с предыдущими. Работа крановщика связана с тяжёлым физическим трудом, выносливостью и смелостью. Зачастую женщины идут работать крановщиком из-за острой нехватки денежных средств, так сказать, крайние меры….
Но девушки и сами понимают, что эта работа физически невероятно сложная для них. В подтверждение отрывок из интервью Анны Кокориной - оператора башенного крана: «Есть, конечно, и минусы. Например, это большие нагрузки, очень сильно устает спина из-за вынужденного рабочего положения. Здесь нет возможности лишний раз нормально умыться. Конечно, каждый крановщик приспосабливает себе самодельный умывальник на улице или снаружи кабины. Нет нормированного графика. Время на отдых соблюдается не всегда. Но, при этом, все же это, в первую очередь, хороший заработок. Правда, это относительно, потому что за последние 10 лет оклад не поднимался и, по сути, если раньше это были действительно хорошие деньги, то сейчас — средние…»
Заключение.
Хорошо, уговорили, согласен. Женщины теперь везде и даже во многом нас превосходят. Но всё-таки, есть одна негендерная профессия, которая подходит только женщине и никому больше — любимая жена и мать. Да, это профессия и это огромный труд.
Пусть прекрасные девушки, если хотят, бегают с автоматом, умело управляются с домкратом, пересекают полюса на ледоколах. Но мы всё равно всегда будем готовы подставить плечо и протянуть руку помощи нашим хрупким и чутким дамам.
С вашим днём, с 8 марта!