Найти тему
Открытая книга

"Ну что ж, не пора ли идти своим путём?" Олег Даль. К 36-летию со дня смерти. Часть II

Олег Даль в фильме "В четверг и больше никогда", 1977
Олег Даль в фильме "В четверг и больше никогда", 1977

В конце 70-ых Даль поступает на режиссерские курсы ВГИКа. Из «Современника» к тому времени он ушел. Другие театры его не устраивали (были попытки перейти к А.Эфросу в «Театр на Малой Бронной», потом в «Малый театр» к М.Цареву), кино не радовало, работников политбюро играть не хотелось. Вскоре Олег Даль осознал, что во ВГИКе не может найти ничего для себя нового, и, насмотревшись на непрофессиональное преподавание, решает бросить факультет.

В передаче Леонида Филатова «Чтобы помнили» звучал фрагмент аудиозаписи со встречи со зрителями, где Олег Даль рассказывал о своем отношении к театру «Современник» и говорил о том, что такое театр вообще: «Это были самые лучшие годы моей жизни, пока существовал этот театр-студия. Мы занимались только искусством, при поступлении в этот театр мы подписывали «устав», где было сказано, что мы занимаемся только искусством, и тарифная сетка, я имею в виду зарплату, у нас была своя: нам платил совет театра. То есть, все было на настоящих творческий началах: мы там дневали и ночевали. В театре. И это были счастливые дни. Кроме того, в уставе было сказано, что мы все отказываемся от званий и не имеем права их иметь. Но жизнь – жестокая штука: появились семьи, появились дети, надо было зарабатывать деньги, артисты стали метаться на радио и телевидение, потом появились автомобили, квартиры, «стенки», «креслы», диваны, ковры и прочая ерунда, которая погубила творческое начало, появились звания – и искусство закончилось на этом».

Последний этап в творческой биографии Олега Даля всецело связан с М.Ю. Лермонтовым. Идет работа над моноспектаклем по стихам поэта. Это – исповедь. Исповедь М.Ю. Лермонтова, исповедь О.И. Даля. «И одиночество, и злоба, и плачу я во сне и просыпаюсь», - пишет О.И. Даль в своем стихотворении «В. Высоцкому. Брату». Тема одиночества «преждевременно уставшего человека»  - одна из главных не только в творчестве поэта, но и, как говорилось выше, в актерской судьбе О.И. Даля. Спектакль готовился долго и тщательно.  На пленку было записано 10 стихотворений: "Дума", "Журналист, читатель и писатель", "Звуки. "Что за звуки? Неподвижен внемлю...", "Я жить хочу...", "И скучно, и грустно...", "За всё, за всё тебя благодарю я...", "Выхожу один я на дорогу...", "Люблю отчизну я, но странною любовью...", "Великий муж! Здесь нет награды...", "Наедине с тобою, брат...", как впоследствии и стала называться пластинка, которая была выпущена только в 1986 году, через 5 лет после смерти ее автора.

Пометки Олега Даля при подготовке моноспектакля
Пометки Олега Даля при подготовке моноспектакля

Запись была рабочим материалом. Периодически мы слышим авторские замечания, помешивание ложечкой чая, редкие вздохи. Начинается пластинка мыслями об оформлении сцены для первого стихотворения: «Рассаживаются и как бы настраивают инструмент. На сцене одно кресло и разбросанные по всей сцене группы канделябров. Звучит долгий, записанный на пленку удар гонга. И свет от него уходит, и остается только на оркестрантах, на группе пантомимы. Слабый свет. Странный». Далее резко начинает играть музыка, солируют скрипки. Через какое-то время вновь мы слышим голос автора. «Выходит исполнитель, подходит к креслу, зажигает свечу, садится в кресло. Он «выхвачивается» из темноты красным лучом». Звучит заунывный, одинокий, грустный голос духового инструмента. Даль ждет, пока вступит остальной оркестр и начинает: «Печально я гляжу на ваше поколение». Уже в  самом начале моноспектакля выносится приговор современному обществу, начинается диалог со зрителем. Со скрытой насмешкой звучат строки: «И к гробу мы спешим без счастья и без славы, глядя насмешливо назад». Стихотворение прерывается замечанием актера, в тон стихотворения: «Подходит к рампе» - и продолжает без остановки дальше.

Музыка в спектакле – это не только фоновое оформление, звуки дают возможность подобраться к скрытым смыслам и посмотреть на стихотворение с другой стороны, или же еще глубже заглянуть в него, понять и осознать. Неожиданно резко начинают играть скрипки, призывая, настораживая, пугая:  «Я жить хочу! Хочу печали, любви и счастию назло…», - крик души Лермонтова и самого Даля. Исполнитель резко гасит свечи и остается в полумраке.

Пора, пора насмешкам света

Прогнать спокойствия туман;

Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан? —

Он хочет жить ценою муки,

Ценой томительных забот.

Он покупает неба звуки,

Он даром славы не берет.

Последние строки  произнесены в экстазе, глубоко эмоционально. Исполнитель рассказывает истину и упоен своим самосознаньем. Поэт выше всех насущных дел, он важен, правдив, статен. Поэт выше обстоятельств, и, не смотря на «насмешки света», он всегда победитель, но о цене этой победы автор говорит лишь вскользь.

Олег даль в Тарханах незадолго до смерти
Олег даль в Тарханах незадолго до смерти

Следующее стихотворение «И скучно, и грустно» представляет собой некую отсылку к фильму «Страницы журнала Печорина». Если в фильме это подведение итогов, логическое завершение картины, то в моноспектакле – начало трагико-философских мыслей Лермонтова и самого Даля. Мало что разделяет трех героев: Лермонтова, его Печорина и Даля. Поэт написал это стихотворение, потому что ему это было необходимо. Он описал происходящую с ним действительность, охарактеризовал эпоху. Печорин – плод его воображения, литературный герой 19 века, собравший пороки всего общества, который актуален и по сей день. Далю очень близки мысли Лермонтова. С ним происходит то же самое, о чем говорит поэт.

Олег Даль с женой Лизой и Владиславом Дворжецким
Олег Даль с женой Лизой и Владиславом Дворжецким

У Олега Ивановича было очень мало хороших знакомых, друзей еще меньше. По воспоминаниям жены, он очень ценил, уважал и любил Владислава Дворжецкого, Владимира Высоцкого и Валентина Никулина, которому в День его рождения посвятил философское стихотворение:

В.Ю. Никулину. На день рождения, июль 1980.

Смотри, смотри, пришла луна,

Какая красная ущербная.

Душа - усталая струна

И тихая, как воскресенье вербное.

Там силуэтом мягкий зверь

На подоконнике иконовом,

А позади закрыта дверь,

И тишиной весь мир окован.

И только мерное тик-так,

И мягкие удары ночи.

А на полу лежит пятак

Тяжёлой точкой в многоточии.

Смотри, смотри, ушла луна,

Такая светлая и тонкая,

Как набежавшая волна

На одинокий берег звонкий.

С Владиславом Дворжецким его связывал ужасный по своей постановке фильм «Земля Санникова». На съемках все главные актеры – О. Даль, Г. Вицин, Вл. Дворжецкий, Ю. Назаров – подписали бумагу о том, что не могут работать с таким режиссером и просят заменить его. Но ничего из этого не вышло, кроме скандала и неприятных воспоминаний о бесполезно потраченном времени.

На съёмках фильма "Земля Санникова" с Владиславом Дворжецким и Георгием Вициным, 1973
На съёмках фильма "Земля Санникова" с Владиславом Дворжецким и Георгием Вициным, 1973

А фильм публике очень понравился. Дворжецкий, как и Даль, тоже был «неприкаянным», одиноким. Снимался мало. Жил в бедности, как и все настоящие актеры, преданные искусству. Не гонялся за званиями, за славой. Работал много и добросовестно. Потом не выдержало сердце и в 39 лет, только-только получив столь долгожданную  квартиру, артист умер на гастролях в Гомеле в 1978 году.

Портрет Владислава Дворжецкого 1975 года кисти Юрия Богатырёва. Создан, вероятно, во время съёмок в фильме "Там, за горизонтом".
Портрет Владислава Дворжецкого 1975 года кисти Юрия Богатырёва. Создан, вероятно, во время съёмок в фильме "Там, за горизонтом".

Владимир Высоцкий не был тем другом, с которым Даль постоянно встречался и разговаривал. Существовала какая-то духовная связь этих двух людей в  неспокойное советское временя. У них были общие мысли, общие проблемы. В кино они встретились только в фильме И. Хейфица «Плохой хороший человек». Даль сыграл Лаевского, Высоцкий – фон Корена.

Н. Галаджева в книге «Олег Даль. Дневники. Письма. Воспоминания» пишет: «Высоцкий – человек слабый в своей силе. Даль- сильный в своей слабости. … Приземистый, крепкий, широкий в плечах Высоцкий вдруг обнажал в сверкающей улыбке зубы, а в глазах появлялось что-то детское, почти трогательное. Хрупкий, изящный Даль с неприступным видом проходил после репетиции или спектакля ни на кого не глядя мимо коллег. Им не везло как-то параллельно: одному – с кино, другому – с театром. И ушли они друг за другом. И даже памятники ставились обоим в одно и то же время».

В.Высоцкий, О.Даль, Л.Максакова в фильме "Плохой хороший человек", 1973
В.Высоцкий, О.Даль, Л.Максакова в фильме "Плохой хороший человек", 1973

После смерти Высоцкого в июле 1980-го Олег Даль пишет стихотворение:

В. Высоцкому, брату. Монино, январь 1981.

Сейчас я вспоминаю...

Мы прощались... Навсегда...

Сейчас я понял... Понимаю...

Разорванность следа...

Начало мая...

Спотыкаюсь...

Слова, слова, слова.

Сорока бьёт хвостом.

Снег опадает, обнажая

Нагую холодность ветвей.

И вот последняя глава

Пахнула розовым кустом,

Тоску и лживость обещая,

И умерла в груди моей.

Покой-покой...

И одиночество, и злоба.

И плачу я во сне и просыпаюсь...

Обида - серебристый месяц.

Клеймённость - горя проба.

И снова каюсь. Каюсь. Каюсь,

Держа в руках разорванное сердце...

Олег Даль на похоронах Высоцкого, июль 1980
Олег Даль на похоронах Высоцкого, июль 1980

Но вернемся к моноспектаклю. Следующие строки тоже созвучны актерской биографии Даля. Как говорилось выше, Даль постоянно думал о своей нереализованности.

«Неужели так все это со мной и уйдет, никому не отданное?» - пишет он в дневнике. «Время уже не бежит, а летит. Определяется человек, определяется его сущность – и тут я согласен с Делакруа, который сказал примерно следующее: вот когда человек рождается, он и есть тот самый чистый и истинный человек. Потом жизнь накладывает на него различные наслоения, и его задача в течение жизни – сбросить с себя все наносное – и вернуться к себе, к своей истинной сущности», - из письма Анатолию Эфросу.

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят — все лучшие годы!

В последних строках лермонтовского стихотворения в аудиозаписи мы слышим авторский приговор. По дневнику, по письмам, стихотворениям и прозе Олега Даля становится видно, что человек много передумал, много выстрадал. Самым ужасным и трагичным становится осознание Далем того, что время ушло. Да, планы на будущее есть, есть работа, есть какое-то дело, но большинство из задуманного никогда не будет реализовано из-за внешних обстоятельств. Эпоха, время не позволяло. Слишком многие хотели вставить свои палки в колеса. А ходить и долго что-то доказывать, объяснять, просить – это было невозможно: характер. Олег Даль, как и Лермонтов, уверен в том, что говорит. Слова в пластинке - это не минутный выплеск эмоций, а уже устоявшаяся манера существования. «Прошлое живет своей тихой и отдельной жизнью, - пишет Даль во второй части повести «Собачий вальс». - Оно похоже на куст дикого орешника, выросшего на склоне глубокого тенистого оврага, по дну которого течет холодный прозрачный ручей».

Страница из дневника О.Даля
Страница из дневника О.Даля

Но самым трагичным и так верно показывающим душевное состояние Даля стало стихотворение «Завещание», заключительное в моноспектакле. К нему нет никаких ремарок, они и не нужны. Обо всем говорит голос. Притупленный, надорванный. Обреченный.

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж… Да что? Моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен.

С каким вздохом, полным уверенности, произносится последняя строчка. «Создавалось ощущение полного одиночества. Я и мир», - говорит Даль в «Записках из дневника кретина». Перед слушателями «преждевременно уставший человек» - как описал Даль одного из главных героев повести «Собачий вальс»: «И только теперь, по истечении сорока лет, он понял, что человек, которого он наблюдал все это время, с которым он делился самым сокровенным, что рождалось в нем, был он сам. Он понял это в тот момент, когда ему хотелось вздохнуть с облегчением и отвернуться, вяло махнув на прощанье рукой, чтобы он не увидел слез, набежавших на глаза, с порывом одиночества, так похожего на тусклую лампочку в подворотне. Это был он сам, проживший в одиночестве сорок долгих лет, и только теперь, со стороны, ощутивший почти физически жизнь, как если бы он коснулся рукой знакомого предмета и вместо ожидаемого ощущения тепла отдернул бы руку от резкого удара холода».

Наедине с тобою, брат,

Хотел бы я побыть:

На свете мало, говорят,

Мне остается жить!

Действительно, работа над спектаклем была начата зимой 1981 года. Даль умирает 3 марта.

Помоги и спаси,

О, Господи.

Сбереги и укрой,

О, Господи.

Мягким снегом меня занеси, Господи.

И глаза свои не закрой, Господи.

Погляди на меня,

О, Господи.

Вот я весь пред тобой

О, Господи.

Я живу не клянясь,

О, Господи.

Подари мне покой,

О, господи.

Стихотворение Даля, написанное зимой 1981 года. В нем есть все: молитва, просьба, надежда, отчаяние. 

В передаче «Чтобы помнили» Леонид Филатов рассказывает о Дале: «Мы не были с ним знакомы. Я встретился с Далем при трагических обстоятельствах: на похоронах Владимира Высоцкого. Он был встревоженный весь, взъерошенный, была какая-то обреченность в его облике, хотя, конечно, никто не знал, как скоро наступит его гибель. Но на лице его был отблеск какой-то грядущей трагедии».

Запись из дневника, датированная октябрем 1980 года: «Стал часто думать о смерти. Удручает никчемность. Но хочется драться. Если уж уходить, то уходить в неистовой драке. Изо всех оставшихся сил стараться сказать все, о чем думал и думаю».

В фильме Надежды Кошеверовой «Тень» герой Георгия Вицина – доктор – говорит об Ученом, которого сыграл Даль:  «Да, он здоров. У него растет его новая тень, но дела его плохи. И будут еще хуже, пока он не научится смотреть на все сквозь пальцы, пока он не махнет на все рукой и пока он не овладеет искусством пожимать плечами». Даль не умел пожимать плечам, забывать неприятности, и не думать о них у него не получалось. Михаил Козаков вспоминает: «Я не раз говорил ему: «Олег, вспомни «Экклезиаст» - и это пройдет!»

Иосиф Хейфиц рассказывал, что незадолго до смерти Олег Даль звонил и просил посмотреть последнюю картину, потому что его преследовало ощущение, что он где-то что-то недотянул, может быть, где-то в чем-то ошибся. Он просил И. Хейфица пересмотреть фильм, и если ему не понравится какой-нибудь момент, аккуратно уговорить режиссера вырезать этот фрагмент. И закончил разговор следующей фразой: «Ведь после Володи останутся его песни, а после меня останутся мои фильмы».

Последнее интервью Олега Даля незадолго до смерти
Последнее интервью Олега Даля незадолго до смерти

Многие из этого поколения умерли рано, недоделав, недожив. Ушли неожиданно, вдруг, в расцвете лет: Владислав Дворжецкий (май 1978 – 39 лет); Владимир Высоцкий (июль 1980 – 41 год); Анатолий Солоницын (июнь 1982 – 47 лет); Андрей Миронов -  коллега по фильмам «Страницы журнала Печорина» и «Тень» (август 1987 – 46 лет); Юрий Богатырев - друг, коллега по театру «Современник» и фильму «Отпуск в сентябре» (февраль 1989 – 41 год).

3 марта 1981 года во время творческой командировки, в одном из номеров Киевской гостиницы не стало Олега Даля. Ему было 39 лет.

Более подробно про М.Ю.Лермонтова в жизни и творчестве Олега Даля читайте в Части I.