В своих интервью Кен Хенсли прямо говорит о том, что выбор другими музыкантами вокалиста в лице Сломэна и, соответственно, в определенной степени выбор нового направления был основной, хотя и не единственной причиной, по которой он оставил группу.
Сам Хенсли вряд ли рассматривал Сломэна как реального конкурента на роль главного генератора идей в URIAH HEEP, хотя и увидел тот крен, который появился в группе с приходом в нее Джона Сломэна. Он отзывался о нем как о хорошем музыканте с правильной внешностью, но этого было явно недостаточно для фронтмена URIAH HEEP. Сломэн исполнял написанные Кеном песни совсем не так, как видел и слышал их сам автор, и этим объясняется неприятие Хенсли молодого вокалиста. «Я знал, что мы совершили трагическую ошибку. Джон являл собой что-то среднее между Джино Ваннелли и Стиви Уандером, который отчаянно хотел быть Робертом Плантом, и работа в студии при записи Conquest только подтвердила это. Он просто не мог «держать» голос. Я регулярно обращал на это внимание, но без толку. Похоже, что парни просто не были готовы признать мою правоту. Вскоре мы отправились в европейский тур, как того требовали контрактные обязательства. Утром 8 июня 1980 года, после последнего концерта, который мы отыграли накануне вечером в португальском Кашкаише, я принял решение уйти из группы, о чем, еще раз хорошо все обдумав, сообщил уже в Лондоне. К моему удивлению, мне удалось договориться с Джерри Броном, что я остаюсь на его лейбле как свободный художник, не имеющий никакого отношения к URIAH HEEP, и начинаю работать над сольным альбомом». Никаких других более-менее конкретных планов у Хенсли в тот момент не было.
Стоит сказать, что информации о происходившем в группе летом 1980 года практически нет, если не считать того, что 28 июня вышел не совсем понятный записанный ранее сингл с кавером группы HELLO Love Stealer / No Return. Известно также, что именно в это время Сломэн примкнул на короткое время к UFO, но потом вернулся в URIAH HEEP, Мик Бокс попал в небольшую автомобильную аварию, повредил руку и какое-то время не мог играть, а вот Кен Хенсли хранил молчание.
Если все-таки попытаться восстановить хронологию событий, связанных с уходом Хенсли, то она выглядит следующим образом. При этом я опираюсь исключительно на воспоминая двух ключевых персон – Кена Хенсли и Джона Сломэна.
Хенсли однозначно говорит о том, что ушел из группы в июне 1980 года. Имеет ли он в виду свое последнее выступление в составе URIAH HEEP или что-то иное, не совсем понятно. Некоторые заслуживающие внимания источники указывают июль как месяц расставания Кена с группой. А вот Джон Сломэн в своем интервью утверждает, что новость об уходе Хенсли из URIAH HEEP была озвучена Кеном в офисе Джерри Брона в августе 1980 года в присутствии менеджера и музыкантов группы. «Уже по внешнему виду Хенсли можно было предположить, что что-то здесь не так. Новый прикид, новая прическа, новый костюм. Заявление Кена было полной неожиданностью, и в тот момент я попытался представить себя на месте Мика Бокса, но не смог». Так или иначе, но первое официальное сообщение о том, что Кен Хенсли ушел из URIAH HEEP, было опубликовано 6 сентября 1980 года в журнале Melody Maker.
К тому времени у Хенсли накопилось достаточно песен для записи альбома. Третий сольный альбом, записанный музыкантом в октябре – ноябре 1980 года, вышел в январе следующего года под символичным названием Free Spirit (рабочее название – Special K). Сам Кен отчасти связывает это название со своей тогдашней американской подругой, которая разделяла идеи хиппи и которая частенько употребляла выражение free spirit в своем лексиконе.
По горячим следам Хенсли считал эту работу, мягко говоря, не совсем удачной, и только в последние годы, когда речь заходила о Free Spirit, он отзывался об альбоме в теплых тонах. А вот недоумение по поводу того, каким образом и зачем на лицевую сторону конверта с фотографией Кена на фоне озера Комо в Италии прохладным летним вечером попала дамская красная туфелька, не покидало его все эти четыре десятилетия.
(Композиция Brown Eyed Boy из альбома Free Spirit. Ударник, безусловно, узнаваем)
Если возвратиться к личности Сломэна, то интересными в этой связи выглядят мнения и других участников группы о Джоне.
Вот что говорит Мик Бокс: «Джон изначально поразил нас своим сильным и богатым по диапазону голосом, однако это впечатление оказалось ошибочным. Он часто «терял» голос, что в полной мере проявилось на концертах. Думаю, что во многом это объясняется его манерой «глубокого» пения, когда голос «теряет» мелодичность и силу одновременно. Песня «уходит», и ее надо «ловить» вновь. Полагаю, что у него были какие-то проблемы с горлом, так как он частенько обращался к отоларингологу, и в итоге ему удалили миндалины».
Тревор Болдер: «Джон – разносторонний музыкант, профессионально играющий на гитаре и клавишных. У него отличные вокальные данные. Думаю, ему просто надо было больше работать над собой и определиться с направлением в музыке. Я достаточно много работал с ним и могу сказать, что в общем и целом его голос в порядке».
По мнению Криса Слэйда, Джон Сломэн мог и должен был рассчитывать в группе на большее. В том числе и как автор песен, но ему не стоило надеяться на то, что коллеги потеснятся. «Вклад Джона в альбом Conquest оказался достаточно весомым. Я считаю его отличным вокалистом и еще более крутым автором. Думаю, и по этой причине тоже у него были проблемы, даже после ухода Кена Хенсли. Для Мика Бокса, который стал к тому времени основным человеком в URIAH HEEP, это создало бы дополнительную напряженность. Сломэну хотелось большего, и это было логично. Но в группе были свои авторы. Знаете, я думаю, что и по сей день он является одним из самых нераскрытых талантов в британской музыке» (из интервью интернет-порталу Rock Celebrities 13 июля 2022 года).
Я бы хотел воздержаться от оценок в адрес Джона Сломэна как автора песен и музыканта. Скажу просто, что как вокалист он мне нравится больше. Его немногочисленные с учетом времени сольные работы далеки от того, что интересует меня в рок-музыке с подросткового возраста, и ориентированы они все-таки на любителя. Полагаю, и поэтому тоже у него были проблемы с поиском лейбла.
(Композиция Wherever You May Be из шестого сольного альбома Джона Сломэна под названием Metamorph, который увидел свет 10 апреля 2020 года. На виниле и на компакт-дисках не выходил)
Между тем корабль под названием URIAH HEEP дал пробоину и стал тонуть. Трудно сказать, смогла ли группа избежать этого, если бы в ней остался Хенсли. На мой взгляд, нет, но это все из области предположений.
Джон Сломэн расстался с URIAH HEEP в марте 1981 года (на это указывает большинство источников информации). По его словам, когда он после некоторого перерыва вновь оказался в Roundhouse Studios, то реально ощутил, насколько ему, в отличие от Кена Хенсли, некомфортно работать в этом «бездушном месте, которое совсем не искрило». Думаю, что тем самым Джон пытался успокоить себя и убедить в правильности сделанного выбора.
Вскоре после ухода из URIAH HEEP он встретился с менеджером IRON MAIDEN Родом Смоллвудом как кандидат на замену Полу Ди’Анно, в также рассматривался на место вокалиста в MICHAEL SCHENKER GROUP, но это не получило никакого конкретного развития.
Джон Сломэн решил пойти своей дорогой в мире музыки, которую, на мой скромный взгляд, он так и не нашел.
(Композиция Blackweir из альбома Two Rivers)
Через несколько дней его примеру расстаться с URIAH HEEP последовали Крис Слэйд и Грегг Декерт. На решение Слэйда повлияло и то, что он не хотел более работать на империю Брона, которая стала терять свои позиции, а сам Джерри стал все более удаляться от музыкальных дел.
Как раз в это время у группы заканчивался контракт с лейблом Bronze Records, и Крис через своих знакомых нашел более выгодный вариант в Германии, о чем поведал Боксу. Мик в свойственной ему манере все взвесил и отказался от предложения, добавив, что уйти от Брона сродни уходу от отца. О своем выборе он, по словам Слэйда, в скором времени пожалел. При заключении нового контракта Джерри сказал, что у него возникли долги в пользу звукозаписывающей студии и он вынужден урезать жалование музыкантам.
Декерту с учетом его короткого срока пребывания в группе было проще распрощаться с URIAH HEEP. К тому же его очень сильно доставали вопросы о том, как он чувствует себя на месте великого Кена Хенсли. В какой-то степени эти вопросы имели и дополнительный подтекст. Дело здесь даже не только в уровне музыкантов, а в том, что Декерт играл на синтезаторе Minimoog, что было в определенной степени непривычным для звучания URIAH HEEP и для поклонников группы, и даже для Мика Бокса. Поговаривали, что Мик ностальгировал по органу Hammond, который Хенсли забрал с собой при расставании с группой.
Щекотливый, хотя и мало что значащий вопрос о том, было ли это собственным выбором всех трех музыкантов, как говорят они сами, или же их уволило руководство, остается открытым. Мне представляется верной первая трактовка с учетом ситуации в группе, хотя, когда я знакомился с материалами тех лет, мне встречался и второй вариант. Впрочем, не думаю, что по прошествии более чем четырех десятилетий это имеет какой-либо интерес.
Дуэт в составе Бокса и Болдера решил вернуть в группу (в то, что от нее осталось) Дэвида Байрона, но получил категорический отказ.
Тревор решил, что оставаться в URIAH HEEP более не имеет смысла. Он откликнулся на анонимное предложение в Melody Maker о том, что «известная рок-группа ищет бас-гитариста». Позвонил по указанному телефону, и началась игра в жмурки. Ответивший (а им оказался менеджер группы) согласился приоткрыть ее название только после того, как узнает фамилию собеседника, а Тревор расставил это в обратном порядке. В итоге Болдер раскрыл себя. Группой оказалась WISHBONE ASH. Интересно отметить такой нюанс: чтобы занять вакантное место, Тревору пришлось пройти повторное прослушивание.
Некоторые заслуживающие внимания источники утверждают, что Грегг Декерт был последним, кто «выбросил полотенце» и ушел из группы, оставив Мика Бокса в одиночестве, с контрактом на запись нового альбома и вывеской URIAH HEEP. Я отталкиваюсь от интервью Тревора Болдера, который утверждает, что именно он был последним, кто ушел с тонущего корабля с одиноким Миком Боксом на капитанском мостике.
В апреле 1981 года Тревор Болдер влился в состав своей новой группы, сменив, как и пять лет назад, Джона Уэттона, когда стал басистом URIAH HEEP. И как после этого утверждать, что история не повторяется?
Впрочем, расставание оказалось недолгим. Тревор Болдер вернулся к Мику Боксу ровно два года спустя, в апреле 1983-го.
Отмечу, что многие эксперты и критики считают альбом Conquest лучшей работой Болдера на тот момент в составе URIAH HEEP с учетом его фанкового отлива, который органично сочетается с манерой игры бас-гитариста. Я все-таки не могу разделить это мнение.
Мик Бокс тем временем остался у разбитого корыта. Впрочем, это уже другая история. Из другой эпохи. Времени URIAH HEEP без Кена Хенсли. Времени Мика Бокса и его старых и новых коллег под все тем же именем URIAH HEEP. Или группы Мика Бокса. Кому как нравится.
Видео и аудио взяты из открытых источников в Интернете. Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).
# Uriah Heep # Conquest # рок-музыка # Великобритания # рассказы #