Найти тему
Журнал —ИМЕННО.

The Vyshka

Оглавление

«Самое важное, что даёт работа в нашем медиа… — это возможность не бояться совершать ошибки и учиться на них»

The Vyshka одно из крупнейших студенческих медиа в России, со смелым и честным взглядом на жизнь и проблемы студенчества. Редакция не ограничена повесткой на один ВУЗ, их команда разбросана по всей стране. Но даже в таких условиях ребятам удаётся на одном лишь энтузиазме делать свою работу качественно. О тонкостях работы в студенческом СМИ мы поговорили с главным редактором The Vyshka Дарьей Артемовой.

Автор: Диана Валеева

https://thevyshka.ru/

Из истории медиа

Название медиа The Vyshka как бы отсылает нас к тому, что имеется прямое отношение к Высшей Школе Экономики, это так?

Изначально, 9 лет назад, медиа «The Вышка» появилось как студенческая организация Высшей Школы Экономики и была названа на русском языке, как бы с юмористической отсылкой к популярной в то время книжке «The Телки». В сезон 2018–2019 (существование медиа The Vyshka имеет периодичность в виде сезонов, — прим. ред.) редакция приняла решение переименоваться в The Vyshka, а после и отделиться от НИУ ВШЭ. Название фактически тем же и осталось, потому что это наш бренд, люди узнают нас под этим названием.

Масштаб медиа сейчас

Вы уже не вузовское СМИ, как сейчас The Vyshka позиционирует себя?

Мы освещаем события, которые касаются студентов по всей России, вещаем не только о высшем обучении, но и о колледжах. Посредством освещения этих событий, мы помогаем ребятам справляться с трудностями, конфликтами с администрацией внутри учебного заведения. Я бы сказала, что The Vyshka — общероссийское студенческое медиа.

И как вы удерживаете такой масштаб повестки?

Ребята, которые работают в The Vyshka, все с разных городов и учебных заведений, каждый в курсе повестки дня в своём университете своего региона. Также нам помогают читатели — у нас работает бот в телеграмме, через него читатели присылают новостные инфоповоды. Нам приходит информация отовсюду. И конечно же, мы и сами следим за новостями, событиями.

Как вы общаетесь, устраиваете совещания с командой, если между вами сотни, а то и тысячи километров и разница в часовых поясах?

Вся работа происходит через интернет, в нашем случае через Telegram. Каждое моё утро начинается с того, что я пролистываю десятки чатов, контролирую в них работу, и каждый вечер тоже этим и заканчивается. Есть ежемесячные открытые планёрки онлайн, куда подключаются все участники The Vyshka, и мы встречаемся большой компанией, всей нашей семьёй. На них мы подводим итоги месяца: чего достигли, что нужно подправить, какие ставим цели на следующий месяц. Помимо этого, еженедельно встречаемся на онлайн-планёрки. И мы практикуем встречи one-on-one (англ. «один на один», — прим. ред.) — еженедельные индивидуальные (онлайн) встречи руководителя с главой отдела редакции. Эти совещания очень нас объединяют и дают более осознанное понимание, почему мы вместе над этим проектом трудимся.

И часто бывает такое, что случайно сталкиваемся с коллегами из The Vyshka вживую, и всегда происходит взрыв эмоций, я бегу к ним, обнимаю, восторженно о чём-то спрашиваю (смеётся). Иногда мы встречаемся после работы, чтобы вместе отдохнуть. Конечно, в такие моменты понимаешь, как не хватает личных встреч, расстояние делает свою работу, но от этого мы не менее сплочённая команда!

Сколько на данный момент составляет численность штата медиа The Vyshka?

Сложно назвать точную цифру, у нас постоянная текучка: каждый год проходят «весенние» и «осенние» наборы в команду, а между этими наборами люди приходят-уходят. Но могу сказать, что в команде работает сейчас около ста человек.

И все ребята в штате — это студенты?

Да, я скажу так, что весь штат — студенты. Всего около 15 процентов — это ребята, которые совсем недавно выпустились, ушли в академический отпуск или отчислились.

-2

Как студентка стала главным редактором

А в какую категорию входишь вы, Дарья? Учитесь или уже выпустились?

Я обучаюсь, очно, на 2 курсе НИУ ВШЭ по программе «Журналистика».

Обучение не осложняет вашу работу главным редактором в The Vyshka?

Обучение на журналиста и руководство проектом The Vyshka — это две главные деятельности в моей жизни. Я не зацикливаюсь на чём-то одном, а совмещение работы и учёбы помогает не выгорать: если я устаю от работы, то всегда могу от неё отойти и больше внимания отдать учёбе, и наоборот. В какой-то момент ты понимаешь, что всё идет в плюс и дополняет друг друга.

Некоторые идеи для The Vyshka у меня приходят на парах, когда я слушаю лекцию. Многие наши преподаватели — практикующие журналисты и рассказывают интересные вещи о своей работе. И бывает так, что у меня случилось озарение, я быстро-быстро пишу шеф-редакторке: «Давай попробуем эту идею» — и это сильно мотивирует, заряжает, потому что ты можешь применить полученные навыки к своему любимому делу прямо здесь и сейчас.

Как давно вы в проекте The Vyshka?

Я пришла в «The Vyshka», когда только поступила в НИУ ВШЭ. Знаешь, как это бывает, когда становишься студентом: на первом курсе для меня открылся новый мир и была мотивация пробовать себя во всём: сейчас я буду и учиться, и работать, через год заработаю свой первый миллион (смеётся).

И я подумала, было бы здорово работать в крутом издании. Придя в The Vyshka, я надеялась, что мне будут платить и это будет моей первой оплачиваемой деятельностью (смеётся). Но немного оказалось не так. Я осталась тут из-за любви к проекту. Работа в The Vyshka принесла мне много знакомств, повысила мои профессиональные навыки (как они не повысились бы, если бы я просто училась в университете) и мои soft skills. И, конечно же, я научилась работать в команде — это важный навык не только для журналиста, но и для любого человека.

Студенты, которые приходят в «The Vyshka», все обучаются по программам «Журналистика»?

Конечно, нет. Это ребята с максимально разных программ и факультетов и даже городов. У нас есть ребята, получающие техническое образование. Нас объединяет любовь к журналистике, медиасфере. Приходя к нам, студенты ищут чего-то нового, пробуют себя в таких сферах, которые им несвойственны.

Я всегда восхищаюсь ребятами. По сути, они работают за бесплатно, и с такой силой верят в проект The Vyshka, в её ценности и делают просто потрясающие вещи (улыбается)! В этом году совпало, что и я, и шеф-редакторка обучаемся по программе «Журналистика». Например, главная редакторка прошлого сезона The Vyshka сейчас заканчивает бакалавриат (4-й курс) НИУ ВШЭ по программе «Иностранные языки и межкультурная коммуникация».

-3

Как сменяются «поколения» редакторов

Какова политика сменяемости в вашем издании?

Существование медиа делится на сезоны, в которые мы объявляем набор. Каждый год действующая «власть» выбирает будущего главного редактора, шеф-редактора и руководителей отделов. Уведомляются ребята о том, что встанут на высокую должность, за три месяца до начала их официальной работы, чтобы они могли подготовиться морально и профессионально. Честно скажу, когда мне такую весть принесли редакторы, я не была готова, я была в шоке, но очень радостном шоке (смеётся).

Куда уходят те руководители, которых сменяют другими?

Мы ласково называем бывшее руководство «пенсионеры». После работы в The Vyshka каждый идёт дальше: в другие медиа, на оплачиваемые должности или на отдых. У нас есть общий чат со всеми, кто когда-то был причастен к The Vyshka: там мы просто общаемся, а иногда выручаем друг друга в поиске экспертов для материала. Опыт работы в нашем медиа — это хорошая рекомендация в резюме, огромный опыт, который следующим работодателем не останется незамеченным.

Почему так часто происходят перемены во власти?

Во-первых, у ребят есть возможность почувствовать себя в таких серьёзных должностях, ощутить величину ответственности. Во-вторых, очень круто, что каждый, кто встаёт во главе The Vyshka, привносит своё уникальное, и таким образом, медиа развивается не только благодаря новшествам, но и каким-то противоречиям, которые мы выявляем и устраняем. Это исключает случаи профессионального выгорания у руководителя.

Что вы привносите в The Vyshka?

Мы работаем с шеф-редакторкой очень тесно и совместно взяли курс на то, чтобы делать The Vyshka профессиональнее, например, вместе открыли три новых отдела в редакции: команду Twitter, PR-отдел и команду YouTube. Мы живём в эпоху иноагентов и тяжело оставаться независимым медиа, часто есть ощущение, что The Vyshka ходит по тонкому льду, выпуская какие-то противоречивые и спорные материалы. Нас, как и любое другое медиа, это затрагивает: мы совсем недавно опубликовали текст в поддержку «Дождя», которых признали иностранным агентом.

Да, я читала, даже осмелилась открыть комментарии, где происходила настоящая бойня.

Комментарии — это мнения, которые люди способны выражать. Гораздо серьёзнее нас это затронуло, когда через пару часов нам написал герой материала, над которым наша редакция активно работала, и сказал, не хочет публиковаться, потому что считает нас политическим медиа и для него это недопустимо. Конечно, мы поговорили с героем и согласились выпустить материал чуть позже. Мы стараемся сохранять нашу позицию и стойкость в такое тяжёлое время. И мы не можем игнорировать важные события в нашей стране.

-4

Трудности работы студенческого медиа

В 2021 году ваше медиа пережило блокировку сайта Роскомнадзором, по официальной версии, это произошло из-за статьи про опыт работы кладменом. Как из этой истории вы вышли?

Ребята удалили статью с сайта, к которой были претензии, и поэтому сайт разблокировали.

А в настоящее время вы испытываете подобные трудности в работе редакции?

Внешнего давления нет. Скорее есть только внутреннее противоречие, можем мы публиковать тот или иной материал, и насколько негативный отклик нам «прилетит» после него от читателя.

На вашем официальном сайте сказано, что вы не публикуете рекламу. В таком случае, как происходит финансирование проекта?

Ситуация такая, что у нас нет стороннего финансирования. Если требуются средства для проекта, например, в подкаст, то главы отделов совместно с руководством вносят свои деньги на реализацию. И ещё мы собираем донаты (пожертвования) от читателей. Но мы планируем начать работу с рекламодателями в ближайшие пару месяцев.

А как часто поступают предложения?

Практически каждый день. Поток сообщений большой и сложно его разбирать. Мы очень осторожны с этим, так как иногда предложения не самые добросовестные и интересные.

О вопросе профессионализма студенческого издания

Возвращаясь к вопросу о том, что, как руководитель, вы привносите в медиа, вы ответили, что стремитесь сделать медиа более профессиональным. Ранее вашего вступления в должность, в 2019 году, на один из материалов The Vyshka про арест студента Егора Жукова сослались “The New York Times”. Значит, уже в 2019 году можно было сказать о повышении уровня профессионализма в медиа?

The Vyshka стала профессиональнее не только при нас, нет. Мы скорее продолжаем то, что строится с момента создания, ценим и чтим всё, что сделали ребята за 8 сезонов проекта The Vyshka. Сейчас мы вкладываем собственные идеи и навыки, которые помогут развиваться и совершенствоваться The Vyshka в условиях сегодняшней обстановки в мире.

И сейчас я не могу даже привести издания, с которыми можно сравнить наше медиа. Многие студенческие СМИ гораздо меньше, чем The Vyshka, и их вещание более узкое — в пределах вуза или, наоборот, более широкое — ряд студенческих СМИ освещают также и общую новостную повестку, которая не всегда касается академической среды. Люди читают нас, приходят работать в редакцию, потому что доверяют и верят в нашу независимость и объективность.

Я правильно понимаю, значит, студенческое медиа может составить достойную конкуренцию профессиональным изданиям?

Я думаю, что да. Студенческие медиа воспринимаются как нишевые издания, в отличие от таких изданий как, к примеру, «Ведомости». У нас есть конкретная тематика: студенчество. Мы не освещаем громкие события, которые происходят в стране и не касаются студенчества — это за рамками повестки. Тем не менее и в пределах нашей тематики есть очень острые и важные темы, тот же материал об аресте Егора Жукова. Я считаю, мы справляемся в области нашей повестки иногда даже лучше и профессиональнее, потому что мы сами во всём этом «варимся». Я бы не стала делить студенческие медиа и профессиональные, потому что первые уже таковыми являются. Профессиональная журналистика — это не про фейки, стремление к лайкам, жёлтые заголовки. Это про качественный контент, которому люди могут доверять.

-5

В заключении

Как меняет проект The Vyshka ребят, которые приходят туда работать?

The Vyshka — школа жизни. Для меня — это первые профессиональные попытки. Ребята приходят к нам, и им хватает одного–двух месяцев, чтобы стать полноценными участниками команды и понять, как работает медиа, какие у нас ценности. Они верят в большое и классное дело, и все вместе стремятся его развивать, привнести что-то своё — это очень ценно. Конечно, у нас есть карьерный рост. Я за год от стажёра перешла к работе главной редакторкой. Есть ребята, которые пришли весной, а осенью они стали главами отделов. Самое важное, что даёт наше медиа, помимо огромного количества soft skills, — это возможность не бояться совершать ошибки и учиться на них, и возможность делать то, что ты по-настоящему хочешь.

Другие обзоры, интервью и статьи вы можете почитать на сайте журнала — ИМЕННО.