Ну, продолжим, наверное, с Хайнлайном. Предыдущие статьи здесь.
И начнём вот с чего:
«Мой новый знакомый предрекал, что никто ничего делать не будет. Представители нашей расы, говорил он, слишком эгоистичны и замкнуты на себе, чтобы думать о каких-то будущих поколениях. А уж о такой вещи, как отсутствие никому не видимой радиации, об этом люди вообще не способны беспокоиться. К тому же опасность действительно грозит колонистам только в далёком будущем. Даже на Земле эволюция происходит так невероятно медленно, что развитие новых качеств у человека – дело многих, многих тысячелетий»…
Это Джонни вспоминает слова знакомого в разговоре о Санкторе. Интересное мнение об обществе ЗР, и, как нам кажется, вполне реалистичное. И мы, и вы в комментариях не раз говорили о том, что этот роман – пародия или сатира. Наверное, те, кто считает иначе, просто упускают вот такие вот моменты. И ведь это говорит военный, то есть будущий гражданин, о мирных жителях. И тут важно не само по себе отношение, а то, что общество управляется людьми, которые считают именно так.
«Не берусь судить. Да и как, черт побери, я могу решать за других, если не знаю даже, что буду через неделю делать сам. Но в одном я уверен: Санктор уже в недалёком будущем заселят под завязку – или мы, или баги».
А баги-то с чего? Что-то не сложилось у нас впечатления, что Клендату хоть отдалённо напоминает Санктор. Им-то с чего заполнять планету под завязку?
«Вы можете сказать, что они прямо заинтересованы в войне, но какая бы ни была причина, к людям в форме здесь отношение особое. Если пехотинец вваливается в какую-нибудь лавчонку, её хозяин обращается к нему «сэр», и в его голосе слышится подлинное уважение (пусть даже он втайне мечтает продать ему дребедень за баснословные деньги)».
Погодите, если хозяин лавочки хочет обмануть пехотинца, впаривая ему дребедень втридорога, то о каком уважении может идти речь? Типа, он хочет обмануть пехотинца (во время войны), но со всем уважением? Мы, безусловно, не застали времена, когда американские лётчики и моряки во время войны возвращались домой, но сдаётся, что с ними поступали именно так.
«Нужно дойти до того, чтобы как счастья ожидать караульной службы и часами неподвижно стоять у рубки управления, ловя даже слабый намёк на женский голос. Может, на более крупных кораблях с этим полегче… я ведь говорю о "Роджере Янге". Удивительно приятно чувствовать, что то, ради чего ты, собственно, и идёшь в бой, реально существует, а не является продуктом твоего воображения».
Это ещё один важный момент. Нигде до этого Хайнлайн не говорил, что Джонни воюет за что-то высокое. Странно, не правда ли? Вот баги напали на ЗР, даже город, не самый маленький, уничтожили. Мать Рико погибла при этом. И ничего. В фильме атака на город произвела на него впечатление, а в книге… Ну нет эмоциональной реакции, хотя мы точно знаем, Хайнлайн это умеет делать. Но не стал. У нас есть своя версия, почему. Джонни – это усреднённый образ привычного Хайнлайну солдата. А привычный ему солдаты «слишком эгоистичны и замкнуты на себе». А иначе и быть не может. Хотим мы этого или нет, но армия – срез общества. А для мира Звёздных Рейнджеров это вдвойне актуально, поскольку управляется общество бывшими военнослужащими.
И вот это для нас очень интересный момент – паззл начинает складываться. То, что в начале воспринималось заклёпками, при внимательном прочтении приобретает совершенно иной смысл.
Вообще, когда мы раньше читали книгу, то Санктор нам, как и Джонни, представлялся эдаким райским уголком. Формально это так, но детали…
«Итак, возможностей для активного отдыха было хоть отбавляй. На "Роджере", например, любили вспоминать, как однажды в забегаловке «сорвиголовы» ввязались в дружескую дискуссию с компанией флотских (с другого корабля, разумеется), сидевшей за соседним столом. Дебаты проходили на высоких тонах и в непринуждённой обстановке. В определённый момент, правда, стало немного шумно, так что примчавшейся с базы полиции пришлось прервать беседу и даже немного пострелять в воздух. Неприятных последствий, во всяком случае для нас, не было, кроме необходимости уплатить за сломанную мебель. Комендант базы резонно полагал, что десантникам должна предоставляться определённая степень свободы. Определённая, конечно».
Кстати, это не вошло в фильм, как и сам Санктор, в фильме вообще постарались максимально сгладить такие моменты. Там МП дерутся только из-за женщин, играют на скрипке и так далее. Но оно в целом понятно: если бы фильм был сделан по книге, он бы и на экраны, наверное, не вышел. Тем и хороши книги, что они не очень-то зависят от «общественного» мнения и модных тенденций.
Ладно, давайте ещё одну цитату и на этом закончим статью. Но не цикл статей:
«Стать профессионалом? Дело, конечно, не в том, что нужна будет скова учиться и сдавать экзамены… Хочу ли я связать всю свою жизнь с армией? Я пошёл на службу, чтобы получить гражданство, правильно? А если стану профессиональным военным, то буду снова так же далёк от права голосовать и быть избранным, как и до начала службы. Потому что, пока носишь форму, у тебя нет права голосовать. Тут нечего спорить, так и должно быть. Я представил, как идиоты из Мобильной Пехоты собирают среди десантников голоса против очередной военной кампании»…
Да как так-то?! Первое, что смущает: всё сводится к антивоенной компании. Второе – помните, мы говорили, что в этом мире военные не могут быть против войны, вернее, военных действий. И вот подтверждение из первых уст. Ну и третье, основное: этот отрывок ставит очередной крест на всей идее.
Смотрите: изначально предполагалось книги, что армия учит человека ответственности, и поэтому он получает все права гражданина, т.е. избирать и быть избранным, работать на госслужбе. Контракт в мире ЗР – два года, после этого со службы выходит человек, во-первых, ненавидящий армию и тупых офицеров с сержантами, во-вторых, имеющий законное право принимать участие в выборах и работать на госслужбе. НО! Офицеры и кадровые военные права выбирать не имеют!
Теперь включаем логику. Кого больше: офицеров в запасе или рядовых и капралов, демобилизованных со службы? Конечно, вторых. И кто занимает основные посты в Земной Федерации? Конечно же, вторые! Вот она, основная масса избирателей… А что лучше всего умеют простые граждане в любом государстве? Правильно! Играть в футбол, воевать и управлять государством. Вот они и управляют. Как итог – муштра в учебке, ведь их самих муштровали, показушная дисциплина при полном её отсутствии, и как квинтэссенция всего – Клендату. Атака без подготовки, без разведки и вполне закономерное паническое бегство с планеты...
За что нам нравится Хайнлайн? За то, что проходная с виду книга при внимательном чтении становится куда интереснее интересной. А простенький боевичок с «пиу-пиу» вдруг оказывается социальной фантастикой с изрядной долей сатиры. Тот, кто называет книгу милитаристической, ошибается. Эта книга… Нет, не антивоенная, это сатира, причём достаточно тонкая, когда надо думать над тем, что читаешь. И, увы, скорее всего книга будет забыта, потому что думать сейчас не модно. Но мы-то с вами, вроде, не такие? Так что продолжение следует!
Ну а пока немного о думающих героях книг. Кстати, на канале Переплёт вышло видео, где мы с автором канала – Сергеем – говорим о Марсе, Венере и Луне. Заходите на канал к Сергею, там много интересного о фантастике. Так, про думающих героев? Самый думающий у нас Том Том, философ и даже поэт. В общем, наши книги: на ЛитРес в текстовом и аудио исполнении, книги в лабиринте (бумага). На «Автор Тудей» вторая книга Наталии из цикла «Хороших здесь нет», называется «Пражский гамбит» (свободный доступ). Будем рады вашим комментариям и оценкам.