Найти тему
Тёмный историк

За что основатель белого движения наградил «первого солдата революции»?

Лавр Георгиевич Корнилов стал одним из основателей Добровольческой армии — пожалуй, самого известного белогвардейского формирования. И хотя жизненный путь Л. Г. Корнилова завершился ещё в период «Ледяного похода» весной 1918 года, его влияние на белое движение — огромно.

«Корниловцы» — это, де-факто, было целое течение внутри белого движения (а не просто одноименные части), весьма склонное к республиканской риторике.

И неудивительно, ведь корниловцы — это порождение как раз республики. Ударники-корниловцы появились именно при Временном правительстве. Иллюстрация: А. Каращук.
И неудивительно, ведь корниловцы — это порождение как раз республики. Ударники-корниловцы появились именно при Временном правительстве. Иллюстрация: А. Каращук.

«Мы былого не жалеем — царь нам не кумир» — так пели корниловцы, основу коих составляли бывшие ударники и «офицеры военного времени». Действительно, их кумиром скорее был не царь, а сам Л. Г. Корнилов — как воплощение «сильной руки», которая «наведет порядок». А потом уже будет республика (опять же, какая — это тот ещё вопрос).

Правый же фланг белого движения, позднее — русской эмиграции, называл порой Л. Г. Корнилова «красным», не мог простить этому генералу двух вещей. Первая — арест семьи бывшего императора Николая II. Здесь, правда, нужно отметить, что такое решение принял вовсе не сам Корнилов, но Временное правительство и исполком Петросовета.

Любопытный факт: Л. Г. Корнилов был назначен на должность главкома войсками Петроградского военного округа... самим Николаем II. Ещё до отречения. Вообще, любопытно, как бы себя повел Л. Г. Корнилов, окажись он на месте С. С. Хабалова (который себя показал, мягко говоря, посредственно) на пару недель раньше.

Командующий Петроградским военным округом генерал Л. Г. Корнилов принимает парад. Петроград. Весна 1917 года.
Командующий Петроградским военным округом генерал Л. Г. Корнилов принимает парад. Петроград. Весна 1917 года.

В любом случае, Л. Г. Корнилов Февральскую революцию принял, как и подавляющее большинство военачальников. Арестовав семью Николая Романова, Лавр Георгиевич продемонстрировал лояльность новой власти (хотя вернее будет сказать, властям). Кроме того, настроения масс в Петрограде (в том числе у солдат-запасников) были такие, что безопасность царской семьи (особенно Александры Федоровны) находилась под вопросом.

«Переводя режим охраны в ведение штаба Петроградского военного округа, Корнилов, по существу, спасал Царскую Семью и от бессудных действий и самочинных решений взбунтовавшегося местного гарнизона и от „самодеятельности“ петроградского Совета...» (с) В. Ж. Цветков. Лавр Георгиевич Корнилов.

В общем, этот поступок Л. Г. Корнилова гораздо проще объяснить, нежели чем его «поступок №2», на мой взгляд, куда более одиозный и, вместе с тем, загадочный.

Л. Г. Корнилов и «первые белогвардейцы» в Новочеркасске, начало 1918 года.
Л. Г. Корнилов и «первые белогвардейцы» в Новочеркасске, начало 1918 года.

Здесь нужно объявить второе «действующее лицо», упомянутое в заголовке. Тимофей Иванович Кирпичников, получивший известность как «первый солдат революции».

На самом деле Т. И. Кирпичников был унтер-офицером, прошедшим «суровую школу жизни»: воевал с австрийцами, был ранен, после чего и попал в запасной батальон лейб-гвардии Волынского полка (и приобрел там заметное влияние). В февральские дни солдаты не стали стрелять в демонстрантов.

А потом бойцы учебной команды, под руководством Кирпичникова, вообще восстали, застрелили офицера — штабс-капитана Лашкевича, да и «проголосовали» за изменение строя с оружием в руках. Фактически, это был поворотный момент Революции.

И вот такому деятелю Лавр Георгиевич Корнилов... вручает Георгиевский крест 4-й степени. Мало того, что Т. И. Кирпичников эту боевую награду получил «по политическим причинам» (а не благодаря боевым заслугам), так ведь, по некоторым данным, он лично застрелил штабс-капитана Лашкевича!

Т. И. Кирпичников — «первый солдат революции».
Т. И. Кирпичников — «первый солдат революции».

В результате, как правые, так и левые авторы по сей день часто пишут, что Л. Г. Корнилов наградил Т. И. Кирпичникова будто бы «за убийство офицера». Вот тут-то начинаются загадки.

Разумеется, в реальности Кирпичникова наградили не за выстрел в офицера (тем более, что согласно большинству источников, это сделал все-таки не сам Кирпичников, а его «боевые товарищи» — унтер-офицеры Марков и Орлов). Официальная формулировка такова:

«...за то, что 27 февраля, став во главе учебной команды батальона, первым начал борьбу за свободу народа и создание Нового Строя, и, несмотря на ружейный и пулеметный огонь в районе казарм 6-го запасного Саперного батальона и Литейного моста, примером личной храбрости увлек за собой солдат своего батальона и захватил пулеметы у полиции...» (с) приказ № 120 от 1 апреля 1917 года. / Р. Г. Гагкуев. К истории одного награждения: унтер-офицер Т. И. Кирпичников и генерал Л. Г. Корнилов.

Л. Г. Корнилов в Москве, 1917 год. Рядом с ним — тоже любопытный деятель, А. И. Верховский.
Л. Г. Корнилов в Москве, 1917 год. Рядом с ним — тоже любопытный деятель, А. И. Верховский.

Пулеметы? У полиции? Данные по наличию пулеметов в Петрограде противоречивы, но следствие в итоге так и не смогло обнаружить следов «полицейских пулеметов». Хотя в различных воспоминаниях пулеметы упоминаются, причем принадлежат они то войскам, то революционерам, то полиции... в зависимости от симпатий авторов, видимо.

И тут может быть масса вариантов на тему того, что это за «пулеметы» захватил унтер Кирпичников и захватывал ли он их вообще (или же в приказе о награждении просто написали что-то приемлемое).

Исследователь Р. Г. Гагкуев вообще приходит к выводу, что Кирпичников мог эти пулеметы отобрать у более радикальных революционеров. Я же полагаю, что Кирпичникова наградили за «деятельное участие» в Февральской революции, за то что «поднял солдат». А «полицейские пулеметы» приписали как «веский довод».

Тимофей Иванович Кирпичников и Лавр Георгиевич Корнилов.
Тимофей Иванович Кирпичников и Лавр Георгиевич Корнилов.

В общем, как видите, история довольно загадочная. Но при любых раскладах, Л. Г. Корнилова она не красит. Он, будущий поборник дисциплины и организатор «офицерского войска», наградил Георгиевским крестом человека по политическим мотивам.

В заключение хочу заметить, что Л. Г. Корнилов все-таки в Петрограде не задержался: уже в конце апреля попросился на фронт.

А судьба Кирпичникова переплетается с биографией ещё одного участника февральских событий — офицера Александра Павловича Кутепова.

Кутепов в те дни 1917 года был «на другой стороне», пытаясь остановить Февральскую революцию небольшим сводным отрядом. Позднее именно он (став одним из самых заметных белых военачальников на юге России) приказал расстрелять «первого солдата революции», когда тот опрометчиво... пришел записываться в белую армию.

Тимофей Иванович Кирпичников и Александр Павлович Кутепов.
Тимофей Иванович Кирпичников и Александр Павлович Кутепов.

Кстати, это ещё одна загадочная история: сейчас есть несколько версий на тему того, как это произошло, даже в какому году (на выбор: 1917, 1918, 1919, вот как).

Надо отметить, что белогвардейские «почитатели Корнилова» очень стыдились этого пункта в его биографии. Зачастую просто искажали реальность в собственных мемуарах. Так, белый генерал Б. А. Штейфон писал, что Кирпичникова якобы наградил не Л. Г. Корнилов, а... А. Ф. Керенский...

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!

Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.