С Международным женским днём, друзья! 🌷
Давайте попробуем совместить сегодня эти темы — и женщин, и международные отношения ⬇️
Пётр I, кажется, влез со своими реформами во все области жизни. Не обошёл стороной даже такой тонкий момент, как женитьба императорских детей. До него было принято подыскивать женихов и невест на родине, из отпрысков самых богатых и знатных княжеских фамилий. Но геополитические интересы Петра I были устремлены в Западную Европу, и породниться он хотел именно с её представителями. Своим дочкам (Анне и Елизавете) он прочил в женихи монархов крупных европейских держав. Есть информация, что Елизавету царственный папенька пытался «пристоить» замуж за наследника аж французского престола Людовика XV!
Но знать больших и сильных европейских стран не торопилась породниться с русскими принцессами, и тому были причины: дочери Петра I были рождены вне брака, со своей Екатериной Алексеевной Пётр обвенчался лишь через несколько лет после их рождения. Для европейской знати Анна и Елизавета оставались незаконнорождёнными, хоть и «привенчанными», первое слово дороже второго.
Пётр был вынужден обратить своё внимание на государства поменьше и посговорчивее, благо на месте Германии в те времена было множество маленьких стран. Ну и что, что страна зачастую бывала размером с какое-нибудь русский город, главное — в каждой из них имелся правитель, князь или герцог, который де-юре был ровней нашим императорским детям.
Итак, Пётр I выдал старшую дочь, Анну, за голштинского герцога Карла Фридриха и этим запустил историю России в другое русло. И вот тут-то и разнятся у историков мнения:
✅ Первые считают, что породниться с Европой было очень дальновидно. Мы не только получили «своих людей» в западноевропейском мире, но и выиграли в демографическом плане: прервали цепочку родственных браков, которые, как известно, ведут к разным наследственным болезням у потомства. К примеру, предшественник Петра Фёдор и его соправитель и брат Иван были очень болезненными (мужчины наследственным недугам подвержены больше, чем женщины) и рано умерли. Благодаря Пётру I в династию Романовых влилась новая кровь, и это оздоровило род.
Правдоподобная версия, особенно если вспомнить, как выродились испанские Габсбурги (если интересно, загуглите «портрет Карла II короля Испании»). У них там близкородственные браки среди знати были нормой.
✅ Другие полагают, что пользы от новоиспечённых европейских родственников было значительно меньше, чем вреда: Россия помимо своих проблем получила ещё и необходимость влезать во внутриевропейские разборки, толком ничего не получая взамен. А родственнички ещё и периодически интриговали и предавали, самый яркий пример — как король Георг V отказался после Октябрьской революции принять своего двоюродного брата Николая II с семьёй в Великобритании, обрекая таким образом на смерть. Да, это тот самый Георг, который даже внешне был на Николая очень похож.
Вот к такому непростому вопросу мы пришли от дочек Петра I: так правильным ли было его решение брать женихов и невест «за бугром»? Какая версия вам ближе?
#музейная_крыса_из_истории