Найти в Дзене

Главный секрет продуктивности - говорить "нет"

Самый эффективный способ повышения продуктивности - это говорить "нет".

Не делать что-то всегда будет быстрее, чем делать. Это утверждение напоминает старую поговорку из компьютерного программирования: "Помните, что нет кода быстрее, чем его отсутствие".

Эта философия применима и в других сферах жизни. Например, нет встречи, которая прошла бы быстрее, чем отсутствие встречи вообще.

Это не значит, что вы никогда не должны посещать собрания, но правда в том, что мы говорим "да" многим вещам, которые на самом деле не хотим делать. Проводится много встреч, которые не нужно проводить. Написано много кода, который можно было бы удалить.

Как часто люди просят вас что-то сделать, а вы отвечаете: "Конечно". Через три дня вы будете ошеломлены тем, как много дел в вашем списке. Мы расстраиваемся из-за своих обязательств, хотя именно мы изначально сказали им "да".

Стоит спросить, так ли уж это необходимо. Многие из них не являются таковыми, и простое "нет" будет более продуктивным, чем любая работа, на которую способен самый эффективный человек.

Но если преимущества отказа столь очевидны, почему же мы так часто говорим "да"?
Почему мы говорим "да"
Мы соглашаемся на многие просьбы не потому, что хотим их выполнить, а потому, что не хотим показаться грубыми, высокомерными или бесполезными. Часто приходится задумываться о том, чтобы сказать "нет" кому-то, с кем вы будете общаться в будущем - вашему коллеге по работе, супругу, семье или друзьям.

Сказать "нет" этим людям может быть особенно трудно, потому что они нам нравятся и мы хотим их поддержать. (Не говоря уже о том, что часто мы нуждаемся в их помощи). Сотрудничество с другими людьми - важный элемент жизни. Мысль о том, что отношения могут испортиться, перевешивает затраты нашего времени и энергии.

По этой причине может быть полезно проявить милосердие. Оказывайте посильную помощь и будьте сердечны и прямы, когда приходится отказывать.

Но даже после того, как мы учли эти социальные соображения, многие из нас все равно плохо справляются с компромиссом между "да" и "нет". Мы обнаруживаем, что чрезмерно посвящаем себя делам, которые не улучшают и не поддерживают окружающих нас людей, и уж точно не улучшают нашу собственную жизнь.

Возможно, одна из проблем заключается в том, как мы думаем о значении "да" и "нет".

Разница между "да" и "нет"
Слова "да" и "нет" так часто используются в сравнении друг с другом, что кажется, будто они имеют одинаковый вес в разговоре. На самом деле, они не просто противоположны по смыслу, но и совершенно разные по своей значимости.

Когда вы говорите "нет", вы говорите "нет" только одному варианту. Когда вы говорите "да", вы говорите "нет" всем остальным вариантам.

Мне нравится выражение экономиста Тима Харфорда: "Каждый раз, когда мы говорим "да" на просьбу, мы также говорим "нет" всему остальному, что мы могли бы сделать за это время". Как только вы взяли на себя обязательство что-то сделать, вы уже решили, как будет потрачен этот будущий блок времени.

Другими словами, говоря "нет", вы экономите время в будущем. Говоря "да", вы теряете время в будущем. Нет - это форма кредита времени. Вы сохраняете возможность тратить свое будущее время так, как захотите. Да - это форма временного долга. В какой-то момент вам придется вернуть свое обязательство.

Нет - это решение. Да - это ответственность.

Роль отказа
Говорить "нет" иногда считается роскошью, которую могут позволить себе только власть имущие. И это действительно так: отказываться от возможностей легче, когда можно опереться на страховочную сетку, которую обеспечивают власть, деньги и авторитет. Но верно и то, что отказ - это не только привилегия успешных людей. Это также стратегия, которая может помочь вам стать успешным.

Говорить "нет" - важный навык, который нужно развивать на любом этапе карьеры, потому что он сохраняет самый важный актив в жизни - ваше время. Как сказал инвестор Педро Соррентино: "Если вы не охраняете свое время, люди украдут его у вас".

Вы должны сказать "нет" всему, что не ведет вас к вашим целям. Вам нужно сказать "нет" отвлекающим факторам. Как сказал мне один читатель: "Если расширить определение того, как вы применяете "нет", то это фактически единственный хак продуктивности (поскольку в конечном итоге вы говорите "нет" любому отвлечению, чтобы быть продуктивным)".

Никто не воплотил эту идею лучше, чем Стив Джобс, который сказал: "Люди думают, что сосредоточенность означает сказать "да" тому, на чем вы должны сосредоточиться. Но это совсем не так. Это значит сказать "нет" сотне других хороших идей, которые есть. Вы должны тщательно выбирать".

Здесь нужно найти важный баланс. Говорить "нет" не означает, что вы никогда не сделаете ничего интересного, инновационного или спонтанного. Это просто означает, что вы говорите "да" целенаправленно. Когда вы избавитесь от отвлекающих факторов, есть смысл сказать "да" любой возможности, которая потенциально может продвинуть вас в правильном направлении. Возможно, вам придется попробовать многое, чтобы понять, что работает и что вам нравится. Этот период исследования может быть особенно важен в начале проекта, работы или карьеры.

Модернизация вашей стратегии
Со временем, когда вы продолжаете совершенствоваться и добиваться успеха, ваша стратегия должна меняться.

По мере того как вы становитесь все более успешным, возрастает альтернативная стоимость вашего времени. Сначала вы просто устраняете очевидные отвлекающие факторы и изучаете остальные. По мере того, как ваши навыки совершенствуются, и вы учитесь отделять то, что работает, от того, что не работает, вам необходимо постоянно повышать порог для того, чтобы говорить "да".

Вам по-прежнему нужно говорить "нет" отвлекающим факторам, но вам также нужно научиться отказываться от возможностей, которые раньше были хорошим использованием времени, чтобы освободить место для отличного использования времени. Это хорошая проблема, но овладеть ею может быть непросто.

Другими словами, со временем вы должны усовершенствовать свои "нет".

Модернизация "нет" не означает, что вы никогда не скажете "да". Это просто означает, что вы по умолчанию говорите "нет" и говорите "да" только тогда, когда это действительно имеет смысл. Цитируя инвестора Брента Бешора, "Говорить "нет" так мощно, потому что это сохраняет возможность сказать "да".

Общая тенденция выглядит примерно так: Если вы научитесь говорить "нет" плохим отвлекающим факторам, то со временем вы заслужите право говорить "нет" хорошим возможностям.

Как говорить "нет"
Большинство из нас, вероятно, слишком быстро говорят "да" и слишком медленно говорят "нет". Стоит спросить себя, где вы находитесь в этом спектре.

Если вам трудно говорить "нет", вам может помочь следующая стратегия, предложенная Тимом Харфордом, британским экономистом, о котором я упоминал ранее. Он пишет: "Один из приемов - спросить: "Если бы я должен был сделать это сегодня, согласился бы я на это?". Это неплохое эмпирическое правило, поскольку любое будущее обязательство, каким бы далеким оно ни было, в конечном итоге превратится в неизбежную проблему".

Если возможность достаточно увлекательна, чтобы бросить все, чем вы сейчас занимаетесь, значит, вы согласны. Если же нет, то, возможно, вам стоит подумать дважды.

Это похоже на известный метод "Да или нет" Дерека Сиверса. Если кто-то просит вас сделать что-то, и ваша первая реакция - "Да, черт возьми!", то сделайте это. Если это не вызывает у вас восторга, откажитесь.

Невозможно не забывать задавать себе эти вопросы каждый раз, когда вы сталкиваетесь с решением, но все же это полезное упражнение, к которому стоит время от времени возвращаться. Сказать "нет" может быть трудно, но зачастую это проще, чем альтернатива. Как заметил писатель Майк Дариано: "Легче избежать обязательств, чем выйти из них". Сказав "нет", вы окажетесь на более легком конце этого спектра".

То, что верно в отношении здоровья, верно и в отношении продуктивности: унция профилактики стоит фунта лечения.

Сила "нет"
Больше усилий тратится на то, что не имеет значения, чем на то, что делается неэффективно. А если это так, то устранение является более полезным навыком, чем оптимизация.

Мне вспоминается знаменитая цитата Питера Друкера: "Нет ничего более бесполезного, чем делать эффективно то, что вообще не следует делать".