Старый текст и фото всколыхнули память. Пока помню, надо записать и другие случаи нашего итальянского приключения…
Валютные операции
Перед поездкой еще дома стало известно, какой будет обмен валюты. Сейчас уже точно не вспомню, но вроде бы нам было положено по 500 рублей на обмен. Как понять, сколько это в лирах (тогда евро еще не было)? Я часто в то время покупал иностранные газеты, из которых черпал футбольную инфу. Так вот на некоторых из них стояла цена в разной валюте: долларах, марках, лирах. Зная, сколько заплатил в рублях, проведя несложные вычисления, решил, что на 500 рублей должны выдать 1 миллион лир. Это ж какие деньжищщи! В мыслях закрутилось, что можно на них за бугром купить… Реальность была намного скромнее: выдали нам по 100 тысяч. Маленькая бутылка воды – 2 тысячи. Обломали – обманули…
Байки от Сан Саныча
Путь наш в Италию был долгим: сначала несколько дней на поезде из Кургана до Одессы, потом на теплоходе до места проведения чемпионата мира. Стамбул под мостом проплывали. В Италии мы жили прямо на теплоходе, каждый день пересекая «границу», сходя на берег. На берегу перемещались на туристических автобусах, а в Неаполь – прямо на теплоходе. «Сапог» итальянский один раз «разрезали» поперек автобусным переездом в Бари и обратно.
Первые впечатления я получил уже в поезде. Ехать с Сан Санычем Яниным в одном купе, да под водочку, да под закусочку, да слушая его бесконечные байки-прибаутки – это что-то! Запомнил навсегда парочку: поздно пить боржоми, если почки отказали – раз; колбаса без жира – не колбаса – это два. Помните такую советскую колбасу с пятнышками жира? Вот это – настоящая!
В Одессе к этим двум прибауткам прибавилась третья. Сан Саныч был человек очень большой, и из-за этого перемещался в пространстве довольно медленно (да и ноги побаливали). Однажды мы, молодые и быстроходные, не заметили, как он отстал и унеслись далеко вперед. После этого и узнали, что «в приличной компании за такое подсвешником по голове получить можно». Больше Саныча одного не оставляли…
Таможня дает добро
В порту, действительно, только и разговоров было, что о таможенных правилах. Народ (99 процентов мужеского полу), не полагаясь на 500 рэ обмена, прихватил с собой разные, по слухам пользующиеся в Италии спросом, советские товары. В основном это были командирские часы, икра и водка. У меня часов не было, икры тоже… А вот водка была! Целая бутылка «Столичной» с «бескозыркой» на горлышке. Таможня, усмехнувшись, пропустила мой груз. В Италии никому почему-то эта бутылка не «показалась». Все, кто подходил-интересовался, с удивлением смотрели на алюминиевую крышечку. В Европе уже давно были приняты завинчивающиеся пробки… В-общем, выпили мы эту водку сами… Да! Спросом в Италии все-таки кое-что наше пользовалось: фотоаппараты! Оптика советская – «Зенит», «ФЭД» - считалась одной из лучших тогда. К тем, у кого она была, местные подходили, предлагали хорошую цену. А у меня была простенькая «Смена-Символ», она никого не интересовала.
Не курить! Не сорить!
Обмен наш быстро закончился. Народ накупил магнитофонов, плееров, да еще надо было винишко итальянское домой привезти… Чувство отсутствия денег в кармане – премерзкое. И постоянно чего-то хочется: то пить, то мороженку… Внутри теплохода этого не было, кроме обмена лир, нам еще выдали «фантики» - чеки такие, талоны, по которым можно было на теплоходе отовариваться в ларьках и барах. В основном «фантики» ушли на пиво и сигареты.
С сигаретами, кстати, была еще история. (Курение – вредно! Это гадость и мерзость!) Запас, который мы брали из дома, быстро закончился. А на «Тарасе Шевченко» в барах почему-то были только кубинские сигареты. Такого я не пробовал! Это был «беломорканал+стрихнин» какой-то! Очень крепкие! И про меню в ресторанах: впервые на «Шевченко» узнали что такое йогурт (и как пишется) и еще – фрикассе (!!!) попробовали.
Первый город, который мы увидели в Италии, был небольшой городок Чивитавеккья. Это такой морской пригород Рима, куда приходят большие лайнеры. Городок нас встретил рыбацкими лавочками (рыба-меч – круто!) и огромным количеством мусора на улицах. Была пятница. В понедельник утром мусора как не бывало!
Ужас в Помпеях
В Риме нашим отправным пунктом, откуда начинались все экскурсии, была площадь Санта-Мария Маджоре. Там вечно дежурили карабинеры в красивой форме, сновали монахи. С одним из них мы даже разговорились на «англицко-пальцевском» языке. Его очень интересовал СССР. Поняли друг друга как-то. «Миру-мир!» Гуляли много по Риму, Колизей весь облазили, а рядом с ним в небольшом парке даже маленький пикничок устроили.
Были в Помпеях, уничтоженных Везувием. Там большинству болельщиков запомнились фрески интимного характера. Хохот, возгласы! Экскурсовод был очень удивлен такой яркой реакцией «советских» на древние изображения… Фото не прикладываю, сами в интернетах найдете.
Дове порто?
В нашей делегации был Хамид Султанович Темирханов, один из первых фермеров Курганской области, личность довольно примечательная. У него одна рука была в нерабочем состоянии, говорят, он повредил ее, когда спасал сына от упавшего дерева… Человек был небедный, футбол его интересовал мало. Вместе с директором «Курган-Лады» Григорием Беньковичем они постоянно сидели в каюте и мало куда выходили. А однажды Темирханова наша группа … потеряла. Все были на обеде в каком-то из ресторанов Рима. Гиды нас предупреждали, что, если кого-то не будет во время отъезда, ждать никого не будут. Ну вот Хамид Султанович куда-то и запропастился. Поискали, пождали, да и уехали в порт. А он взял на все «обменные» лиры такси и чуть ли не раньше нас был на месте. «Дове порто?» - «Где порт?», до сих пор помню эту фразу.
То-то Ски-ла-чи!
Что делают футболисты после матча? Правильно: обмениваются футболками. Вот и у меня была идея-фикс: обменяться футболкой с каким-нибудь болельщиком итальянским. На матче Италия – Аргентина долго высматривал «жертву», но никто не согласился на обмен. Тиффози были грустными. Только что они кричали «И-та-лья. И-та-лья! Тото-Ски-ла-чи!» А тут Каниджа сравнивает счет, а пенальти выигрывают аргентинцы. Но обмен у меня все же был. У мальчишек на улице на футбольные значки обменял альбом "Figurine villardi" с наклейками.
Бари совсем не запомнился. Уже хотелось домой. А вот Неаполь с его узенькими улочками, бельем, развешанным между домами, уличными торговцами, толкотней и необычайной жарой – помню.
"Тяжелый" путь домой
Обратно из Одессы мы летели самолетом в Тюмень. А Сан Санычу надо было в Москву на какое-то футбольное совещание. А он на все обменные лиры накупил вина итальянского (бутылки по три литра, пластиковые, чтоб не разбить). Ну, может не на все, но много. Сумочка вышла килограмм под пятьдесят… Сан Саныч попросил нас доставить винцо в Курган. Не бесплатно, конечно, посулил кроссовки «Адидас» каждому. Мы бы и так, конечно, уважили его, но кто ж от кроссовок откажется. Как эта сумка поместилась в проход между кресел самолета?! Как нам это позволили?! Видимо, тогда «челночники» были делом обычным, поэтому доперли мы ее с горем пополам домой.
Италия, круиз этот, яркие краски Рима, ритмы чемпионата запомнились навсегда. Вечерами мы сидели с Серегой Фроловым на палубе, вдыхали аромат моря, вглядывались в его темнеющую синеву и говорили «за жизнь». По-моему, Италия многое в нас перевернула, сделала нас другими, более свободными. А через 20 месяцев мы и жили уже в другой стране. Более свободной.
Чтобы канал жил - подписывайтесь, делитесь ссылкой на него. Ставьте лайки-дизлайки, оставляйте ваши комментарии
#футбол #ЧМ1990 #Италия #болельщики #круиз #сборнаяСССР #теплоход #ТарасШевченко