Как и предполагалось, в дороге пришлось менять фильтры, масло, а в довесок начали подклинивать левые передние колодки и стерлись очень быстро. Пришлось искать магазин запчастей и автосервис в Турции, что не очень просто сделать, если никто там не говорит на английском языке, а переводчик довольно криво пишет на турецком. Но дело сделано, и я в полном восторге от турецкого "гаражного сервиса", который утрет нос большей части наших автодилеров, да и не только наших, судя по отзывам о некоторых европейских и балканских автосервисах...
Итак, начнем с причины экстренного поиска автозапчастей и сервиса. Это стертые тормозные колодки в переднем левом колесе. Остальные оказались чуть ли не новые за 20 тысяч км, потому что я человек старой школы и тормозами пользуюсь в крайнем случае, а в остальное время больше использую торможение двигателем. Был случай, когда после ралли "Шелковый Путь" я приехал на Тойоту, а мне в сервисе говорят: "вы что, совсем не тормозили?". Было приятно. Умею. Учили.
В магазине оказалось все необходимое: 7 литров масла (в одной канистре, что у нас никогда не видел), тормозные колодки TRW, масляный и воздушный фильтры Bosch (привет немцам, ушедшим из России), плюс WD-40. Цена за все 1850 лир. Это ровно 100 долларов. Здесь же спросил про сервис и мне сказали, что сейчас позвонят и меня приедут заберут, чтобы проводить.
Сервис оказался где-то на задворках от главной улицы городка, среди десятка других сервисов, мастерских и каких-то магазинчиков. На вид это большой гараж с двумя подъемниками, без каких-либо выпендрежей. Если честно, немного смутила тема, и в голове промелькнула мысль, что мне нужно не только поменять колодки, но и обслужить, и проверить все, чтобы найти причину подклинивания. Но, начали помаленьку.
Работал мужчина лет пятидесяти и его помощник - паренек лет 16-18. Понравилось, что работали они четко и согласовано, не делая лишних движений, а заодно успев попить чая и угостить кофе нас. Было очень приятно смотреть на работу действительно умелых рук, которые я бы сравнил только с мужиками в гаражах СССР, когда каждый винтик был закручен с любовью и умением.
Еще поразил порядок в гараже. Оба мастера находили нужный инструмент или "масленку" за секунду. Уже минут через пятнадцать была откручена тяжелая защита, слито масло, снято колесо с одной стороны и разобран суппорт. Я не успел подойти, чтобы рассказать про то, что надо сделать с суппортом, как взрослый мастер уже начал промывать и смазывать поршни под пыльниками, чистить, полировать и смазывать пальцы суппорта. Мне не пришлось ничего рассказывать, мастер сам сказал мне, что слева были проблемы с суппортом и поэтому колодки износились намного быстрее.
А теперь продолжение банкета: параллельно с заменой масла, фильтров и тормозных колодок со всем обслуживанием суппортов, мужчина достал два прибора - одним проверил охлаждающую жидкость, вторым жидкость в главном цилиндре (чего в наших сервисах никогда не делают, предлагая сразу просто менять). В итоге: ГТЦ - норм, а охлаждающая жидкость вызвала вопросы, на что спросили: долить или заменить. Я не долго думая сказал заменить, но не думал, что это будет не просто слив-залив, а с промывкой системы. Плюс долили жидкость в омыватель, продули все воздухозаборники, включая печку, и просто под капотом, протерли все, считали ошибки, ну и заменили воздушный фильтр.
За работы было объявлено: 200 + 400 лир за замену масла и колодок (цену назвали еще в магазине запчастей), плюс 350 лир за охлаждающую жидкость Castrol и ее замену (ощущение, что деньги взяли только за жидкость), плюс 50 лир за очиститель тормозов, которым отмыли все суппорты до блеска. Все! Это примерно 40 долларов за все. За диагностику, за проверку жидкости в ГТЦ и мелкие плюсы не взяли ни копейки. А главное, все было сделано так быстро и так аккуратно, что мне было не просто приятно смотреть, но я испытывал абсолютное спокойствие за автомобиль. Он был в умелых руках.
Пока ждал окончания работ, гулял по окрестностям и заглядывал в другие мастерские: тут что-то клепают, тут паяют, тут делают из дерева. Все боксы заняты каким-то малым бизнесом, и каждый что-то делает, постоянно снуют автомобили и мотороллеры, приходят заказчики, дела двигаются, люди работают. Какое-то невероятное ощущение нужности малого бизнеса в стране и нужности умелых рук, а не только юристов, экономистов и каучей по всему на свете.
Ах, да... В процессе работ выяснилось, что у меня колодки с датчиком износа, а в магазине мне дали без оного. Так парень сел на мотороллер и сгонял в магаз. Разницу в цене колодок с меня отказались брать, а колодки с датчиком немного, но дороже стоят.
Вспоминаю наши сервисы официальных дилеров, где тебе накрутят воз ненужного, чтобы собрать побольше денег, но никто сам не сделает ничего, что реально нужно сделать. Коврики бы помыли, а суппорты оставили как есть, даже не заметив. Или еще хуже, пришли бы говорить, что суппорт поломан и его надо поменять, потому что поменять у нас проще и дороже, чем разобрать и сделать.
Вот, простите, но опять вышло какое-то сравнение, в котором снова я опускаю Россию, как бы это не взрывало мозг ура-патриотов. А умные и образованные люди меня поймут, что это не наезд, а негодование, что у меня дома, в развитой и современной России с белым кафелем в сервисах работают и умеют что-то делать хуже, чем где-то на задворках Турции, в маленьком гараже, в городе, название которого вы никогда не услышите, даже если будете очень внимательно читать все новости.
Вот такая вот вышла история... в которой я вспоминаю людей времен СССР, которые умели без приборов настроить карбюратор, перебрать что-то, найти и устранить неисправность, а не только умели менять масло и приговаривать под замену все без разбора. Впрочем, хотите историю из моей жизни про наши сервисы?
Однажды я приехал в фирменный сервис на Range Rover с проблемой: отключилась магнитола и не включалась. Мастера сделали диагностику, поковырялись и приговорили аудиомодуль под замену. Модуль стоил на то время 2000 долларов. Я его нашел с разборки за 10 000 рублей, но когда поехал покупать, мне сообщили, что впервые слышат, чтобы этот модуль у кого-то сгорал. Я взял паузу. Через месяц авто выдал ошибку заряда АКБ. Я купил новую АКБ и поменял ее сам. Включилось все, включая аудиомодуль и все ошибки пропали. А ведь мог поехать и купит новый аудиомодуль за 60 000 рублей и никто бы потом мне не вернул эти деньги, а магнитола так бы и не работала...