Часто в процессе обучения тренеры (особенно в единоборствах) наказывают или "стимулируют" воспитанников через телесные наказания. Это настолько распространено, что трудно представить, чтобы на тренировке обошлось без пинка или подзатыльника со стороны как тренера, так или старшего ученика, с одобрения наставника. Довольно много тренеров, по восточной традиции (и это правда!) держат специальные "педагогические" палки, которыми проводят экзекуции.
Но у нас, в Ки-Айкидо всё по другому. Это настолько непривычно, что часто сами родители (особенно папы) задаются вопросом, "Как вы их терпите?" и "Я бы уже давно не выдержал(-ла) и точно стукнул(-ла)!"
Пусть ответом будет эта цитата одной из самых любимых во всём мире детских писательниц:
Из речи Астрид Линдгрен при вручении Премии мира немецкой книготорговли (1978 г.)
"Когда мне было около 20 лет, я встретила жену старого пастора, которая рассказала мне, как когда она была молода и родила своего первого ребенка, она не верила в смысл избиения детей, хотя сечь детей розгой, сорванной с дерева, тогда было совершенно стандартным наказанием.
Но однажды, когда ее сыну было четыре или пять лет, он совершил что-то такое, что показалось ей основанием для первой порки в его жизни. И она сказала ему отправиться на улицу и подыскать там розгу, которой она сможет его наказать. Мальчик надолго ушел. А когда он вернулся, он горько плакал.
Он сказал ей: "Мама, я не смог найти розгу, но вот камень, которым ты можешь бросить в меня". Внезапно эта мать поняла, как воспринималась эта ситуация с позиции ребенка: что если моя мама хочет сделать мне больно, нет никакой разницы, чем она для этого воспользуется. С тем же успехом можно побить меня камнем.
Мама посадила мальчика к себе на колени и они вместе заплакали. Потом она положила камень на полку в кухне, чтобы всегда напоминать себе: никакого насилия. Дети, выращенные в насилии, вырастают в тех, кто позволяет себе насилие в отношении других".
Игорь Остроумов