Найти тему

5 принципов Ки-дыхания. Беседа Сэнсэя Кристофера Куртиса, 20 марта 2020

Хорошо! Итак, давайте начнем с Ки-дыхания. Пожалуйста, просто оставайтесь там, где вы сейчас находитесь, сядьте удобно, закройте глаза, и мы начнём с выдоха

(Ки-дыхание - 15 минут)

Если вы не делали этого раньше с нами, это то, что мы регулярно делаем на Мауи, в Ки-Айкидо, в Синсинкан Додзё. Вместе с Саяка Резонер мы переводим учение Сэнсэя Коити Тохэй, так как, во-первых, они были переведены много, много лет назад, я думаю, возможно, в самом начале, около 50 или 60 лет назад, сразу после того как Сэнсэй Тохей написал их. В то время Айкидо находилось в зачаточном состоянии на западе, и не намного лучше, чем это было в Японии, поэтому переводы, как правило, были несколько менее содержательными, чем это есть в оригинальных сочинениях Сэнсэя Коити Тохэй.

Я всегда начинаю эти занятия с того, что читаю вам первый перевод, который мы использовали последние, как я уже говорил, 50 или 60 лет.

Вот оригинальный перевод
пяти принципов Ки-дыхания. Сэнсэй Тохэй написал и обучал по меньшей мере 20 тематическим наборам по пяти принципов, и мы уже рассмотрели пять или шесть из них, и, поэтому, на данный момент, следуя далее, мы изучаем "Пять принципов Ки-дыхания". Вот старый перевод:

1. Выдыхайте постепенно контролируемо и целеустремлённо.
2. Выдыхайте с отчетливым, но едва слышимым звуком.
3. В конце выдоха Ки длится бесконечно, как угасающая нота.
4. Вдыхайте через кончика носа до тех пор, пока тело не будет наполнено дыханием.
5. После вдоха успокойте сознание бесконечно в одной точке.


Итак, это очень хорошо, но это не совсем то, что написал Сэнсэй Тохэй, и я сейчас прочитаю вам
Пять Принципов Ки-дыхания в дословном переводе.

1. Выдыхайте постепенно с легкостью.
2. Выдыхайте с наименьшим возможным звуком.
3. Постепенно выдохните с головы до ног.
4. Вдохните через кончик носа и заполните тело с ног до головы.
5. После вдоха успокойте себя в одной точке нижней части живота.


Главное, что действительно поразило меня в этих двух переводах, это то, что новый - проще, и я думаю, что это действительно важный ключ, чтобы мы все дышали таким образом. Мы склонны, как и во многих других вещах в нашей жизни, считать Ки-дыхание трудной задачей, и я думаю, что это приводит к двум следствиям. Во-первых, это отговаривает нас от того, чтобы вставать по утрам и практиковать Ки-дыхание, к чему и Сэнсэй Тохэй, и мой учитель Сэнсэй Судзуки, а теперь и я побуждали всех. Во-вторых, это также мешает нам по-настоящему наслаждаться этим. Это напоминает мне, что знаменитая фраза Сэнсэя Судзуки звучала так: «Дышите, дышите, дышите, парни!» Когда бы он ни преподавал на семинаре, он всегда призывал нас дышать, дышать, дышать. И когда он говорил так, он добавлял: «Наслаждайтесь, наслаждайтесь, наслаждайтесь!» Он не говорил: «Делайте, делайте, делайте». Он не просил нас взять на себя это тяжелое бремя.

Когда я был отомо для Сэнсэя Синити Судзуки, мы часто ездили в Южную Америку, или в Европу, или в Соединенные Штаты, или в Японию, и в те дни мы оставались вместе в одном гостиничном номере. В то время не было финансов, чтобы позволить что-либо еще. Конечно там он вставал рано (мне как-то никогда не удавалось встать раньше, чем он). Он садился спиной ко мне на своей кровати, и тогда я понимал, что пришло время начать наше Ки-дыхание. Мы начинали дышать вместе, и через час он вставал и потягивался вот так, а потом либо говорил: «Хорошо, Крис, время идти завтракать», либо он снова садился, и мы дышали еще час. Он никогда не делал Ки-дыхание короче. Мы дышали еще час и обычно это было не дольше двух часов, но иногда это было три часа, а, в некоторых особых случаях, это было четыре часа. Я говорю вам это только потому, что так я научился получать от этого удовольствие.

Если вы делаете Ки-дыхание со своим учителем, и он заставляет вас сидеть так четыре часа и дышать с ним, то вам не нравится Ки-дыхание или вам трудно это делать, потому что вы пытаетесь что-то сделать с собой, вы боретесь и не следуете принципам. В итоге вы будете не в состоянии делать это. Я говорю, основываясь на своём опыте, потому что мне было трудно, но я учился. И по прошествии длительного времени, я думаю, что Сэнсэй Судзуки на самом деле учил меня именно тому, чтобы просто научиться наслаждаться дыханием. Сэнсэй Тохей говорит: «абсолютное счастье»… Я думаю, что оригинал Сёокусу переведен как «высший экстаз», но слова на самом деле являются «
абсолютным счастьем».

Почему мы делаем дыхание упражнением? Ну, если мы выберем питьевую воду, или еду, или любые другие вещи для выживания, то без большинства из них мы можем обойтись некоторое время. Не дышать вы можете только две, три, четыре или пять минут, а затем умрете. Поэтому самое важное - это дыхание. Кроме того, наше дыхание напрямую связано с нашим состоянием сознания. Когда наше дыхание глубокое и спокойное, мы также глубоки и спокойны. Доступ к самым глубоким царствам спокойствия становится доступным для нас.

Я бы хотел сказать кое-что отдельно о каждом из этих принципов. «
Выдыхайте постепенно с легкостью» означает: пусть это происходит легко и с наслаждением. «Выдыхайте с наименьшим возможным звуком». Я не знаю как вы, но я думаю, что многие из вас научились дышать, как и я, много лет назад. Может быть, не так много лет назад, как я, но много лет назад, и первоначально, когда Сэнсэй Тохэй, и Сэнсэй Синити Судзуки, и, возможно, другие учителя, учили дыханию, они учили что, когда вы выдыхаете, вы производите довольно громкий звук. Правильно? Вы все это знаете, но Сэнсэй Тохэй, 60 лет назад, когда это было написано, сказал: «Выдыхайте с наименьшим возможным звуком». Это означает, что это было известно, но каким-то образом этому не учили, поэтому мы годами боролись, чувствуя, что нам нужно издать приятный громкий полный звук, чтобы правильно выполнять Ки-дыхание. Итак, это номер два: «Выдыхайте с наименьшим возможным звуком».

Когда я делаю Ки-дыхание, не думаю, что вы слышите это. Я слышу что-то, но еле-еле. Это с наименьшим возможным звуком, и в то же время это означает, что вы делаете это с наименьшим усилием, насколько это возможно, с максимально возможным расслаблением, максимально спокойным, насколько это возможно.

«
Постепенно выдохните с головы до ног». Эти последние три принципа ... ну ... по крайней мере следующие два принципа вдоха и выдоха, в основном, относятся к методу «дыхание всем телом». Дыхание всем телом - это первый уровень дыхания. Мы вдыхаем и наполняем наше тело от кончиков пальцев ног до макушки головы, заполняя наши тела. Мы выдыхаем от макушки до кончиков пальцев, опустошая наши тела. Сэнсэй Тохэй назвал это «Дыханием всем телом».

Следующий уровень Ки-дыхания называется «
Вселенское дыхание». Когда мы совершаем Вселенское дыхание, это похоже на Ки-медитацию в том, что когда мы выдыхаем, мы выдыхаем до границ вселенной и всего человечества. Это называется «Какудай-хо». И когда мы вдыхаем, мы поглощаем всю вселенную, все человечество в нашей бесконечно маленькой точке в нижней части живота. Пятый из этих пяти принципов гласит: «После вдоха успокойте себя в одной точке нижней части живота». По мне, это относится непосредственно к Вселенскому дыханию.

Прежде чем я закончу: есть еще один уровень дыхания, о котором говорил Сэнсэй Тохей, и это «
Мусоку». «Му» означает «пустота» или «ничто», «отсутствие», а «соку» - дыхание, отсюда: «Не-дыхание», но, конечно, если у вас действительно отсутствует дыхание, вы будете мертвы, поэтому, пожалуйста, не практикуйте это.

Мусоку просто означает нет дышащего. Нет того, кто дышит. Дыхание продолжается, сознание-тело здесь, но без малейшей активности. Мы не можем найти «деятеля» в сознании-теле. В этом случае дыхание просто происходит непосредственно и все. Это как: просто жить своей жизнью. Это случается с нами не так часто в повседневной жизни, возможно, и может происходить чаще, когда вы делаете что-то вроде Ки-дыхания. Как только это начинает происходить с вами в Мусоку, вы уже воспринимаете это более привычно. Я хочу сказать, что этот образ жизни, этот способ существования, этот способ видеть мир и взаимодействовать с миром так, как будто вы живете во вселенной, со вселенной - это то, чему учит нас Сэнсэй Тохей.

Хорошо, вот что я должен сказать прямо сейчас. Если у вас есть вопрос или комментарий, пожалуйста, поднимите руку, и я включу вам микрофон. Итак, Чарльз Бойер, пожалуйста, задайте вопрос.

Ученик: О дыхании?

Да, или что бы вы хотели спросить.

Ученик: я могу сказать вам, что я люблю Ки-дыхание, и при этом преодолеваю себя. Но я люблю это.

Что преодолеваете?

Ученик: Мое тело. Я борюсь со своим телом.

Вы имеете ввиду – сидеть неподвижно?

Ученик: Нет.

Итак, что же это?

Ученик: Мое тело просто иногда не сотрудничает, Сэнсэй.

В каком смысле?

Ученик: Сложно сказать. Иногда у меня болит спина, иногда я чувствую, что не могу наполниться с ног до головы. Это бывает не всегда. Время от времени.

То есть напряжение?

Ученик: Это напряжение. Верно, Сэнсэй.

Таким образом, напряжение вызывает дискомфорт, нервозность ... или беспокойство, вызывает движения в частях вашего тела и неполное дыхание.

Ученик: И это как эффект домино. Наслаивается одно на другое. Если это начинается таким образом, иногда становится хуже.

Возможно, ещё у кого-то такой же опыт случается время от времени, пока вы дышите. Как говорит Карлос, это своего рода механизм обратной связи. Другими словами, мы дышим, чтобы испытать спокойствие, и все же, если мы не спокойны, если у нас есть напряжение в нашем теле, мы не можем продолжать дышать, чтобы испытать спокойствие. Ответ, конечно: практика, практика, практика. В начале, много лет назад, когда Сэнсэй Судзуки сказал мне: «О, ты хочешь быть таким?! Ты должен дышать один час каждый день с этого момента». Там не было никакого способа. Я не мог этого сделать, потому что у меня было слишком сильное напряжение в теле, поэтому мне потребовались годы, чтобы научиться сидеть в течение часа, и даже после этого я всё еще не совсем правильно дышал. Это заняло еще много лет. Прошло около 30 лет, прежде чем я действительно с легкостью выдыхал и искренне наслаждался дыханием.

Как и все остальное, в начале мы должны проявить дисциплину. Даже если все идет плохо, мы дышим. Если мы делаем это, если мы используем наши жизни таким образом, если мы используем свое время таким образом, в какой-то момент что-то происходит, и мы влюбляемся в то, что на самом деле хорошо для нас (вместо того, чтобы просто любить вещи, которые не так хороши для нас). Самое лучшее, что мы можем сделать, это влюбиться в дыхание. А это не просто дыхание! Я имею в виду, возможно, вам уже нравится дышать. Но это действительно влюблённость во весь этот процесс
пребывания сидя в состоянии глубокого расслабления, и вместо того, чтобы дышать, сдерживая эту легкость, дыхание служит повторяющимся двигателем во вселенной, поглаживая нас и погружая нас все глубже, глубже и глубже в это великое чувство легкости и полного удовлетворения, как назвал его Сэнсэй Тохэй. Это может звучать так отвлечённо, но это не так. Это прямо здесь.

ОК, кто-то еще

Ученик: Привет, Сэнсэй. Итак, большое спасибо! Я хотел спросить вас, не могли бы вы рассказать о переходе от вселенского дыхания к Мусоку. Что вы чувствуете в этом движении?

Что ты чувствуешь?

Ученик: Как вы это заметили?

Хорошо, это действительно хороший вопрос! Я могу говорить только из собственного опыта. Когда я делаю вселенское дыхание, у меня есть очень отчетливое ощущение себя в этом месте, в отношении инклюзивной вселенной и в отношении этого бесконечно маленького центра этой вселенной, точно так же, как когда я делаю
Какудай-хо / Сутю-хо. Ощущение то же самое, и я отчетливо ощущаю, что это происходит, я являюсь инициатором этого события. Это, конечно, более продвинуто, чем дыхание всем телом, но вы все еще тупы, как камень, условно говоря, потому что вы все еще погружены в собственное «я». Это по-прежнему нарциссизм, что, конечно, относится ко всем нам, но мы делаем такое упражнение, чтобы помочь себе осознать это. Итак, я сижу в этой легкости, дышу, дышу, это мусоку происходит, но это не случается постоянно, и это происходит не из-за того, что я что-то делаю. Я пробовал. Я ничего не могу сделать, чтобы это произошло. Это просто случается.

Я хочу сказать, что есть глубокое спокойствие, которое всегда будет присутствовать. Если нет, то этого не происходит, и все еще ощущается «я» в центре всего. Когда случается
мусоку, самоощущение присутствия «я» не исчезает, а просто рассеивается во всём. Все еще есть центр в одной точке, и все еще есть бесконечное пространство, бесконечность и глубокая инклюзивность, и нет никакого чувства отделённости от этого. Когда я делаю вселенское дыхание, у меня все еще есть чувство обособленности.

Дело в том, что это создаёт ощущение чудесности происходящего, которое я переживаю, когда происходит этот
мусоку. Это не так эмоционально, тогда, когда это случается, но, когда я думаю об этом, я плачу, потому что это так красиво. Это так прекрасно - не быть наполненным собой, я думаю, это то, что я имею в виду, а это значит, что я должен быть полностью наполнен собой, что, может быть, все и так знают, так что такого рода практика… я имею в виду, можете ли вы себе представить… Я не могу представить, что у меня нет такой практики, нет такого опыта, поэтому я очень рад, что вы спросили меня об этом.

Люди обычно не спрашивают меня об этом.

Ученик: Спасибо!

Ученик: Итак, сон во время Ки-дыхания. Я пытаюсь это контролировать, но это все же случается. С тех пор, как я начал в 70-х или 80-х годах, я обнаружил, что периодически я засыпаю во время Ки-дыхания.

О, хорошо. Это нормально.

Ученик: Это нормально?

Да. Вы хотите бодрствовать?

Ученик: Я стараюсь не спать, чтобы продолжать дышать.

Я думаю, что вы должны делать эту практику поздно вечером.

Ученик: Да.

Скорее всего, что вы заснете. Одна из причин, по которой я дышу, прежде всего, по утрам, заключается в том, что я никогда не засыпаю. Когда я делаю Ки-медитацию или Ки-дыхание после восьми часов вечера, я просто иду спать. Это замечательно, но не очень ... Я не могу продолжать это упражнение. Вот почему я всегда рекомендую делать его утром. Знаешь, чем старше ты становишься, тем более естественно просто заснуть, когда тебе удобно. Тебе так не кажется?

Ученик: да.

Ты не такой старый, но всё впереди.

Ученик: Спасибо!

Ученик: Вы годами наблюдали, как я с трудом делаю Ки-дыхание, и у меня есть определенные ограничения в легких, потому что я перенес операцию, и когда я делаю Ки-дыхание, это действительно вызывает боль в легких, мне никогда не удавалось расслабить мои легкие.
Было несколько моментов, когда вы руководили мной, и я с легкостью дышал, но, когда я пытаюсь сделать это в одиночку, я всегда чувствую эту боль.

Это то, что вы всегда говорите мне.

Ученик: Да.

Когда ты спрашиваешь меня о своем дыхании, ты всегда говоришь мне о своих легких, и я тебе верю. Я понимаю, но я также помню, как вы говорите, моменты, когда вы действительно любили дышать, и легкие вас совсем не беспокоили. Хотите знать, в чем большая разница между этими двумя разами? Ну, было бы легко сказать, что в одном случае вы напрягаетесь, а в другом - нет. Это правда. Но у вас есть привычка много двигаться, когда вы дышите. В твоем теле есть какая-то чрезмерная усердность, даже до такой степени ... Я не знаю, видишь ли ты меня, но ты давишь руками себе на ноги у бёдер так, что твои плечи поднимаются, и это выглядит невероятно неудобно. Я всегда чувствую, что просто хочу подержать тебя и сделать это вместе. И когда я делаю это, ты можешь делать Ки-дыхание очень хорошо. И когда ты делаешь так, тогда я думаю, что все будет хорошо, и «у него получается». Однако каждый раз, когда ты приходишь на занятия или я вижу, что ты делаешь Ки-дыхание, ты вновь возвращаешься ко всему этому напряжению. Так что это очень глубокая вещь внутри тебя, и я думаю, что ты почти уверен, что это будет больно, это будет трудно, это будет вредно для твоих легких, и, действительно, это окажется именно так как ты и предполагал.

Поскольку, когда я с вами, и вы достаточно мне доверяете, чтобы мы могли сделать это вместе, тогда это совершенно другой опыт. Мы должны дышать вместе чаще!

Ученик: Привет, Сэнсэй! Я просто хотел бы заскочить и сказать, что в чате есть вопрос. Если вы посмотрите на раздел чата, там есть вопрос.

Да, здесь есть вопрос в чате: «Сэнсэй, в книге Сэнсэя Коити Тохэй
«Ки в повседневной жизни», есть фотография с горизонтальной линией, идущей через нос к затылку и наружу. Это показывает направление вдоха от кончика носа?»

Хорошо, я скажу две вещи об этом. Да, вы дышите кончиком носа, но затем вдох спускается по позвоночнику к одной точке. Так что, если вы ищете направление вдоха, вот как это происходит.

Во-вторых, я тренировался с Сэнсэем Коити Тохэй в классе Ки-дыхания, около 25 лет назад или около того, и я задал ему такой вопрос из его книги о Ки-дыхании, и он сказал мне: «
О, мистер Куртис, не читайте эту книгу! Это неверно! Всё изменилось с тех пор. Это проблема с написанием книг. Это не позволяет тебе меняться». Затем он сказал, что я должен слушать его сейчас.

Теперь, здесь, сегодня, я рассказываю вам о Ки-дыхании, и я должен сказать, что это совсем не так, как написано в ранних книгах. Много лет спустя Сэнсэй Тохэй все еще менялся. Однажды, когда я был с Сэнсэем Синити Тохэй в Орегоне в начале 2000-х, он выступал с неформальной речью и сказал: «
Я хочу сказать, что принципы Сэнсэя Коити Тохэй никогда не изменятся. Они всегда будут такими же и всегда будут уважаемы в обучении в Обществе Ки, но метод обучения, метод передачи этих принципов, примеры, которые мы используем, упражнения, которые мы делаем, способ, которым мы взаимодействуем с учениками, изменятся настолько радикально, что Общество Ки, в какой-то момент, неузнаваемо изменится по сравнению с прошлым». Это важно помнить всем нам!

Я уже испытал это сам, на своём собственном обучении, и большинство из вас, вероятно, знает меня достаточно долго, чтобы увидеть, что я тоже изменяюсь. И, конечно, я собираюсь уйти в какой-то момент, и тогда вы будете продолжать менять и развивать то, как вы делитесь этим с другими людьми. По мере того, как вы будете развиваться, и ваш опыт этой универсальности углубится, так что вы будете практиковать
сугё, а не просто кейко, тогда это принесет новые изменения. Вы почувствуете, что все это изменится, и, конечно, ваш восторг от всего этого также будет экспоненциально возрастать.

Ученик: У меня простой вопрос по второму принципу: «
выдыхай с наименьшим возможным звуком». У меня сложилось впечатление, что тот факт, что мы все практикуем довольно звучное Ки-дыхание, связан с проблемой перевода. Лично я начал эту практику у Японии с японского сэнсэя, и японский сэнсэй научил меня выдыхать довольно шумно. Я думаю, что мой японский сэнсэй, вероятно, основывал свое учение на японской версии принципов Сэнсэя Тохэй, если вы понимаете, о чем я.

Да, но именно так говорится на японском языке.

Ученик: Может быть, я не ясно выразился. То, что я имею в виду, это то, как мне первоначально было сказано... японским сэнсэем: «П
ожалуйста, делайте это звучно, а не с минимально возможным звуком».

Хорошо, да, я понял. И я говорю, что Сэнсэй Тохэй сам научил меня Ки-дыханию, и он не только японец, но он, собственно, тот парень, который написал это. И все же, так много лет назад он учил меня выдыхать с шумом!

Ученик: Хорошо. Итак, это больше, чем перевод - это изменение?

Сэнсэй Тохэй написал это более 50 лет назад, но даже он не следовал этому, по крайней мере, не так, как мы понимаем «
с наименьшим возможным шумом» сегодня.

Ученик: Хорошо.

В 90-х он уже учил Ки-дыханию, как сейчас, с минимальным шумом. И теперь, Сэнсэй Синити Тохэй учит нас очень тихому и спокойному способу делать это дыхание, да? Это должно быть для расслабления, но, пожалуйста, помните, что мы делали все по-другому в послевоенные годы. Все, как правило, было сосредоточено на силе и поэтому выполнялось с ненужным усилием. Я имею в виду, что мой учитель, которого я очень люблю, Сэнсэй Судзуки, издавал воющий звук, когда выдыхал.

Кстати, ребята, раньше было гораздо больше движений. Это на самом деле не касается этого прямо в принципах, но вначале Сэнсэй Судзуки и Сэнсэй Тохэй учили делать очень небольшие движения вперед и назад во конце вдоха и выдоха. Так что было много движений головой и верхней частью тела. Тогда как сейчас я почти не двигаюсь сам и не прошу учеников двигаться. Главное, чтобы вам было удобно, и не заставляло вас усердствовать. Лишь естественное движение. Это похоже на то, что, когда вы сидите в медитации, вы не говорите себе, что нельзя шелохнуться, потому что это не естественно. Даже когда вы сидите очень неподвижно, есть небольшие движения. Прямо сейчас есть движение в моем теле. Он очень слабое, но всё же есть какое-то движение, и когда вы выдыхаете или вдыхаете, есть некоторое движение, потому что есть ритм, который есть в нас.

Итак, сейчас мы подошли к концу нашего времени, и я хочу поблагодарить вас за то, что вы собрались вместе со мной и сделали это таким новым способом. Надеюсь, это не слишком отвлекло вас! По крайней мере, у нас был шанс увидеть друг друга и немного пообщаться друг с другом в такое время, которое является уникальным и необычным, и мы все должны оставаться дома почти все время. Я хочу, чтобы у меня была возможность оставаться на связи вместе, поэтому я буду анонсировать больше подобных вещей. Например, в воскресенье утром мы в додзё в семь часов. В эти дни мы еще не собираемся идти в додзё, но я думаю, что, вероятно, я буду здесь, на Зуме, в семь часов, делая Ки-дыхание и Ки-медитацию в течение часа. У меня будет такой урок, и, если я это сделаю, я заранее сообщу вам об этом. Если мы сделаем это здесь на Гавайях в семь часов утра, европейцам это понравится, потому что для них это означает одиннадцать часов или 6 часов вечера.

Я люблю всех вас! Спасибо, что присоединились ко мне!