Одно из самых закрытых заведений овеяно некоей тайной, недаром его называют храмом искусства. Да и дорога к нему совсем непроста, можно сказать даже терниста. Причём многим «отъявленным» самородкам вроде Фёдора Шаляпина попасть в музыкальный храм оказалось проблематично. Известно, что поступал туда он на пару с Максимом Горьким: последнего взяли сразу, а Шаляпина поначалу не оценили. Так что ему пришлось буквально пробиваться к музыкальным вершинам.
Так вот прежде, чем получить право поступать в консерваторию, необходимо окончить сначала музыкальную школу, а затем училище. Это классическая схема, где залогом будущего обучения музыке являются удачно сданные переходные экзамены. Правда существуют ещё специальные музыкальные школы, где учатся 11-12 лет, но их количество по России весьма ограничено.
Там в учебную программу включены ещё общеобразовательные предметы, но акцент делается всё же на музыкальных. Подобные заведения считаются профильными, и если будущему абитуриенту вздумается оставить занятие музыкой, то у него имеется право на поступление в любой гуманитарный вуз. Так что же там в стенах консерватории?
Предметный ряд
Можно ли говорить о своеобразной иерархии в этом музыкальном заведении? В какой-то мере да. Прежде всего разные отделения отличаются программой и количеством предметов. Например, на исполнительском факультете всё внимание сосредоточено на инструменте, на котором занимается студент, будь то вокал, скрипка или труба. Все остальные музыкальные предметы изучаются в факультетных группах, за исключением общего фортепиано, которое преподаётся индивидуально.
Обязательными предметами для всех являются также теория и история музыки, которые отличаются по объёму и насыщенности программы. Например, пианисты и струнники изучают их более подробно, нежели духовики и вокалисты. А вот теоретики и композиторы проходят эти предметы наиболее досконально. К тому же обязательным предметом у них является композиция и анализ музыкальных форм.
А ещё есть чтение партитур, инструментовка, стилизация, полифония и многое другое, в зависимости от того какие традиции соблюдаются в той или иной консерватории. Кстати, на теоретико-композиторский факультет придётся сдавать аж девять вступительных экзаменов, куда входят не только музыкальные предметы, но и общеобразовательные, такие как литература и история.
И ещё так просто поступить в консерваторию после музыкального училища не получится — необходимо иметь рекомендацию, которая гарантирует удачную сдачу вступительных экзаменов. В противном случае придётся сначала отработать три года по специальности. Правда ситуация постоянно меняется, и трудно сказать, насколько реально сегодня найти работу по специальности после музыкального училища. Не всегда её найдёшь после окончания той же консерватории.
Преимущества музыки
Безусловно в консерваторию идут с дальним прицелом — сделать музыку делом своей жизни. Но не всегда это так. Например, Андрей Кончаловский поступил сначала на композиторский факультет Московской консерватории, и лишь затем решил стать режиссёром. В дальнейшем он владел практически двумя профессиями. Может быть, поэтому с ним так сложно было работать композиторам, даже таким маститым, как Эдуард Артемьев.
А вообще у творческих профессий много общего: развитое воображение и фантазия, владение формой и выстраиванием композиции, проникновение в суть вещей и умение излагать свои мысли и ощущения. В какой-то мере этому учат в консерватории, но скорее всё же работают с «готовым материалом», который можно направить и развить, придать ему нужную форму и блеск. Конечно, без усиленного труда не обходятся даже самые талантливые.
Кстати, можно развить музыкальную память, которая позволит запоминать большие фрагменты произведения. Для этого достаточно освоить логические цепочки, которые выстраиваются по определённым музыкальным законам. Недаром говорят, что музыка — это та же логика и математика, геометрия и гармония форм. Вообще примечательно, что известные композиторы почти не страдают деменцией, наоборот, обладают ясным умом до конца своих дней.
Стоит отметить и такое ценное качество, как духовная развитость и особая нервная организация, которые даёт музыка. Они позволяют глубже и тоньше чувствовать окружающее, а значит более эмоционально воспринимать этот мир.
Наконец, самое главное преимущество музыкального вуза — это нахождение в среде единомышленников, что очень важно для такой специфической профессии как музыкант. Во всяком случае там не приходится объяснять особенности своего характера, который может отличаться замкнутостью и погружённостью в себя.
А ещё музыка может дать толчок для развития других творческих наклонностей. Например, среди известных музыкантов немало прекрасных кулинаров. Впрочем, это тема для отдельного разговора.
А вы что думаете по поводу профессии музыканта? Насколько она актуальна и достижима в современном мире?
Автор: Ольга Трущалова, независимый автор медиагруппы «Хакнем».
Читайте нас также в телеграм — по этой ссылке