Актеры — марионетки в руках режиссера? Режиссер — любитель подчинять себе других? Люди театра — люди без комплексов? И другие стереотипы о театральной карьере, которые развенчали наши эксперты.
Когда человек впервые задумывается о профессии, первый вопрос, который у него может возникнуть: «Как в нее прийти?» Особенно это касается профессий творческих: в детстве рисуют все, но художниками становятся единицы. Да и в целом родители не так часто отдают детей в студии актерского мастерства, как например, в танцевальные или спортивные секции. При этом вопрос о том, как занятия в школах искусств и дополнительное образование в творческой сфере могут повлиять на его профессиональный выбор, по-прежнему волнует родителей и педагогов.
Ирина Голицина, психолог Центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Вологодской области «Импульс»
———————————
Школы дополнительного образования могут повлиять на ребёнка сильно, но как в позитивном, так и в негативном ключе. Это зависит от двух главных факторов. Во-первых, учёта родителями интересов ребёнка. Важно, с одной стороны, позволять детям пробовать свои таланты в разных кружках, с другой, помогать преодолевать трудности и иногда настаивать на продолжении образования. Во-вторых, творческое развитие ребёнка зависит от наличия хорошего учителя, наставника. Причем для разных детей «хорошие» учителя могут быть разными.
———————————
Театральная деятельность — одна из немногих, куда очень часто люди приходят без какого-то профильного образования. Поэтому родителям тяжело поверить своему ребёнку, который может даже очень убедительно рассказывать о своих планах в творческой профессии. Им нужно, чтобы дети закончили школу, потом университет, потом работали, а театр – синоним нестабильности.
Ирина Голицина
———————————
Кажется, Михаил Боярский в свое время сказал про дочь что-то вроде: «Двоечница. Наверное, будет артисткой». Как в воду глядел. Возможно, с точки зрения обывателя, артистам проще, потому что им не надо, условно говоря, «по 8 часов в день работать на заводе».
———————————
Здесь важно не только соответствовать каким-то формальным требованиям, но и обладать подходящими для этой профессии личностными особенностями — характером и паттерном поведения.
Ирина Голицина
———————————
Известно, что для артиста полезно быть несколько истероидным: хотеть и уметь демонстрировать себя, обращать на себя внимание, играть роли даже в жизни. Эти черты характера начинают проявляется довольно рано — в дошкольном возрасте. Среди известных артистов — не только театральных — много истероидов. Пример – Людмила Гурченко, можно прочитать ее книгу «Мое взрослое детство». Там описано, как любящий отец подкреплял истероидные черты характера дочери. «Истерия — великая притворщица», — говорил немецкий психиатр Эмиль Крепелин о болезни, а не об особенности характера. Но некоторые её проявления очень схожи с личностными особенностями человека.
Режиссер — иная профессия, хотя из некоторых артистов получаются очень хорошие режиссеры. Для неё нужны, кроме творческих способностей, осознанный жизненный опыт и умение управлять людьми. В детстве нельзя дать какой-то надежный прогноз, будут ли у человека такие качества во взрослой жизни.
———————————
Анна Муллан, режиссер и хореограф
———————————
Мне есть что сказать в продолжение идеи о том, что многие актеры становятся режиссерами. Это происходит, когда они понимают, что знают достаточно и готовы воплощать собственные миры. Здесь речь не о психологии. Каждый актёр, как только начинает играть, становится сам себе режиссёром. Он сам обрисовывает своего персонажа, продумывает историю полностью. Джек Воробей Джонни Деппа — это всё конструкт самого Деппа. Режиссура воспринимается актёрами как новый этап, как возможность дать своему уму и своей начать работать иначе, а не как новая профессия». «Как актеры, так и режиссёры отличаются особой фантазией, которую хотят проявлять. Им с детства нужно быть в центре внимания, показывать себя, даже в кругу друзей. Это люди с неуемной энергией, спортивной целеустремленностью, упорством и желанием быть первыми. Актёр и режиссёр – это не про замкнутость и интровертность, не про уверенность в завтрашнем дне, не про стабильность в работе и в жизни. Это про неимоверный темп.
———————————
При этом нельзя сказать, что режиссёр подчиняет, а актёр подчиняется.
Анна Муллан
———————————
Режиссер управляет ситуацией на площадке. Актёр же просто играет предложенную ситуацию. Это всё добровольно. Бывают, конечно, исключения. Альфред Хичкок, например, не воспринимал актёров как людей — это кукла, это пушечное мясо. Особенно это касалось актрис, он их унижал, многие попросту боялись с ним работать. Однако это единичные случаи.
———————————
Комплексы, на самом деле, выходят отсюда же. Из непринятия. Нельзя сказать, что актеры – люди, которые всегда на сто процентов уверены в себе, у них нет проблем.
Анна Муллан
———————————
Без проблем лежат только люди в земле. Актеры — те, кто чаще всех ходит по психологам, занимается самокопанием. Это очень сложно, когда тебе отказывают. Много раз. Сложно, когда тебе говорят: «Ты недостаточно такой-то». С этим нужно справляться. И режиссерам тоже отказывают. А ещё им всем неимоверно нужно признание, слава, любовь, почет. Без жажды этого люди театра – не люди театра.
———————————
Необязательно оканчивать определённые курсы и школы, принадлежать к конкретному психотипу, любить одно и не любить другое. Нельзя дать конкретную инструкцию в духе: «Если ты ответил на все вопросы “да”, то ты можешь идти работать в театр. Если хотя бы один твой ответ — “нет”, извини, ты не подходишь». Предрасположенность к театру не проверить экзаменом или викториной. Это то, что человек способен почувствовать только сам.
Текст: Дарья Калапышина