Мне продолжают присылать на почту свои работы начинающие современные авторы, и сегодня я расскажу вам о романе Александра Мокроусова – «Игра». Однако нашего героя, пожалуй, начинающим уже не назовешь, ведь он написал уже две книги, которые издало Эксмо в серии: «Преступление в большом городе. Современный детектив».
Аннотация: «Два старинных товарища, выпускники лондонского Тринити Колледжа, встречаются раз в год для неспешных бесед за бокалом виски. В беседе о нравственности товарищи приходят к идее провести «игру». Англичанин ставит на то, что человек всегда остается человеком, русский ставит на то, что под действием внешних факторов, любой может «оскотиниться». Ставка – победитель дает имя яхте проигравшего. Кукловоды могли бы провести замечательную игру и заработать на ней несколько миллиардов долларов, но они предложили участие Максиму Романову. Без вариантов отказаться. Он тоже не даст им шансов».
Итак, в целом, «Игра» оставила приятные впечатления, такая увлекательная приключенческая беллетристика, этим напоминающая романы учеников Дюмы, но только без «воды», с динамикой и в жанре триллер. Главный рецепт беллетристики – это динамика и сюжетные перипетии, с которым автор справился удачно, и это важно. Также цепляет сама идея того, что два олигарха с бесконечными деньгами, как водится, заскучали и решили организовать свою «Игру в кальмара», вот только вместо бедного населения (как в сериале) они выбирают нескольких миллиардеров, которых отправляют в российскую глубинку без гроша в кармане. Миллиардеры должны выживать и набирать очки для победы в игре, но им мешают бедные местные жители, которым позволили подзаработать организаторы путем вредительства игрокам. Но главный герой – Максим Романов – идет против правил игры и рушит систему. Роман весьма тяжко запускается, на мой взгляд, в начале много слов, но затем, после завязки, динамика повествования вас не отпускает, читается на одном дыхании – это главный и жирный плюс книги, который заставляет дочитать ее, даже несмотря на те минусы, которые я отмечу позже.
Сам герой весьма интересен, он думает как эгоист, но поступает иначе. Он рассуждает очень логично, но при этом его логика не всегда работает, а в экстремальных ситуациях его спасает лишь удача. Вот этот прием «в субъективном – логика, а объективно – правит непредсказуемость» тоже очень привлекает и не дает заскучать, собственно, это классическое качество героя-плута или трикстера. Вообще, стоит сразу отметить, что способ повествования – это рассуждения от первого лица. Максим постоянно рассуждает логически, приводит разные факты, делится своим мировоззрением, затем действует. Дедукция героя позволяет поддерживать динамику повествования (напоминает Шерлока Гая Ричи) и усыпляет только в тех случаях, когда ее слишком много. Эта же фишка и объясняет «супер-способность» героя – он первоклассный переговорщик, и этим инструментом он пользуется постоянно.
Но всегда есть жирное «но», меня разочаровавшее. «Но» тут, на мой взгляд, не одно, а два, хотя они могут показаться вкусовыми. Это сама игра и сам главный герой, которых я похвалил выше.
Минус самой игры в том, что она недоделанная, непрописанная, потому что персонажи не особо успевают в нее поиграть, Максим сразу берет инициативу в свои руки и наказывает одного из организаторов. Таким образом правила игры и команды – не особо важны, это просто фон. Это сюжет не о самой игре, не о жизни и условиях в этой игре, а в первую очередь это сюжет борьбы героя с системой. Вы можете заметить: «А в чем тут противоречие? Вон, «Голодные игры» есть, там и то и другое! Оба сюжета в гармонии». Противоречия здесь нет, потому что и гармонии нет, второе крыло «Максим» больше и жирнее, чем первое крыло «Игра», одно подавляет второе, поэтому полета не получается, структуру сюжета «косит» в бок. Почему? Потому что в таких сюжетах игра на выживание рождает героя! И этот порожденный системой герой затем ей противостоит! Герой не рождается сразу! А в романе он уже есть, он уже готов покорять систему, чем и занимается. Поэтому, архетипически выражаясь, это сюжет не о лабиринте с минотавром, а только о противостоянии Прометея с Зевсом. Поэтому сюжет не об игроках и их выживании, а об игрокЕ и его крутости. Я делаю на этом такой большой акцент, потому что название книги немного обманывает читателя (ну, меня, по крайней мере), ждешь одного, а получаешь немного не то.
Минус Максима в том, что его слишком много, настолько много, что второстепенные персонажи, игроки и вредители, характеры которых и так не особо прописаны, постепенно-постепенно уходят куда-то в тень до тех пор, пока в середине книги Максим не останется один в поле зрения читателя. Опять же, Максим интересный герой, но чем идешь дальше, тем он становится слишком крутым, он обманывает жестокого организатора довольно просто, поэтому триллер умирает, а на замену приходит боевик.
Да, есть еще одна штука, которая сбивает с толку, но это уже вопрос не к автору, а к издательству. Серия называется «современный детекив», но детективом тут и не пахнет. Это криминальный боевик-триллер.
Но! Несмотря на эти минусы, хоть и существенные, я прочитал быстро и с удовольствием. Книжка динамичная, проглатывается без кома, негативного осадка не оставляет, а даже, напротив, заставляет почитать что-нибудь еще о Максиме Романове и его приключениях, поэтому, если будет время, почитаю вторую книжку под названием «Заговор», тем более дело тут пахнет триллером, да не простым, а политическим!
Напомню, что есть еще начинающие авторы, о которых я писал тут:
С любовью, ваш ЧО.