Какие наряды предпочитали женщины, приучившие нас отмечать Международный женский день – праздник общей женской солидарности.
Когда Россия только начинала привыкать к празднованию Международного женского дня, женщинам в общей своей массе было особо не до моды. Сначала они выступали на демонстрациях, протестуя против голода, потом, в годы I Мировой войны, праздник вообще не отмечался. После всех потрясений среди слабого пола пристрастие к моде стало считаться проявлением мещанства и буржуазии. Но, несмотря на это, не все шесть женщин, имена которых тесно связаны с революцией и популяризацией празднования 8 Марта, оставались вдалеке от модных тенденций тех лет. Клара Цеткин, Инесса Арманд, Александра Коллонтай, Роза Люксембург, Надежда Крупская и Лариса Рейснер по-разному относились к собственному внешнему виду.
Александра Михайловна Коллонтай, государственный деятель, публицист, первая в мире женщина-посол.
Сохранилось достаточно много предметов одежды Александры Михайловны. Все они, (многие с дырочками из-под орденов) находятся сейчас в закрытых фондах Государственного центрального музея современной истории России и в Государственном музее политической истории России. Сегодня платье для приемов публика может видеть на выставке «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города» в Государственном историческом музее.
Коллонтай вообще всем тканям на платья для официальных приемов предпочитала бархат и тафту. предпочитала чёрный цвет. В 1930 году при вручении верительных грамот шведскому королю Густаву V на ней также было бархатное платье, отделанное русскими кружевами.
Трудно сказать, была ли Александра Михайловна модницей по призванию или же к протокольным нарядам её приучила работа, но красивые вещи они любила, а однажды даже жаловалась: «Во всем мире пишут о моих туалетах, жемчугах и бриллиантах и почему-то особенно о моих манто из шиншилл (Коллонтай служила торгпредом в Мексике, где обитали грызуны - Прим.ред)», – потом демонстрировала поношенное манто из котика, мех которого на шиншиллу был совсем не похож.
Александра Михайловна кривила душой. Может, шиншиллы у Коллонтай и вправду не было, а вот в горностаевом манто она, говорят, гуляла. Об этом свидетельствовала балерина Матильда Кшесинская.
Прохаживаясь по парку Стокгольма, она увидела Коллонтай в собственной горностаевой шубке. Ошибки быть не могло. Каждая женщина узнает свою вещь из тысячи похожих. Кроме того, по словам знаменитой балерины на Коллонтай было изумрудное колье любовницы последнего царя.
Впрочем, работники советского посольства и агитпропа эту историю относили к враждебным наветам. Разнообразие образов и умение Александры Михайловы производить впечатление в фильме «Посол Советского Союза» прекрасно показал режиссер Георгий Натансон. Съёмки проходили в Швеции и в части моды и стиля воспоминаний оставили немало. Вот как их вспоминал режиссёр:
«На второй день я, конечно, пошел в центр и оказался возле центрального универмага. И вижу – огромный портрет Ленина в рост. Переводчик мне говорит: «Вождь русских большевиков Владимир Ленин купил у нас костюм, пальто и шляпу и уехал в Петроград делать революцию. Покупайте в нашем магазине!».
Как бы там ни было, но Александра Михайловна в своё время все-таки не слыла «иконой стиля», хотя прогрессивных женщин того времени Коллонтай интересовала, но больше как теоретика сексуальной революции; автора романов на откровенные темы «Любовь пчел трудовых» (1923 г.), «Свободная любовь» (1927 г.) и статьи под вдохновляющим названием «Дорогу крылатому Эросу!». Ну и конечно как яркий персонаж жарких сплетен, ибо в личной жизни затмевала героинь Мопассана и Бальзака.
Роза Люксембург, деятель польского и немецкого рабочего движения, один из лидеров II Интернационала.
Обольстительной одежды по фигуре Роза Люксембург никогда не носила. Дело в том, что пропорции её фигуры были нестандарты. Голова казалась великоватой для изящного тела. Роза Люксембург всячески скрывала недостатки и поэтому предпочитала носить длинные просторные платья, шляпы с широкими полями и не фотографироваться в полный рост.
Но все равно, революционная харизма сделала своё, даже в таком целомудренном виде Роза пользовалась успехом у мужчин, чем явно не заслуживала одобрения у многих соратниц. Сегодня немцы-обыватели Люксембург почти не вспоминают. А Ленин сравнивал ее с орлом и считал, что её работы «будут полезнейшим уроком для воспитания многих поколений коммунистов всего мира».
Клара Цеткин, деятель германского и международного коммунистического движения; в Коминтерне возглавляла международный женский секретариат, депутат германского Рейсхтага.
По нестранному стечению обстоятельств, имя Клары Цеткин носила швейная фабрика города Усть-Каменогорска, хотя сама Цеткин шила плохо.
Тяжело далась Кларе революционная борьба. По свидетельству современников в пятнадцать лет она выглядела на двадцать, в тридцать – на сорок, в пятьдесят почти на семьдесят. Посвятив жизнь революционной борьбе, Цеткин быстро превратилась из женщины средних лет в «бабушку». Её любимой прической был пучок на затылке. Так и запомнили: с пучком и с неизменно участливым взглядом. Впрочем, в молодости у Клары Цеткин были и более привлекательные образы, но железная логика революции их безжалостно вычеркнула из биографии.
В одежде она тяготела к неопределенному, но максимально функциональному стилю. Вместе с Коллонтай она высказывалась за отмену корсетов, называя их буржуазным пережитком, и сама, естественно, корсетов не носила.
Женщины вняли обращениям революционерки и от корсетов почти поголовно отказались. Новый тренд в советской моде можно назвать «Женщина-товарищ». Брюк ещё не носили, но женщины, за неимением хороших портных и модисток, способных подогнать платья и блузы строго по фигуре, стали «расплываться» в бесформенных швейных изделиях.
Надежда Константиновна Крупская, партийный деятель, заместитель наркома просвещения РСФСР, председатель Главполитсовета, депутат.
С гардеробом Надежды Константиновны только на первый взгляд всё понятно – модницей она не была. Однако, многие, представляя себе Крупскую последних лет жизни, не знают, что в молодости Наденька была если не красавицей, то очень миловидной девушкой. Правда, чересчур серьезной. Непростая женская судьба Крупской видимо как-то повлияла и на стиль в одежде. Она много путешествовала вместе с мужем по Европе, но магазинов готового платья не посещала. Куда там было, если ее муж экономил, даже не ел «той чудесной редиски в голландском сыру, которые бельгийская работница подавала по утрам».
Крупская не пыталась обновить образ и гардероб и в тот опасный для каждой замужней женщины момент, когда её сорокалетний муж увлекся соратницей по партии Инессой Арманд. По свидетельству Коллонтай, Надежда Константиновна знала о связи мужа и не раз пыталась уйти. Внешне Крупская будто бы замкнулась и специально продолжала рядиться в скучные платья (отрезные по талии, с планкой-застежкой на груди, темных цветов). И полностью подчинила свою жизнь мужу и революции.
В 1928 году имя Надежды Константиновны дали в Самаре пошивочной артели, хотя справедливей было бы назвать именем жены Ленина ремонт одежды. Надежда Константиновна сама стирала свои вещи, часто застирывала их до дыр, сама же их штопала.
Штопала гениально. Например, она отремонтировала мужу тонкий люстриновый пиджак, который прострелили при покушении на заводе Михельсона. Теперь этот пиджак хранится в фондах Государственного исторического музея, а в музее-заповеднике «Горки Ленинские» берегут полушубок из козлика и сапоги В.И. Ленина, знаменитую коричневую блузу Надежды Константиновны, шерстяной сарафан и ботиночки.
Чуть больше вещей сохранилось в «Горках Ленинских» у Марии Ильиничны Ульяновой (младшей сестры В.И. Ленина). Сегодня платья, блузы, домашние туфли, ботинки и множество галантерейных предметов можно увидеть на выставке в музее «Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле».
Ярких цветов Надежда Константиновна не любила. Когда ей дарили отрезы цветастого шёлка, она передаривала их дочкам Инессы Арманд, любила девочек, как своих.
Инесса (Елизавета Федоровна) Арманд, деятель российского и международного революционного движения, представитель большевиков на международных конференциях, заведующая женским отделом ЦК.
Быть модницей Инессе Арманд было суждено с детства – она родилась в столице моды Париже. В Москве у неё также было немало возможностей красиво одеться. Она вышла замуж за сына мануфактур-советника и владельца Торгового дома «Евгений Арманд с сыновьями». Семья мужа имела крупную фабрику по производству шерстяных тканей и не случись у Инессы революционного стремления и участия «В обществе по улучшению участи женщин», Арманд могла стать одной из самых богатых и стильных дам дореволюционной России.
По свидетельствам современников Арманд была красавицей: «длинные косы уложены в пышную прическу, открыты маленькие ушки, чистый лоб, резко очерченный рот и зеленоватые, удивительные глаза: лучистые, внимательно-печальные, пристально глядящие вдаль».
Она ещё была очень образована. Знала четыре языка и во времена собственной «ленинианы», заменяла вождю и его супруге домоправительницу, секретаря, завхоза, переводчицу, а также чтицу.
Инесса Арманд не была брюнеткой, как ее многие представляют. У неё были густые пепельные волосы, которые с годами будто бы становились всё краше. Когда ей исполнилось 35 лет, соратница Ленина уже воспитывала четверо детей, а выглядела, судя по сохранившимся фотографиям, замечательно.
Арманд выбирала наряды элегантные, неброско-роскошные и очень дорогие. Политические перемены особо не отразились на стиле Арманд, правда, её туалеты стали более простыми. От красивых деталей платьев она не отказалась.
Из письма Кларе Цеткин:
«Сегодня я сама выстирала свои жабо и кружевные воротнички. Вы будете бранить меня за мое легкомыслие, но прачки так портят, а у меня красивые кружева, которые я не хотела бы видеть изорванными. Я всё это выстирала сегодня утром, а теперь мне надо их гладить. Ах, счастливый друг, я уверена, что Вы никогда не занимаетесь хозяйством, и даже подозреваю, что Вы не умеете гладить. А скажите откровенно, Клара, умеете Вы гладить?».
После 1917 года у Инессы Федоровны почти не существовало возможности качественно пополнять гардероб. Даже примитивных вещей, достать было трудно, о чём ярко свидетельствует записка Ленина, адресованная Арманд:
«Товарищ Инесса! Звонил к Вам, чтобы узнать номер калош для Вас. Надеюсь достать».
Когда Инесса Арманд умерла в 1920 году от холеры, смерть её стала трагедией для Ленина. Похороны Арманд в Москве красотой и размахом остались в памяти современников.
Лариса Михайловна Рейснер, публицистка, политработник.
Вот кто явно отличался любовью к роскошным вещам и талантом их носить! Её туалеты были не просто красивы, а вызывающе богаты. Когда в 1919 году в Петрограде царил голод, один из знакомых Ларисы Михайловны встретил её
«двадцатидвухлетнюю, надушенную и разряженную, кокетливо называвшую себя «комарси» - командующей морскими силами… Шубка голубая, платье сиреневое, лайковая перчатка благоухает герленовским «Фоль арома».
В таком же виде Лариса проводила фронтовые вечера с военспецами.
Своим благополучием Рейснер была обязана мужчинам, окружавшим её. Например, у нее был роман с Карлом Радеком (одним из секретарей исполкома Коминтерна).
В погоне за прекрасным Ларису не останавливало ничто. На новогоднем балу в Доме искусству в 1921 году, Рейснер появилась в неземной красоты бальном платье. Оказалось, что наряд был сшит по рисункам Леона Бакста для балета «Карнавал» на музыку Шумана. До гардероба Ларисы Михайловны платье хранилось в костюмерных Мариинского театра…
Рейснер была королевой перевоплощений. Агитационный тур по Волге она провела в кожанке и косынке, в таком же виде она ходила на митинги к матросам и красноармейцам. В крестьянское платье Лариса тоже переодевалась, когда того требовали агитационные обстоятельства.
Считается, что Рейснер стала прообразом Дуньки из цитаты «Пустите Дуньку в Европу» пьесы «Любовь Яровая», женщины-комиссара из «Оптимистической трагедии», вдохновила многих писателей, поэтов и художников раннего периода советской истории.
Поэт Всеволод Рождественский вспоминал:
«Из окна кабины выглянуло чье-то смутно знакомое лицо – женское. Но странно – в морской форменной фуражке... Лариса! Да, это была она – в морской черной шинели, элегантная и красивая, как всегда».
За месяц до смерти, в Москве в декабре 1925 года, Рейснер встретит коллега из «Известий»: «Она шла, мягко кутаясь в доху из посеребренного меха. В руке перезванивали коньки».
Самая яркая из революционерок Рейснер прожила всего тридцать лет и скончалась от тифа в 1926 г.
ЧТО СОХРАНИЛОСЬ? ГДЕ УВИДЕТЬ?
Пальто Коллонтай
Сегодня на выставке в ГИМе можно увидеть только одно платье из тафты и бархата Коллонтай. В фондах Государственного музея политической истории России хранится обувь Коллонтай. В фондах Центрального музея современной истории России хранится её пальто и простенькое домашнее платье лилового цвета из креп-сатина с белым воротничком, которое Александра Михайловна носила в 1920 году, как раз в то время, когда возглавляла женский отдел ЦК партии. Платье одно время было выставлено в музее «Красная Пресня» (сейчас музей «Пресня» - Прим.ред). Рядом с платьем лежала маленькая черная шляпка, украшенная земляничного цвета пером и коричневая сумочка. Головной убор и аксессуар вряд ли являются предметами одного ансамбля и судить по ним о вкусах Коллонтай сложно, хотя все по отдельности очень мило и даже кокетливо.
Роза с Кларой – все пропало
После смерти Клары Цеткин в 1933 году её сыновья просили поместить на памятник у Кремлевской стены фотографию мамы, сделанную в конце XIX века. В стройной девушке в длинном оборчатом платье бюргерши Клару было не узнать. Оказалась, не всегда Цеткин выступала в скучном виде. Правда, эту фотографию возле Кремлевской стены увидеть нельзя. Тогдашнее руководство страны посчитало предложенную фотографию Цеткин не уместной и от предложения Цеткиных-младших отказалось.
Одежды Розы Люксембург вообще в нашей стране никогда не было и найти вряд ли удастся. Она и не жила у нас, и погибла тоже далеко от России. Скорее всего, предметы гардероба Люксембург могут храниться только в частных немецких коллекциях.
Боты-блузка-сарафан Крупской
В Государственном историческом музее-заповеднике «Горки Ленинские» есть, наверное, единственные сохранившиеся в России детали гардероба Крупской. Всё это раньше экспонировалось в музее Кремля и в 1993 году переехало в «Горки Ленинские». Теперь в шкафу, почти как и при жизни хозяйки, хранятся упомянутые выше сарафан и блузка и одна пара обуви. Коричневые подбитые ботинки не раз ремонтировались и даже сохранили заплату. У Крупской на ноге выпирала косточка и рвала ботинок.
Лариса и Инесса – все разобрали на детали
Платья и костюмы Арманд вряд ли сохранились целиком.
Следы грандиозного гардероба Рейснер следует искать там, откуда они к ней попали. Что-то должно найтись в театрах, что-то в частных коллекциях. Рукописи не горят. А платья с историей бесследно не пропадают.
Инна Харитонова