Найти тему

Платья революции

Какие наряды предпочитали женщины, приучившие нас отмечать Международный женский день – праздник общей женской солидарности.

Александра Михайловна Коллонтай в Швеции. 1930 г.
Александра Михайловна Коллонтай в Швеции. 1930 г.

Когда Россия только начинала привыкать к празднованию Международного женского дня, женщинам в общей своей массе было особо не до моды. Сначала они выступали на демонстрациях, протестуя против голода, потом, в годы I Мировой войны, праздник вообще не отмечался. После всех потрясений среди слабого пола пристрастие к моде стало считаться проявлением мещанства и буржуазии. Но, несмотря на это, не все шесть женщин, имена которых тесно связаны с революцией и популяризацией празднования 8 Марта, оставались вдалеке от модных тенденций тех лет. Клара Цеткин, Инесса Арманд, Александра Коллонтай, Роза Люксембург, Надежда Крупская и Лариса Рейснер по-разному относились к собственному внешнему виду.

Александра Михайловна Коллонтай, государственный деятель, публицист, первая в мире женщина-посол.

-2

Сохранилось достаточно много предметов одежды Александры Михайловны. Все они, (многие с дырочками из-под орденов) находятся сейчас в закрытых фондах Государственного центрального музея современной истории России и в Государственном музее политической истории России. Сегодня платье для приемов публика может видеть на выставке «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города» в Государственном историческом музее.

-3

Коллонтай вообще всем тканям на платья для официальных приемов предпочитала бархат и тафту. предпочитала чёрный цвет. В 1930 году при вручении верительных грамот шведскому королю Густаву V на ней также было бархатное платье, отделанное русскими кружевами.

-4

Трудно сказать, была ли Александра Михайловна модницей по призванию или же к протокольным нарядам её приучила работа, но красивые вещи они любила, а однажды даже жаловалась: «Во всем мире пишут о моих туалетах, жемчугах и бриллиантах и почему-то особенно о моих манто из шиншилл (Коллонтай служила торгпредом в Мексике, где обитали грызуны - Прим.ред)», – потом демонстрировала поношенное манто из котика, мех которого на шиншиллу был совсем не похож.

-5

Александра Михайловна кривила душой. Может, шиншиллы у Коллонтай и вправду не было, а вот в горностаевом манто она, говорят, гуляла. Об этом свидетельствовала балерина Матильда Кшесинская.

Прохаживаясь по парку Стокгольма, она увидела Коллонтай в собственной горностаевой шубке. Ошибки быть не могло. Каждая женщина узнает свою вещь из тысячи похожих. Кроме того, по словам знаменитой балерины на Коллонтай было изумрудное колье любовницы последнего царя.

-6

Впрочем, работники советского посольства и агитпропа эту историю относили к враждебным наветам. Разнообразие образов и умение Александры Михайловы производить впечатление в фильме «Посол Советского Союза» прекрасно показал режиссер Георгий Натансон. Съёмки проходили в Швеции и в части моды и стиля воспоминаний оставили немало. Вот как их вспоминал режиссёр:

«На второй день я, конечно, пошел в центр и оказался возле центрального универмага. И вижу – огромный портрет Ленина в рост. Переводчик мне говорит: «Вождь русских большевиков Владимир Ленин купил у нас костюм, пальто и шляпу и уехал в Петроград делать революцию. Покупайте в нашем магазине!».
-7

Как бы там ни было, но Александра Михайловна в своё время все-таки не слыла «иконой стиля», хотя прогрессивных женщин того времени Коллонтай интересовала, но больше как теоретика сексуальной революции; автора романов на откровенные темы «Любовь пчел трудовых» (1923 г.), «Свободная любовь» (1927 г.) и статьи под вдохновляющим названием «Дорогу крылатому Эросу!». Ну и конечно как яркий персонаж жарких сплетен, ибо в личной жизни затмевала героинь Мопассана и Бальзака.

Роза Люксембург, деятель польского и немецкого рабочего движения, один из лидеров II Интернационала.

Роза Люксембург на митинге. 1910 г.
Роза Люксембург на митинге. 1910 г.

Обольстительной одежды по фигуре Роза Люксембург никогда не носила. Дело в том, что пропорции её фигуры были нестандарты. Голова казалась великоватой для изящного тела. Роза Люксембург всячески скрывала недостатки и поэтому предпочитала носить длинные просторные платья, шляпы с широкими полями и не фотографироваться в полный рост.

-9

Но все равно, революционная харизма сделала своё, даже в таком целомудренном виде Роза пользовалась успехом у мужчин, чем явно не заслуживала одобрения у многих соратниц. Сегодня немцы-обыватели Люксембург почти не вспоминают. А Ленин сравнивал ее с орлом и считал, что её работы «будут полезнейшим уроком для воспитания многих поколений коммунистов всего мира».

Клара Цеткин, деятель германского и международного коммунистического движения; в Коминтерне возглавляла международный женский секретариат, депутат германского Рейсхтага.

Роза Люксембург и Клара Цеткин
Роза Люксембург и Клара Цеткин

По нестранному стечению обстоятельств, имя Клары Цеткин носила швейная фабрика города Усть-Каменогорска, хотя сама Цеткин шила плохо.

Тяжело далась Кларе революционная борьба. По свидетельству современников в пятнадцать лет она выглядела на двадцать, в тридцать – на сорок, в пятьдесят почти на семьдесят. Посвятив жизнь революционной борьбе, Цеткин быстро превратилась из женщины средних лет в «бабушку». Её любимой прической был пучок на затылке. Так и запомнили: с пучком и с неизменно участливым взглядом. Впрочем, в молодости у Клары Цеткин были и более привлекательные образы, но железная логика революции их безжалостно вычеркнула из биографии.

-11

В одежде она тяготела к неопределенному, но максимально функциональному стилю. Вместе с Коллонтай она высказывалась за отмену корсетов, называя их буржуазным пережитком, и сама, естественно, корсетов не носила.

Женщины вняли обращениям революционерки и от корсетов почти поголовно отказались. Новый тренд в советской моде можно назвать «Женщина-товарищ». Брюк ещё не носили, но женщины, за неимением хороших портных и модисток, способных подогнать платья и блузы строго по фигуре, стали «расплываться» в бесформенных швейных изделиях.

-12

Надежда Константиновна Крупская, партийный деятель, заместитель наркома просвещения РСФСР, председатель Главполитсовета, депутат.

-13

С гардеробом Надежды Константиновны только на первый взгляд всё понятно – модницей она не была. Однако, многие, представляя себе Крупскую последних лет жизни, не знают, что в молодости Наденька была если не красавицей, то очень миловидной девушкой. Правда, чересчур серьезной. Непростая женская судьба Крупской видимо как-то повлияла и на стиль в одежде. Она много путешествовала вместе с мужем по Европе, но магазинов готового платья не посещала. Куда там было, если ее муж экономил, даже не ел «той чудесной редиски в голландском сыру, которые бельгийская работница подавала по утрам».

В фильме «Надежда» (1972 г.) Н.К. Крупскую сыграла Наталия Белохвостикова, а В.И. Ленина Андрей Мягков
В фильме «Надежда» (1972 г.) Н.К. Крупскую сыграла Наталия Белохвостикова, а В.И. Ленина Андрей Мягков

Крупская не пыталась обновить образ и гардероб и в тот опасный для каждой замужней женщины момент, когда её сорокалетний муж увлекся соратницей по партии Инессой Арманд. По свидетельству Коллонтай, Надежда Константиновна знала о связи мужа и не раз пыталась уйти. Внешне Крупская будто бы замкнулась и специально продолжала рядиться в скучные платья (отрезные по талии, с планкой-застежкой на груди, темных цветов). И полностью подчинила свою жизнь мужу и революции.

-15

В 1928 году имя Надежды Константиновны дали в Самаре пошивочной артели, хотя справедливей было бы назвать именем жены Ленина ремонт одежды. Надежда Константиновна сама стирала свои вещи, часто застирывала их до дыр, сама же их штопала.

-16

Штопала гениально. Например, она отремонтировала мужу тонкий люстриновый пиджак, который прострелили при покушении на заводе Михельсона. Теперь этот пиджак хранится в фондах Государственного исторического музея, а в музее-заповеднике «Горки Ленинские» берегут полушубок из козлика и сапоги В.И. Ленина, знаменитую коричневую блузу Надежды Константиновны, шерстяной сарафан и ботиночки.

-17

Чуть больше вещей сохранилось в «Горках Ленинских» у Марии Ильиничны Ульяновой (младшей сестры В.И. Ленина). Сегодня платья, блузы, домашние туфли, ботинки и множество галантерейных предметов можно увидеть на выставке в музее «Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле».

-18

Ярких цветов Надежда Константиновна не любила. Когда ей дарили отрезы цветастого шёлка, она передаривала их дочкам Инессы Арманд, любила девочек, как своих.

Инесса (Елизавета Федоровна) Арманд, деятель российского и международного революционного движения, представитель большевиков на международных конференциях, заведующая женским отделом ЦК.

-19

Быть модницей Инессе Арманд было суждено с детства – она родилась в столице моды Париже. В Москве у неё также было немало возможностей красиво одеться. Она вышла замуж за сына мануфактур-советника и владельца Торгового дома «Евгений Арманд с сыновьями». Семья мужа имела крупную фабрику по производству шерстяных тканей и не случись у Инессы революционного стремления и участия «В обществе по улучшению участи женщин», Арманд могла стать одной из самых богатых и стильных дам дореволюционной России.

-20

По свидетельствам современников Арманд была красавицей: «длинные косы уложены в пышную прическу, открыты маленькие ушки, чистый лоб, резко очерченный рот и зеленоватые, удивительные глаза: лучистые, внимательно-печальные, пристально глядящие вдаль».

Она ещё была очень образована. Знала четыре языка и во времена собственной «ленинианы», заменяла вождю и его супруге домоправительницу, секретаря, завхоза, переводчицу, а также чтицу.

-21

Инесса Арманд не была брюнеткой, как ее многие представляют. У неё были густые пепельные волосы, которые с годами будто бы становились всё краше. Когда ей исполнилось 35 лет, соратница Ленина уже воспитывала четверо детей, а выглядела, судя по сохранившимся фотографиям, замечательно.

Арманд выбирала наряды элегантные, неброско-роскошные и очень дорогие. Политические перемены особо не отразились на стиле Арманд, правда, её туалеты стали более простыми. От красивых деталей платьев она не отказалась.

-22

Из письма Кларе Цеткин:

«Сегодня я сама выстирала свои жабо и кружевные воротнички. Вы будете бранить меня за мое легкомыслие, но прачки так портят, а у меня красивые кружева, которые я не хотела бы видеть изорванными. Я всё это выстирала сегодня утром, а теперь мне надо их гладить. Ах, счастливый друг, я уверена, что Вы никогда не занимаетесь хозяйством, и даже подозреваю, что Вы не умеете гладить. А скажите откровенно, Клара, умеете Вы гладить?».

После 1917 года у Инессы Федоровны почти не существовало возможности качественно пополнять гардероб. Даже примитивных вещей, достать было трудно, о чём ярко свидетельствует записка Ленина, адресованная Арманд:

«Товарищ Инесса! Звонил к Вам, чтобы узнать номер калош для Вас. Надеюсь достать».
-23

Когда Инесса Арманд умерла в 1920 году от холеры, смерть её стала трагедией для Ленина. Похороны Арманд в Москве красотой и размахом остались в памяти современников.

Лариса Михайловна Рейснер, публицистка, политработник.

-24

Вот кто явно отличался любовью к роскошным вещам и талантом их носить! Её туалеты были не просто красивы, а вызывающе богаты. Когда в 1919 году в Петрограде царил голод, один из знакомых Ларисы Михайловны встретил её

«двадцатидвухлетнюю, надушенную и разряженную, кокетливо называвшую себя «комарси» - командующей морскими силами… Шубка голубая, платье сиреневое, лайковая перчатка благоухает герленовским «Фоль арома».

В таком же виде Лариса проводила фронтовые вечера с военспецами.

-25

Своим благополучием Рейснер была обязана мужчинам, окружавшим её. Например, у нее был роман с Карлом Радеком (одним из секретарей исполкома Коминтерна).

В погоне за прекрасным Ларису не останавливало ничто. На новогоднем балу в Доме искусству в 1921 году, Рейснер появилась в неземной красоты бальном платье. Оказалось, что наряд был сшит по рисункам Леона Бакста для балета «Карнавал» на музыку Шумана. До гардероба Ларисы Михайловны платье хранилось в костюмерных Мариинского театра…

-26

Рейснер была королевой перевоплощений. Агитационный тур по Волге она провела в кожанке и косынке, в таком же виде она ходила на митинги к матросам и красноармейцам. В крестьянское платье Лариса тоже переодевалась, когда того требовали агитационные обстоятельства.

Считается, что Рейснер стала прообразом Дуньки из цитаты «Пустите Дуньку в Европу» пьесы «Любовь Яровая», женщины-комиссара из «Оптимистической трагедии», вдохновила многих писателей, поэтов и художников раннего периода советской истории.

-27

Поэт Всеволод Рождественский вспоминал:

«Из окна кабины выглянуло чье-то смутно знакомое лицо – женское. Но странно – в морской форменной фуражке... Лариса! Да, это была она – в морской черной шинели, элегантная и красивая, как всегда».

За месяц до смерти, в Москве в декабре 1925 года, Рейснер встретит коллега из «Известий»: «Она шла, мягко кутаясь в доху из посеребренного меха. В руке перезванивали коньки».

Самая яркая из революционерок Рейснер прожила всего тридцать лет и скончалась от тифа в 1926 г.

"Комиссар флота" ("Лариса Рейснер". Е.И. Гатилова. Музей-усадьба Кусково
"Комиссар флота" ("Лариса Рейснер". Е.И. Гатилова. Музей-усадьба Кусково

ЧТО СОХРАНИЛОСЬ? ГДЕ УВИДЕТЬ?

Пальто Коллонтай

Сегодня на выставке в ГИМе можно увидеть только одно платье из тафты и бархата Коллонтай. В фондах Государственного музея политической истории России хранится обувь Коллонтай. В фондах Центрального музея современной истории России хранится её пальто и простенькое домашнее платье лилового цвета из креп-сатина с белым воротничком, которое Александра Михайловна носила в 1920 году, как раз в то время, когда возглавляла женский отдел ЦК партии. Платье одно время было выставлено в музее «Красная Пресня» (сейчас музей «Пресня» - Прим.ред). Рядом с платьем лежала маленькая черная шляпка, украшенная земляничного цвета пером и коричневая сумочка. Головной убор и аксессуар вряд ли являются предметами одного ансамбля и судить по ним о вкусах Коллонтай сложно, хотя все по отдельности очень мило и даже кокетливо.

Роза с Кларой – все пропало

После смерти Клары Цеткин в 1933 году её сыновья просили поместить на памятник у Кремлевской стены фотографию мамы, сделанную в конце XIX века. В стройной девушке в длинном оборчатом платье бюргерши Клару было не узнать. Оказалась, не всегда Цеткин выступала в скучном виде. Правда, эту фотографию возле Кремлевской стены увидеть нельзя. Тогдашнее руководство страны посчитало предложенную фотографию Цеткин не уместной и от предложения Цеткиных-младших отказалось.

Одежды Розы Люксембург вообще в нашей стране никогда не было и найти вряд ли удастся. Она и не жила у нас, и погибла тоже далеко от России. Скорее всего, предметы гардероба Люксембург могут храниться только в частных немецких коллекциях.

Боты-блузка-сарафан Крупской

В Государственном историческом музее-заповеднике «Горки Ленинские» есть, наверное, единственные сохранившиеся в России детали гардероба Крупской. Всё это раньше экспонировалось в музее Кремля и в 1993 году переехало в «Горки Ленинские». Теперь в шкафу, почти как и при жизни хозяйки, хранятся упомянутые выше сарафан и блузка и одна пара обуви. Коричневые подбитые ботинки не раз ремонтировались и даже сохранили заплату. У Крупской на ноге выпирала косточка и рвала ботинок.

Лариса и Инесса – все разобрали на детали

Платья и костюмы Арманд вряд ли сохранились целиком.

Следы грандиозного гардероба Рейснер следует искать там, откуда они к ней попали. Что-то должно найтись в театрах, что-то в частных коллекциях. Рукописи не горят. А платья с историей бесследно не пропадают.

Инна Харитонова