В Совфеде предложили дать ФСИН право переводить заключенных в колонии других регионов, если там есть рабочие места. По мнению авторов инициативы, мера будет способствовать занятости и ресоциализации осужденных. На деле же принятие законопроекта может привести к еще большему ущемлению их прав.
Трудовое переселение
Глава экономического комитета Совета Федерации Андрей Кутепов предложил наделить Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН) правом переводить заключенных из колоний, где нет условий для оплачиваемой работы, в тюрьмы с местами для трудоустройства. Учреждения могут находиться в другом наиболее близко расположенном регионе.
Мера предполагает дополнение статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) РФ о местах отбывания наказаний. Кутепов подготовил законопроект и направил его на заключение в правительство, сообщила газета «Известия».
В пояснительной записке подчеркивается, что труд — это обязанность заключенных. Сейчас в некоторых тюрьмах есть свободное оборудование, а осужденных для работы не хватает. Такие учреждения находятся, например, в Карелии, Мордовии, Архангельской, Красноярской, Орловской, Московской областях, Удмуртии и Чувашии.
В других регионах, наоборот, у заключенных нет возможности работать, потому что мест на всех не хватает. Трудоустроить 100% осужденных не получается в Тюменской, Свердловской, Амурской областях, на Алтае, в Приморье, Татарстане и других регионах.
Фото: Jonas Petrovas/Shutterstock/Fotodom
Исправительный труд
По мнению Кутепова, принятие инициативы позволит гарантировать полную занятость заключенных и возместить расходы на их содержание.
Работа в период отбывания наказания обеспечивает более быструю ресоциализацию осужденных в связи с тем, что осужденный не утрачивает профессиональные навыки и может продолжать производственную деятельность после освобождения.
Андрей Кутеповглава экономического комитета Совета Федерации
Вице-президент российского подразделения международного комитета «Защита прав человека» Иван Мельников рассказал «Ямал-Медиа», что труд дает заключенному возможность освоить новые навыки, способствует дисциплине, условно-досрочному освобождению. Заключенный получает доход, который можно отправить родным, использовать для компенсации судебных издержек или вреда потерпевшим. Но это только в том случае, если трудоустройство организовано с соблюдением прав заключенных.
Сегодня огромное количество жалоб поступает из мест лишения свободы относительно нарушений Трудового кодекса. На некоторых работах люди получают 1000 рублей в месяц, работают по 12 часов шесть дней в неделю. За копейки человек вынужден работать нереальное количество часов на тяжелом, вредном производстве. Это, скорее, калечит, потому что потом заключенный выходит озлобленный на всю эту систему и совершает еще более тяжкое преступление.
Иван Мельниковправозащитник
Фото: Matthew Ansley/Unsplash
Право выбора
Дело в том, отметил Мельников, что ФСИН — одно из самых закрытых российских ведомств. В общественно-наблюдательных комиссиях работают единицы правозащитников, то есть нет независимого общественного контроля.
По мнению специалиста, возможности для работы нужно создавать на местах отбывания наказания, а говорить о том, что человек будет социализироваться далеко от дома, «довольно странно».
На самом деле задача этого предложения в том, чтобы людей можно было отправлять куда угодно для выполнения работы, в которой будут заинтересованы ФСИН и соответствующие чиновники. Я считаю, что это очередной шаг на пути в не самое хорошее будущее, который приносит нам исторические параллели с 1930-ми годами прошлого века.
Иван Мельниковправозащитник
Чем дальше человек от дома и семьи, тем хуже он социализируется, отметил правозащитник. И тем сложнее его семье контролировать, в каких условиях его содержат.
Если людей будут отправлять в другие регионы, сначала нужно обеспечить соблюдение их прав, сказал Мельников. Также у человека должен быть выбор: ехать в регион, где есть работа, или нет.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».