Найти в Дзене
maria pozyvailova

Читательские навыки: три стратегии чтения книг для профессионалов

Помимо больших планов на чтение художественной литературы у меня много планов на чтение книг по психологии и педагогике. Анализируя свое чтение в этой сфере в прошлом году, я сформулировала три ключевые стратегии, которые использовала для чтения профессиональной литературы. Каждая из них решает свою определенную задачу, поэтому нельзя сказать что одна из них более удачная, чем вторая. 1. Стратегия "Лестница" Эта стратегия подходит либо для знакомства с новым материалом, либо для освоения материала над которым необходимо дополнительно поразмыслить. Суть ее состоит в том, чтобы определить объем, который вам легко освоить (количество страниц, смысловая единица и т.л.). Я обычно выбираю удобный для счета формат - главы. В читательском дневнике (блокноте, листе бумаги) нужно нарисовать лестницу, в которой количество ступеней равно количеству выбранных смысловых единиц плюс один. Высота ступеней - три-четыре строчки рукописного текста. По мере чтения каждой части нужно записать ключевую ее
Оглавление

Помимо больших планов на чтение художественной литературы у меня много планов на чтение книг по психологии и педагогике. Анализируя свое чтение в этой сфере в прошлом году, я сформулировала три ключевые стратегии, которые использовала для чтения профессиональной литературы. Каждая из них решает свою определенную задачу, поэтому нельзя сказать что одна из них более удачная, чем вторая.

1. Стратегия "Лестница"

Эта стратегия подходит либо для знакомства с новым материалом, либо для освоения материала над которым необходимо дополнительно поразмыслить. Суть ее состоит в том, чтобы определить объем, который вам легко освоить (количество страниц, смысловая единица и т.л.). Я обычно выбираю удобный для счета формат - главы.

В читательском дневнике (блокноте, листе бумаги) нужно нарисовать лестницу, в которой количество ступеней равно количеству выбранных смысловых единиц плюс один. Высота ступеней - три-четыре строчки рукописного текста.

По мере чтения каждой части нужно записать ключевую ее идею своими словами.

На вершине лестницы - итоговый короткий вывод. Обратите внимание, что каждая новая ступень предполагает все более лаконичные заметки )

Пример лестницы из моего читательского дневника по книге "Мальчик, которого растили как собаку"
Пример лестницы из моего читательского дневника по книге "Мальчик, которого растили как собаку"

2. Стратегия "Спираль"

Эта стратегия лучше подходит для повторного чтения профессиональной литературы (или первоисточников), поскольку предполагает, что вы анализируете известное с позиции новых знаний и полученного опыта. Я использую эту стратегию, когда перечитываю книги, которые читала в студенчестве, или те, содержание которых мне в принципе известно (первоисточники или классические труды).

Визуализация в рамках этой стратегии не требуется, но короткие заметки я все же делаю, особенно когда замечаю связи с собственным профессиональным или личным опытом.

С помощью этой стратегии я перечитываю новеллы Ирвинга Ялома и записываю инсайты.

3. Стратегия "Справочник"

Эту стратегию я чаще всего использую, когда мне нужно уточнить какой-то узкий вопрос или когда книга, к которой я обращаюсь содержит много разнородной информации. В этом случае я фокусируюсь на том, что мне важно в данный момент и читаю только это: делаю тематические закладки, выписки в ментальную карту и т.д.

Эта стратегия работает не только с ранее прочитанными книгами, но и с новыми. К непрочитанному я могу вернуться даже через несколько лет, если не возникнет потребность найти информацию на определенную тему.

Чаще всего, когда я использую эту стратегию, рисую ментальную карту и наклеиваю на нее стикеры с комментариями, примерами и уточняющими вопросами.

Задумалась над тем, какую книгу привести в пример. Наверное моего любимого Ульриха Бозера "Как научиться учиться". Одна из ключевых идей этой книги состоит в том, что понимание стратегии решения задачи способствует успеху в ее решении.