Миф о Прометее — помощь в понимании наших отношений с природой и прогрессом.
Если вы не помните или может быть никогда и не знали, то Прометей известен, в том числе тем, что украл огонь у богов, чтобы отдать его людям.
Преимущество подобных историй (мифов) в том, что в своей простоте они отражают проблемы, скрытые в сложном историческом контексте, в котором мы живем.
Цель мифов, в том числе, в том, чтобы задавать вопросы, которые наведут нас на ценные размышления.
Миф о Прометее, боге прогресса
Миф о Прометее повествует о фундаментальном элементе человеческой истории: развитию технологий посредством огня.
Огонь активно сопровождал развитие техники и цивилизации. С доисторических времён его используют для закалки керамических сосудов, ковки боевого оружия и рабочих инструментов. В давние времена он даже являлся связующим звеном между людьми и богами.
Существуют разные интерпретации мифа о Прометее. Некоторые видели в нём человека, нарушившего естественный порядок вещей. Другие считали его богом, давшим человеку силу
🔶 Пессимистическое видение прогресса
Гесиод был одним из первых поэтов, написавших историю Прометея. Однако версия Гесиода, далекая от того, чтобы героизировать фигуру Прометея, подчеркивала проступок, который он совершил против богов.
Гесиод считал, что Прометей нарушил космический порядок, что объясняет неуравновешенность и зло мира. С этой точки зрения прогресс рассматривается как синоним упадка человеческого существа.
Безудержное развитие промышленности нарушает естественный баланс окружающей среды, принося человечеству всевозможные страдания.
🔷 Оптимистичный взгляд на прогресс
Другие авторы, такие как Эсхил, считали Прометея благодетелем человечества. Ведь именно благодаря Прометею люди не только обрели огонь, но и получили множество других благ. В интерпретации Эсхила Прометей рассматривается как основатель цивилизации. Он дал людям творческие способности, научил их строить дома, дал знания, позволяющие развивать сельское хозяйство, научил их письму и математике.
Прометей и трансгуманизм
Трансгуманизм — это интеллектуальное движение, которое бросает вызов естественным ограничениям человечества (таким как старение, смерть и болезни). Он выступает за то, чтобы победить их с помощью технологий.
Речь идёт о любом типе технологий, обладающих человеческими характеристиками, которые не являются результатом естественного хода жизни и эволюции.
Для трансгуманизма стремление превзойти человеческие условия парадоксальным образом характеризует нас как вид. Биофизик и трансгуманист Грегори Сток использует фигуру Прометея, чтобы доказать, что акт кражи огня у богов типичен для «человека». Для него биотехнологические модификации, улучшающие наше естественное состояние, неизбежны и желательны.
С этой точки зрения Прометей предстает как трансгрессивный герой, освобождающий нас от естественных ограничений.
Достаточно ли одного прогресса?
Безусловно, улучшение качества жизни приносит много пользы. Но эти улучшения кажутся ничтожными без такого социального порядка, который гарантирует благополучие и мир между людьми.
Наивно полагать, что один лишь прогресс приведёт к совершенствованию человечества.
Как заметил Платон, нам нужно гражданское и нравственное чувство, способное руководить нашими действиями. Чувство, которое будет поддерживать мир и удерживать нас от борьбы с нашими собратьями.