Найти в Дзене
Владимир Гаранкин

CONQUEST. Часть 3. РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОДНОМ ИЗ САМЫХ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ПО МУЗЫКЕ И ОЦЕНКАМ СТУДИЙНЫХ АЛЬБОМОВ URIAH HEEP

Тринадцатый студийный альбом URIAH HEEP получил громкое название Conquest. Фото из открытых источников в Интернете
Тринадцатый студийный альбом URIAH HEEP получил громкое название Conquest. Фото из открытых источников в Интернете

Если говорить о скоротечном пребывании Джона Сломэна в рядах URIAH HEEP, возможно, его приглашение на тот момент не было лучшим вариантом. Я не берусь сравнивать его с Питером Голби, который пришел в группу после Джона, скажу лишь, что не считаю Сломэна (как, впрочем, и Голби) худшим (менее всего подходящим?) вокалистом URIAH HEEP.

(Редкое видео с композицией Feelings (к сожалению, не полностью), которая вошла в альбом Conquest)

У меня двойственное отношение к альбому Conquest. Наверное, даже в своем скромном в целом восприятии я его в чем-то переоцениваю (от влияния личности Хенсли и привязанности к нему не уйти), но вместе с тем не рассматриваю этот альбом как откровенно провальный и тем более худший в истории группы даже с учетом того, что он не «хиповский», как у нас говорят. После Fallen Angel трудно было ожидать качества материала уровня первой шестерки или Firefly. Еще раз хочу повторить, что высказываю сугубо личное мнение, которое, уверен, кто-то не разделяет в большей или меньшей степени. Это нормально. Я, кстати, с этого и начал свою статью.

По понятным причинам, да еще по прошествии стольких лет, трудно (если вообще возможно) разобраться в том, что на самом деле происходило в группе в то время, и отделить музыкальные разногласия от сугубо личностного неприятия по тем или иным причинам, если говорить конкретно о противостоянии Хенсли и Сломэна. К сожалению, при описании событий и дат встречаются несостыковки даже в воспоминаниях, оценках и выводах одних и тех же людей и в материалах из источников, которые заслуживают доверия. Попадались мне и откровенно абсурдные ситуации, когда (да простит меня Грегг Декерт) он вспоминает ударника Мика (?!) Керслэйка (оговорился? запамятовал?), с которым играл в URIAH HEEP, чего просто быть не могло.

Джон Сломэн собственной персоной. Фото из открытых источников в Интернете
Джон Сломэн собственной персоной. Фото из открытых источников в Интернете

В своих интервью Джон Сломэн достаточно категоричен в отношении личности Кена Хенсли. С их самой первой встречи в 1974 году, когда Сломэн со своим приятелем проник за кулисы после концерта URIAH HEEP в надежде увидеть и при случае пообщаться с музыкантами. Хенсли оказался первым, кого они встретили, и он просто посоветовал юношам «освободить помещение». Конечно, по прошествии шести лет Кен не мог вспомнить этого и не узнал в Джоне того самого парня.

Сломэн открытым текстом говорит о том, что чувствовал себя неуютно все эти месяцы в присутствии Кена. Каково находиться в группе, зная, что ее лидер изначально был против твоей кандидатуры и испытывает к тебе откровенную неприязнь? Он спиной чувствовал Хенсли. По словам Джона, ситуация осложнилась еще в связи и с авторскими правами.

Маэстро. Фото из открытых источников в Интернете
Маэстро. Фото из открытых источников в Интернете

Дело в том, что, как утверждает Сломэн, с момента его появления в группе в ходе работы над альбомом Conquest с нуля были записаны только три композиции: Out on the Street авторства Хенсли и No Return и Won’t Have to Wait Too Long, которые Джон написал в Канаде, когда был членом краткосрочного проекта PULSAR, так и не записавшим ни одного альбома. Как оказалось, исходя из здравого смысла, Сломэну не стоило одному претендовать на авторство этих песен, так как он все еще был связан контрактными обязательствами с лейблом CBS, которому LONE STAR задолжали порядка 90 000 фунтов (громадная сумма для 1980 года), ибо в противном случае гонорар пошел бы на погашение долга. По совету юристов решили (со слов Сломэна) расписать авторство на Кена, Мика, Тревора и его самого, чтобы не потерять деньги, но в итоге Кен, воспользовавшись наличием у себя издательских прав, просто вычеркнул Сломэна, обманув Бокса и Болдера, когда сказал им, что Джон сам отказался от авторства. Повторяю, это – версия самого Джона Сломэна. История действительно некрасивая (если все было именно так), хотя и часто встречающаяся в музыкальных кругах. Жертвами во многом схожих обстоятельств были Кен Хенсли и Ли Керслэйк, Боб Дэйсли и Пол Дэй (первый вокалист IRON MAIDEN) и многие-многие другие представители рок-музыки и не только.

Неприятная история возникла и с вокалом на последней песне альбома, It Ain’t Easy, авторства Болдера. Указано, что ее исполняет сам Тревор Болдер, хотя на самом деле это Джон Сломэн.

(Композиция It Ain't Easy из альбома Conquest)

Об этих двух косяках вокалист узнал после выступления 14 февраля в концертном зале Odeon Hammersmith, когда всем участникам группы презентовали по пластинке Conquest и Джон, взяв ее в руки, увидел то, о чем я сказал выше. Тревор Болдер, к которому тут же обратился Сломэн, удивился не меньше Джона и добавил, что сам не понимает, как такое могло произойти. К тому же Джерри Брон лично присутствовал в Roundhouse Studios при записи песни именно Сломэном.

Высказывается предположение, что Сломэн перепел песню, записанную ранее с вокалом Тревора, в самый последний момент, когда полиграфия с именем Болдера уже пошла в набор, но сам факт, что это недоразумение так и не было улажено ни тогда, ни потом, представляется странным, ведь вокал так и не был переписан на Сломэна. Джон сомневается в том, что Тревор вообще записывал эту песню в стенах Roundhouse Studios. Сломэн допускает наличие демозаписей с вокалом Болдера, сделанных у бас-гитариста дома, которые затем могли быть представлены группе, но это всего лишь предположение. Прямого ответа Болдера на этот вопрос я не нашел. Отмечу в связи с этим, что на альбоме Abominog, который группа в обновленном на 80 процентов составе записала в октябре – декабре 1981 года, соавторство Сломэна на пару с Болдером на композиции Think It Over сохранено.

(Еще одно редкое видео с композицией Think It Over с вокалом Сломэна и Греггом Декертом на клавишных (уже без Хенсли). Она войдет в альбом Abominog, но, за исключением Мика Бокса, будет записана группой в новом составе. Качество записи, увы...)

При всем общепринятом противоречивом, мягко говоря, отношении к Джону Сломэну как вокалисту URIAH HEEP интересно отметить один момент. Мне встречались отзывы, авторы которых, будучи не в силах отличить вокал Болдера от вокала Сломэна, писали о том, что лучше бы было записать весь материал альбома с Болдером. Неприятие Сломэна здесь откровенно и совершенно необоснованно зашкаливает.

(Версия композиции Think It Over, которая венчает альбом Abominog, с вокалом Питера Голби)

О том, что между Кеном Хенсли и Джоном Сломэном пробежала большая черная кошка, думаю, известно всем. В своих обвинениях в адрес Хенсли Сломэн доходит даже до того, что Кен якобы пытался скомпрометировать его с помощью своей тогдашней американской подруги, попросив ее соблазнить вокалиста.

Пальцы и струны рождают волшебные звуки. Фото из открытых источников в Интернете
Пальцы и струны рождают волшебные звуки. Фото из открытых источников в Интернете

Оставлю в стороне эти нелицеприятные предположения, на мой взгляд, или факты, как это преподносит сам Сломэн. У меня лично остается открытым вопрос: если для него главной проблемой в группе было пребывание в ее рядах Хенсли, почему он сам не задержался в ней после ухода Кена и покинул ее ряды, когда Хенсли уже давно не было в составе URIAH HEEP, позволив группе рассыпаться, как карточный домик? При этом он подчеркивает наличие отличных отношений, как чисто человеческих, так и творческих, с Миком и особенно с Крисом и с Тревором. (Болдер был первым, кому Сломэн сообщил о своем решении оставить группу). Да и новый клавишник, Грегг Декерт, с которым Сломэн работал в группе PULSAR и который оказался в URIAH HEEP по его инициативе, выиграв конкуренцию у Моргана Фишера из группы MOTT THE HOOPLE (официально о приходе нового клавишника было объявлено в сентябре 1980 года, хотя некоторые источники указывают июль), вряд ли мог стать причиной разногласий.

В октябре 1980 года в студии Rock City Sound Studios в Шеппертоне, графство Суррей, URIAH HEEP записали 11 песен для своего нового альбома (всего было написано 17 композиций), который предполагалось выпустить в феврале следующего года. Большинство из них принадлежат авторству Сломэна и Болдера. В декабре музыканты перезаписали четыре песни в студии Roundhouse Studios, а 17 января 1981 года вышел сингл Think It Over / My Joanna Needs Tuning.

Однако спустя несколько недель все резко изменилось. Альбом так и не был сведен и, следовательно, не увидел свет, оставшись своего рода альбомом-призраком. Что-то пошло не так, и, похоже, корень всех проблем Сломэна не сводится исключительно к его противостоянию с Хенсли и противопоставлению ему.

Канадец Грегг Декерт – новый клавишник URIAH HEEP. Фото из открытых источников в Интернете
Канадец Грегг Декерт – новый клавишник URIAH HEEP. Фото из открытых источников в Интернете
В очередной раз обновленном составе. Слева направо: Крис Слэйд (ударные), Джон Сломэн (вокал), Тревор Болдер (бас-гитара), Грегг Декерт (клавишные), Мик Бокс (соло-гитара). Фото из открытых источников в Интернете
В очередной раз обновленном составе. Слева направо: Крис Слэйд (ударные), Джон Сломэн (вокал), Тревор Болдер (бас-гитара), Грегг Декерт (клавишные), Мик Бокс (соло-гитара). Фото из открытых источников в Интернете

Видео и аудио взяты из открытых источников в Интернете. Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).

# Uriah Heep # Conquest # рок-музыка # Великобритания # рассказы #