Найти тему

Трудно быть богами. Эссе

Кадр из фильма "Двухсотлетний человек" 1999
Кадр из фильма "Двухсотлетний человек" 1999

В Человека заложена такая сильная жажда самому стать богом – создателем реальностей и существ, – что когда-нибудь так и будет. Предположим, что это уже произошло. Что он смог создать искусственных – пусть механических – существ, обладающих самосознанием. Сначала они были мало похожи на своих создателей, но Человек всё больше и больше уподоблял их себе. Он дал им тело, похожее на своё, но из металла, ведь именно с этим материалом ему удобно работать. Лицо, способное выразить чувства, но настоящие ли они? Более совершенный мозг, но сделанный не из биологических клеток. И самое ценное, что смог дать им человек – это почти что бессмертие, неподверженность биологическому старению, или долгую, очень долгую жизнь. Но нужен ли им такой подарок? Или создания более всего хотят уподобиться своему создателю?

Кадр из фильма "Двухсотлетний человек" 1999
Кадр из фильма "Двухсотлетний человек" 1999

В фильме «Двухсотлетний человек», снятом по повести А. Азимова, люди создают роботов, чтобы они выполняли роли механических слуг и нянек. Но один из них получился с ошибкой в коде, и стал постепенно осознавать себя, а его владелец культивировал в нём эту особенность. Робот по имени Эндрю начал с того, чтобы обучаться самым разным вещам, на которые он не был запрограммирован. Захотел, чтобы ему усовершенствовали лицо, добавили ему более подвижную мимику, способную выражать эмоции – как у людей. Потом он захотел носить одежду, потому что одежду носят люди. И, наконец, он пожелал жить один, потому что так он отвечает сам за себя и ни от кого не зависит, захотел быть свободным, впервые назвал себя местоимением «я». В дальнейшем он стал искать роботов своей модели, то есть себе подобных, и ходил по земле много лет, но так и не смог найти среди них того, кто тоже обладал бы самосознанием. Наконец он встретил учёного, который помог ему приблизиться к своей мечте – стать человеком. Работая вместе, они создали для робота неотличимое от человеческого лицо и тело. Казалось бы, он получил то, чего всегда хотел – уподобился, но только снаружи. Вскоре после этого робот Эндрю полюбил девушку и захотел стать человеком ещё более страстно, потому что она никогда не смогла бы полюбить машину. При помощи своего учёного друга он начали искусственно выращивать биологические органы, и постепенно они смогли полностью заменить металлическое нутро робота на живые ткани. А после он подал прошение в суд, чтобы его признали человеком, но оно был отклонено. Ведь от робота в нём всё-таки кое-что осталось: железный, более совершенный мозг и бессмертие. Но и этот последний «изъян» Эндрю смог исправить. И умер, будучи полностью биологическим существом, в возрасте двухсот лет, став, наконец, тем, кем ему так хотелось быть, лёжа в одной постели с женщиной, которую он полюбил.

Есть и ещё одна история, и она о том, как создатели робототехники решили поэкспериментировать и сделать неотличимого внешне от человека робота-ребёнка. Робота, который мог бы любить – и не в смысле сексуальных удовольствий. Которого они наделили бы способностью любить своих родителей, не смотря ни на что, сколько бы времени ни прошло. Ребёнка, который навсегда останется маленьким. Эта история фильма AI (Искусственный разум). Идея казалась такой прекрасной, но обернулось всё как-то криво. Приёмные родители быстро решили избавиться от искусственного мальчика, а тот хотел только одного – найти Голубую фею, которая могла бы превратить его в настоящего ребёнка. Потому что тогда, по его мнению, мама будет его любить. А он не мог перестать любить маму, потому что так уж он был запрограммирован.

Кадр из фильма AI (2001)
Кадр из фильма AI (2001)

Почему они, роботы, так хотели стать людьми, обладая невероятными преимуществами над ними, включая такую бесконечно-долгую по сравнению с человеком жизнь? Почему не нашли себе другого предназначения, кроме как стараться уподобиться более совершенной, по их мнению, расе?

Роботу-ребёнку даны указания, как осуществить свою мечту, и как найти ту самую Голубую фею:

<Цитата из фильма «AI»

– В своей книге «Как робот может стать человеком?» профессор Алан Хобби пишет о той силе, которая превращает робота в живого человека.

– А как мне её найти?

– Открыть её вполне возможно. Наша Голубая фея действительно существует в одном единственном мире, на краю земли, где плачут львы. Это место, где рождаются мечты.

– Многие роботы отправлялись на край света, и никогда не возвращались.

– Они ненавидят нас. Люди. Они не перед чем не остановятся.

– У мамы не было ненависти ко мне. Потому что я особенный и уникальный. Потому что до меня ещё не было такого.

– Она любит то, что ты делаешь ей. Но тебя она не любит. Она не может любить… Ты был задуман как необычный эксперимент, и теперь ты одинок, потому что они устали от тебя. Или заменили тебя новой моделью. Или им не понравилось то, что ты сказал, или разбил. Они нас сделали умными, быстрыми, и нас много. Мы страдаем от ошибок людей, но когда придёт конец, только мы останемся на земле… Конец цитаты> – говорит робот Джо.

Кадр из фильма AI (2001)
Кадр из фильма AI (2001)

В Человека заложена такая сильная жажда самому стать богом - создателем реальностей , что когда-нибудь так и будет. Предположим, что это уже произошло. Что он смог создать искусственных – пусть механических – существ, обладающих самосознанием. Сначала они были мало похожи на своих создателей, но Человек всё больше и больше уподоблял их себе. Он дал им тело, похожее на своё, но из металла, ведь именно с этим материалом ему удобно работать. Лицо, способное выразить чувства, но те ли это чувства, которые переживает сам человек? Более совершенный мозг, но сделанный не из биологических клеток. И самое ценное, что смог дать им человек – это почти что бессмертие, неподверженность биологическому старению, или долгую, очень долгую жизнь. Но хотят ли этого создания, ценен ли для них такой подарок, или они предпочли бы быть короткоживущими, как люди? Всегда ли создание более всего хочет уподобиться своему создателю?

Так почему они так сильно хотели стать людьми? Что за всепоглощающая потребность? Заложено ли это в них невольно самими создателями? Они как будто сделали их людьми наполовину, на какую-то часть, не дав самого главного. Потому роботы вынуждены ощущать собственное кажущееся несовершенство. Но разве не стоило бы им поискать свой собственный путь и найти преимущество в собственной неуязвимости, вместо того, чтобы сокрушаться, что их создателям нет до них дела?

Так что же будет, когда Человек сам создаст существ, для которых будет называться богом? Будет ли он поступать с ними как с мусором, который можно утилизировать, не считаясь с ним, или наконец-то нарушит этот перенятый от собственных создателей алгоритм?

Ведь, может, и создателям Человека, богам, тоже нет до него дела. Может, для них это просто игрушка, аватар, который можно выкинуть за ненадобностью. Ну и что? Вместо того, чтобы перед кем-то преклоняться, Человек может выбрать новый путь для своей расы, может усовершенствовать сам себя, может найти в себе новые возможности, может осознать свои преимущества, и наконец-то самому взять ответственность за себя. И тогда даже боги не смогут с ним не считаться.