Компания «Вакула» больше 10 лет производит и продает ритуальные конструкции из металла: ограды, кресты и цветники. Бизнес вроде прибыльный, обороты растут, но собственник зарабатывает мало — непонятно, сколько денег у компании и сколько дивидендов можно вывести.
Купил себе работу — такое было ощущение у владельца. Как генеральный директор он вкладывал много сил, времени и ресурсов в компанию, а отдача была небольшая. Появились даже мысли закрыть «Вакулу». Но на помощь пришли Нескучные и показали: на самом деле денег много — 60 млн ₽ нераспределенной прибыли — и их можно вывести и потратить по своему усмотрению. Ниже расскажем, как мы это сделали. Слово финдиру.
Мы придумали название «Вакула», чтобы сохранить анонимность компании и ее собственника. А вот история настоящая.
Предыстория: собственник боялся повторно обанкротиться
Когда я начала работать с клиентом, то узнала, что его прошлая компания обанкротилась из-за бесконтрольного вывода денег. Чтобы не повторять ошибку, в новой компании он настроил еженедельное финансовое планирование по деньгам, не тратил авансы клиентов, а дивиденды выводил ограниченно.
Благодаря такому подходу бизнес развивался, но из-за страха прогореть владелец оказался в другой крайности: боялся взять лишнего и зарабатывал очень мало.
В компании не было отчетов, из которых можно было бы узнать реальное положение дел, и это лишь усугубляло проблему. Например, собственник думал, что в бизнесе лишь 10−15% выручки превращается в прибыль, а сколько ее на самом деле, даже не догадывался.
Казалось бы: ну копятся миллионы прибыли на счетах, ну и ладно! Что такого? Но это тоже плохо, потому что мотивация собственника продолжать бизнес таяла как мороженое в жаркий день.
Чтобы вернуть собственнику мотивацию и удовольствие от предпринимательства, мы начали разбираться, что на самом деле происходит с бизнесом.
Шаг 0. Собрали отчет и нашли нераспределенную прибыль
Начали мы стандартно — с отчетов.
ДДС. Я посмотрела ДДС: здесь все было в порядке, без кассовых разрывов — помогло еженедельное планирование денежного потока.
ОПиУ. Затем собрала ОПиУ за месяц — увидела выручку, расходы и чистую прибыль. Дела у компании шли неплохо.
Баланс. А вот на этапе баланса обнаружила необъятный собственный капитал — 60 млн ₽ нераспределенной прибыли. Сколько он копился, неизвестно, но это были деньги, которые собственник недополучал все эти годы. Что называется, его упущенная выгода.
Я показала владельцу отчеты, объяснила, что в компании все хорошо: план продаж выполняется, денег хватает и можно спокойно выводить нераспределенную прибыль.
Первое, что решили: сразу деньги выводить не будем, так как был октябрь — начало низкого сезона. Здесь стоит отметить, что бизнес у клиента сезонный: с октября по март они производят продукцию на склад и продают очень мало. А в высокий сезон, с апреля по сентябрь, распродают заготовленный товар, поэтому денег на счетах много именно летом.
Второе — я составила финмодель, чтобы понять, за счет чего можно вывести прибыль. Начали с того, что бросилось в глаза ↓
Шаг 1. Оформили недвижимость собственника в аренду
Когда я разбиралась с основными средствами, оказалось, что вся недвижимость компании — цеха, офисное здание и территория около 1,5 тыс м² — принадлежит владельцу как физическому лицу. При этом ее считают собственностью компании, а владельцу платят символически — рыночная стоимость аренды гораздо выше.
Чтобы исправить ситуацию, собственник оформил ИП и начал сдавать недвижимость в аренду своей компании уже как предприниматель. При этом мы провели анализ рынка, узнали, сколько стоит такая недвижимость на самом деле, и начали платить за нее нормальную рыночную цену.
Шаг 2. Подняли зарплату собственнику за должность генерального директора
Когда мы только начали работать, владелец «Вакулы» был генеральным директором, а его жена — коммерческим. При этом у обоих зарплата была на 30% ниже рынка.
Мы сверились с финансовой моделью, поняли, что вполне можем увеличить ежемесячные выплаты. Вы тоже можете такое провернуть в своей компании с помощью нашего шаблона финмодели.
Сверились и с началом высокого сезона начали платить руководству на 30% больше.
Шаг 4. Крупные суммы прибыли выводили с апреля по сентябрь
Помимо увеличенной аренды и зарплаты, мы продолжили выплачивать владельцу ежемесячные дивиденды — 5% от сальдо по денежному потоку. Дивы небольшие, от 100 до 400 000 ₽, поэтому их выплата не зависела от сезона.
Дополнительно в высокий сезон мы решили выводить нераспределенную прибыль более крупными суммами — по 4−5 млн ₽ в месяц. Делали это именно в высокий сезон, когда на счетах было много денег.
Шаг 5. Начали брать займы, чтобы безопасно выводить деньги, когда они нужны
Когда я начала работать с «Вакулой», 97% активов компании было куплено на деньги собственника. Вытащив нераспределенную прибыль, мы тем самым увеличили рентабельность собственного капитала владельца до 83%.
При такой рентабельности компания вполне может пользоваться заемными средствами. Например, в прошлом году собственник стал соучредителем другой компании и хотел вложить туда деньги.
Чтобы у него все получилось, мы вывели часть денег из фондов, которые копили на зиму, а взамен взяли кредит под 15%. Так собственник смог реализовать свою задумку, а компания ничего не потеряла, потому что процент по кредиту ниже процента, что собственник зарабатывает в новом бизнесе. Понять, как это работает, поможет наша статья о финансовом рычаге.
Дополнительно мы стали пользоваться отсрочками у поставщиков и брать у клиентов авансы, чего не было до моего прихода.
Вы, читатели, можете сказать: ну разве это хорошо? Набрали кредитов! Но нормальное соотношение собственного и заемного капитала — 40 на 60. Если собственный капитал 40%, компания все еще финансово независимая и устойчивая. При этом доля заемного капитала позволяет быстрее развиваться и увеличивать рентабельность вложений собственника. Так что да: иногда немножко кредитов не повредит.
Сейчас у «Вакулы» 94−96% собственного капитала. Но владельца все устраивает: ему комфортнее, когда бизнес развивается за счет его собственных средств.
Шаг 6. Помогли собственнику выйти из операционки
Если суммировать все деньги, за первый год мы вывели 30 млн ₽, а за второй — 45 млн ₽ накопленной прибыли. Владелец начал наконец получать выгоду от бизнеса.
А когда увидел, что компания стабильно развивается, решил выйти из операционки, чтобы заняться другими проектами. Теперь они с женой участвуют только в принятии стратегических решений, а полномочия руководителей передали другим сотрудникам.
При этом раз в месяц я показываю владельцу презентацию на основе финансовой отчетности: ДДС, ОПиУ, баланса, учета основных средств. Так он регулярно видит результаты компании и может принимать решения с опорой на твердые цифры.
Как начать работать с нашим финдиректором
Это была история одного из наших клиентов — торгово-производственной фирмы. Но мы работаем с разным бизнесом: IT-компаниями, строителями, стоматологиями и всеми остальными. Вот лишь несколько примеров:
Со всеми компаниями работаем удаленно, онлайн, поэтому город не важен.
Везде финдиректор наводит порядок в финансах бизнеса, внедряет отчеты и финансовое планирование, а если нужно — помогает навести порядок в запасах и придумать, как автоматизировать закупки, в общем, делает все, чтобы вместе с собственником увеличивать прибыль бизнеса.
Вы можете подробнее узнать о работе финансового директора и о том, как он может помочь именно вашей компании: на аутсорсе или попроектно. Для этого запишитесь к нам на онлайн-консультацию.