Официальный процесс президентских выборов в Турции начнется уже 10 марта. Об этом в понедельник после заседания кабинета министров заявил сам лидер Республики Реджеп Тайип Эрдоган – и в этот же день определилась со своим единым кандидатом и турецкая оппозиция, которая сошлась на фигуре лидера Республиканской народной партии Кемаля Кылычдароглу. Что это за политик, какие изменения главный соперник Эрдогана пообещал внести в жизнь страны и какие взгляды у политика на отношения с Россией – в нашем материале.
Официальная дата начала президентской гонки в Турции назначена на 14 мая, но активная подготовка идет уже сейчас. Вот и сам президент страны Реджеп Тайип Эрдоган заявил в понедельник, что официальный процесс выборов начнется уже на текущей неделе – 10 марта.
Подчеркнув, что Турция «не может позволить себе тратить время и энергию или отвлекаться в этот критический момент», Эрдоган сказал, что приоритетом является «сосредоточение на процессе восстановления, не увязая в политических дискуссиях». Эрдоган подчеркнул важность прекращения избирательного процесса как можно скорее, чтобы избежать каких-либо отклонений от программы восстановления. Основное внимание будет по-прежнему уделяться недавним землетрясениям и восстановительным работам.
«Что нужно Турции, так это полное сосредоточение на залечивании ран в зонах землетрясений и немедленном восполнении потерь», – сказал президент, добавив, что необходимо оставить в стороне политическую и предвыборную напряженность. Подтвердил он и то, что, вопреки домыслам и слухам, «сила воли народа возобладает 14 мая». Уже заранее турецкие СМИ высказывают убеждение, что предстоящая гонка будет жесткой, хотя многие опросы показывают все-таки явное преимущество действующего главы государства.
Что касается оппозиционного блока, то с ним до понедельника было все сложно. В течение прошлого года шестипартийный альянс (который неофициально и для простоты называют «столом шести») откладывал выборы своего кандидата. Когда уже, вроде, настроились и объявили, что вопрос будет решен к 13 февраля, в Турции происходит трагедия, связанная с разрушительными землетрясениями. Понятно, что объявление, кто будет представлять оппозицию 14 мая, было снова отложено.
За несколько дней до решения в блоке произошел очередной неприятный раскол. Хорошая партия (IP) в минувшую пятницу чуть не спутала все карты. Лидер Хорошей партии Мераль Акшенер покинула заседание альянса из-за нежелания поддержать кандидатуру Кемаля Кылычдароглу, предложив в качестве кандидата на пост президента от оппозиции мэра Стамбула Экрема Имамоглу или мэра Анкары Мансура Яваша. Однако после визита к ней этих двух политиков рано утром в понедельник, Акшенер отступила и присоединилась к своим партнерам по альянсу, посетив собрание коалиции. В этом ходе турецкие СМИ тоже заметили некоторую хитрость, поскольку от ее возвращения может зависеть, примут ли предложение Акшенер выдвинуть Имамоглу и Яваша вице-президентами, если выиграет оппозиция. Таким образом, вице-президентов может оказаться аж семеро.
Кстати, выбор 74-летнего кандидата, а не кого-то более молодого нельзя назвать странным. Дело в том, что против того же Имамоглу вынесен приговор, который находится на стадии апелляции, но в любой момент может быть превращен в реальный тюремный срок. Что касается Мансура Яваша, то он заработал имидж националиста, что гарантированно оттолкнет сторонников левых сил, а также курдов, которые могут сыграть решающую роль в избирательной гонке. В итоге – кандидат определен. И им оказался Кемаль Кылычдароглу.
Политик родился в городе Назымие в восточной провинции Тунджели. Семья принадлежит к алевитскому племени Курейшан. Нужно понимать, что алевиты несколько отличаются от мусульман в привычном представлении. Эта субэтническая, религиозная и культурная община (которая встречается в Турции, Албании и Болгарии) составляет несколько миллионов человек. Некоторые источники утверждают, что алевиты составляют примерно 5% населения Турции. Алевиты отдают предпочтение в своих убеждениях равноправию. Например, мужчины и женщины молятся вместе, любовь и уважение ко всем людям – их главный принцип, они уважают другие религии и этнические группы, особым уважением пользуются работящие люди.
Помимо этого, Кылычдароглу утверждал, что является сейидом, то есть фактически этим званием политик подчеркивает, что он потомок пророка Мухаммеда. В 1971 году будущий кандидат в президенты окончил Анкарскую академию экономики и коммерции, после чего стажировался во Франции. В 1991 году был назначен генеральным директором Фонда социальной защиты ремесленников и малых предпринимателей. В 1992 году перешёл в Генеральное управление ССК (Фонда социального страхования Турции), впоследствии работал помощником заместителя министра труда и социальной защиты Турции. Руководил Специализированной комиссией по борьбе с теневой экономикой, преподавал в Университете Хаджэттэпэ, исполнял обязанности члена Управляющего совета банка Türkiye İş Bankası.
В 2009 году баллотировался на пост мэра Стамбула от Республиканской народной партии (РНП), набрал 36,8% голосов. На проходившем 22 мая 2010 года 33-м съезде партии после отставки Дениза Байкала избран Председателем РНП. За кандидатуру Кылычдароглу проголосовало 1246 делегатов из 1250, что стало рекордом в истории партии. Перед Конституционным референдумом 2017 года Кылычдароглу активно выступал против принятия поправок к конституции, существенно увеличивавших властные полномочия президента Турции.
Сама партия, к которой принадлежит Кылычдароглу, занимает левоцентристские и кемалистские (идеология турецкого национализма, выдвинутая Мустафой Кемалем Ататюрком) позиции. Собственно, это отражает и партийная эмблема, на которой шесть стрел символизируют основополагающие принципы кемализма: республиканизм, национализм, этатизм, популизм (народность), лаицизм (секулярность) и революционность.
Шестипартийный альянс (в который входят РНП, Хорошая партия (IP), Партия будущего, Демократическая партия, Партия справедливости и «Демократия и прогресс») обещает вернуться к парламентской демократии, отказаться от неортодоксальной экономической политики и внести серьезные изменения во внешнюю политику. Соберем основные пункты кампании.
Законодательные и исполнительные реформы. Главное обещание оппозиционного альянса состоит в том, чтобы вернуть Турцию к парламентской системе, которая, по их словам, будет «сильнее», чем та, которая существовала до того, как страна перешла на нынешнюю президентскую систему в 2018 году. Они собираются вернуть должность премьер-министра, которую Эрдоган упразднил на референдуме в 2017 году. Они также обещают превратить пост президента в «беспристрастную» роль без политической ответственности. Среди их обещаний – отмена права президента налагать вето на законы и издавать указы.
Президент, который разорвет связи с любой политической партией, будет избираться только на один семилетний срок, после чего ему будет запрещено заниматься активной политической деятельностью.
Полномочия парламента отказываться от международных соглашений будут закреплены в конституции. Он также будет иметь больше полномочий по планированию государственного бюджета.
В государственном управлении советы и офисы при президенте будут упразднены, а их обязанности будут переданы соответствующим министерствам.
Экономика. Национальный альянс пообещал снизить инфляцию, которая в феврале составляла 55%, до однозначных цифр в течение двух лет и восстановить стабильность турецкой лиры, которая за последние пять лет потеряла 80% своей стоимости. Они обеспечат независимость центрального банка и отменят такие меры, как разрешение кабинету министров избирать губернатора.
Они пообещали прекратить политику, препятствующую плавающему обменному курсу, в том числе правительственную схему, защищающую вклады в лирах от обесценивания валюты. Они пообещали сократить государственные расходы за счет уменьшения количества самолетов, используемых президентом, количества автомобилей, используемых государственными служащими, и продажи некоторых государственных зданий.
Также будет затронут и проект атомной электростанции «Аккую», блок пересмотрит контракты на поставку природного газа, снизив риск зависимости от импорта газа из некоторых стран.
Внешняя политика. Оппозиционный блок примет лозунг «Мир дома, мир во всем мире» в качестве краеугольного камня внешней политики Турции. Пообещав «работать над завершением процесса вступления» в полноправное членство в Европейском союзе, альянс пообещал пересмотреть соглашение Турции с ЕС от 2016 года о беженцах. Они также намереваются установить отношения с Соединенными Штатами на основе понимания взаимного доверия и вернуть Турцию в программу истребителей F-35. По убеждениям блока и высказываниям самого Кылычдароглу, Турция будет и дальше поддерживать отношения с Россией «с пониманием того, что обе стороны равны и укрепляются сбалансированным и конструктивным диалогом».
Правовые реформы. Шесть партий обязались обеспечить независимость судебной власти, которая в настоящее время считается находящейся под контролем Эрдогана и его союзников. Готовность судей подчиняться постановлениям Конституционного суда и Европейского суда по правам человека будет учитываться при оценке продвижения по службе.
Судьи и прокуроры, виновные в нарушениях прав, в результате которых Турция будет оштрафована в двух судах, будут вынуждены заплатить штраф. Будут приняты меры для обеспечения быстрого выполнения судами решений двух высоких судов. Они пообещали реформировать Коллегию судей и прокуроров и разделить ее на две структуры, которые, по их словам, будут более подотчетными и прозрачными.
Они также реформируют структуру и процессы выборов в вышестоящие суды, такие как Конституционный суд, Кассационный суд и Государственный совет. Стороны также пообещали сделать досудебное содержание под стражей исключением (мера, которой, по мнению критиков, злоупотребляют при правлении Эрдогана). Они укрепят свободу слова и расширят право на проведение демонстраций.
Подпишитесь на Telegram "МК": еще больше эксклюзивов и видео!
Автор: Полина Коноплянко