Жизнь в России делится на: до 1917 года и после 17-го. Октябрьская революция смела старые традиции, многие уничтожила, а взамен старому пришло новое. Так 8 марта стало днём женским. В данной статье я не буду рассказывать о том, почему именно этот день был выбран большевиками. Мне интересно другое: какой новый тип женщины пришёл на смену патриархальному.
Лариса Рейснер, Надежда Крупская, Елена Стасова, Мария Спиридонова, Фанни Каплан – вот те женщины, которые олицетворяются с революцией. Одной из них, самой яркой была Александра Колонтай. Это была легендарная женщина. О ней написано много книг, причём на разных языках; сняты кинофильмы; есть даже пьесы. Какие только определения ей ни давали:
- персонаж античной трагедии
- революционный романтик
- кумир молодёжи 20-х годов
- магическая женщина, которая до самой старости сводила с ума и молодых, и умудрённых опытом
- фанатичный догматик
- безумно храбрая женщина
- искусный и ловкий прагматик
Именно Колонтай была страстным борцом за свободу и равноправие женщин. Она считала, что семья и дети – главная обуза для них.
Служа на дипломатическом поприще (чрезвычайный и полномочный посол), она являлась лицом СССР на Западе, будучи эрудитом и полиглотом. Кроме организаторских талантов, она была писателем, чьи книги переводили на многие языки мира, читали и перечитывали.
Колонтай была прекрасным оратором. Она могла выступать на многотысячных митингах, мгновенно заинтересовать и зажечь любую аудиторию и повести за собой. Безусловно, авантюристка, совмещающая дипломатическую деятельность со шпионажем.
Да, Колонтай – разноплановая, необычная, харизматичная женщина, проявившая себя в разных сферах. Но особенно важным для неё было положение женщины в обществе.
В первом советском правительстве Александр Колонтай занимала должность народного комиссара общественного презрения (сейчас – Министерство труда и социального развития). Она боролась с неграмотностью среди женщин, выступала за равенство их прав и улучшения условий труда. Ею написано множество работ, посвящённых положению женщины в обществе.
Колонтай стала идеалом для нового типа независимой и амбициозной советской женщины, которой не пристало заниматься только домашним хозяйством. Её пример был убедительным – она стала первой женщиной-дипломатом. Именно ею были нарушены патриархальные, церковные правила: в личной жизни она придерживалась теории сексуальной свободы, играла роль женщины, не обременённой нормами традиционной морали.
Известна Александра Колонтай не только в России. В Европе её представляют феминисткой, автором теории сексуальной эмансипации, продуктом советского строя. Она не только боролась против навязываемых ей обществом ролей, но и сама создавала роли и играла их так, как считала нужным.
В своих рассуждениях о женщинах Колонтай утверждала, что нет разницы между мужчиной и женщиной. Есть не половое, а идеологическое определение – просто товарищ по борьбе.
Эту идею карикатурно показал Михаил Булгаков в «Собачьем сердце»:
— Во-первых, – перебил и его Филипп Филиппович, – вы мужчина или женщина?
Четверо вновь смолкли и открыли рты. На этот раз опомнился первый тот, с копной.
— Какая разница, товарищ? – спросил он горделиво.
Много лет прошло тех пор, как идеи Колонтай будоражили новое советское государство. Казалось бы, её идеи о свободе в сексуальных отношениях, о «присвоении» женщине своего тела, о единой сексуальной морали для женщин и мужчин и осознанного материнства (права женщин на аборт) ушли в прошлое. Но история циклична. И в нашем 21 веке эти идеи не потеряли свою актуальность ни в России, ни во всём мире.
Колонтай действительно была валькирией революции, верящей в то, что на смену старому миру придёт новый. Возможно, она заблуждалась… Но неоспоримо то, что её жизнь и судьба достойны экранизаций, театральных постановок и сюжетов для пьес.
Продюсерский центр XXI век
21centr.com
WhatsApp +7 925 464 71 81