Деньги. О них неудобно говорить, особо людям образованным. Надуманные идеалы интеллигенции и вездесущая критика капитализма с потреблением - лишь наиболее массовые причины, а существуют и десятки личных. И всё-таки вытеснение этой темы в разы лучше обслуживает дискурс капитализма. А рассуждение и поиск оснований, напротив, позволяют увидеть не узкий ракурс денег как мерила богатства, а широкое пространство идей цены, платы и стоимости/ценности, которые пронизывают всю нашу жизнь.
Сразу несколько поводов и ситуаций в последние дни коснулись темы денег в психоанализе. Я уже высказывался о сути вопроса с точки зрения теории (вот здесь), теперь предложу другой, более прагматический ракурс.
Коротко напомню о теории. По мысли Фрейда и Лакана, деньги – это объект, переходящий от анализанта к аналитику, который решает несколько задач. Деньги как ценность, которую вместе с иллюзиями, теряет анализант, чтобы преодолеть сопротивление. Деньги как плата, на которую аналитик отвечает отказом от своей личности в кабинете, что в итоге позволяет деньгам выступать защитой от того, чтобы искать другие способы что-то получить от клиента (в отсутствии платы). И деньги как объект, вокруг которого завязаны удовольствия и связь с другими, что позволяет через материал в переносе узнать что-то обо всём этом лично для тебя.
К этому я в прошлый раз добавлял идею о том, что деньги позволяют избежать вины, поскольку невротик знает о том, что пользуется аналитиком (причем в воображении и как угодно). Но всё это общие рассуждения, мало что говорящие человеку, который уже захвачен вопросом «Почему такая цена?».
Что ж, давайте посмотрим на вопрос с более экономической позиции, но не теряя психоаналитическую оптику. Цена – это выражение стоимости того, что приобретают или за что платят. Следовательно, полезно ответить прямо и честно: что покупает и/или за что платит человек, ходящий в анализ?
Во-первых, он платит за время, которое тратит аналитик. Это не какая-то абстракция, это самое важное и самое реальное что есть, особенно у тех, кто уже кое-что понял про себя – время жизни. И его всегда можно потратить на что-то другое. В отношениях с людьми это время либо дарят (а дар обязывает), либо продают/покупают (и сделка вносит лимит). Психоанализ выбирает лимиты, а не негласные обязательства, в которые тут же примешивается воображаемое, поэтому решение очевидно.
Во-вторых, клиент платит за работу, а она невозможна без умений (или как нынче модно говорить: компетенции). В любой другой области я не без удовольствия цитирую: вы платите мне не за час, а за те годы, которые у меня ушли, чтобы я мог сделать нужную работу за час. В психоанализе всё несколько иначе, поскольку образование аналитика – это образование скорее в смысле «возникновения», а не «обучения». Аналитик заплатил за это становление: временем, желанием, силами и деньгами. Он не требует от клиентов вернуть ему эти затраты, но этим он отличается от тех, кто не может выполнить работу аналитика. Поэтому внутри оплаты лежит и отличие от тех, кто думает, что «стал психологом» только на основе бесплатного образования в вузе.
В-третьих, анализант приносит в кабинет свой случай, со всеми его неясностями и сложностями (часть которых - заслуга его личного сопротивления, другая – затруднения аналитика). Хороший психоаналитик рассматривает каждый случай как особенный. И это не пустые слова, если отсюда вытекает этическое требование – проходить контроль и супервизии случаев; причем только личная ответственность гарантирует его исполнение. В этом плане мне кажется, что за супервизии платят оба – и аналитик, и анализант. И значит, это тоже входит в сделку.
В-четвёртых, банально, но психоаналитик нуждается в месте – в кабинете, где будут созданы условия для анализа. Это регулярные траты для аналитика. Конечно, существуют другие варианты, но если вы в них вдумаетесь или реально попробуете, то очень скоро поймете, что лучше идти к алчному арендатору, которому всё равно сколько у вас клиентов и каков ваш доход.
И, в-пятых, выбравшие психоанализ – кто заранее, кто уже по прошествию времени – знают, что это не то же самое, что любая другая терапия. Психоанализ – это больше чем ещё одна школа, это особая возможность. Мир так устроен: не существует вселенского закона, по которому хорошие вещи (которые должны быть) действительно будут существовать и продолжаться. Для этого потребуются чьи-то траты и чьи-то усилия, поэтому тут нет и никогда не будет (а потому и неуместен вопрос о) справедливости. Если вы считаете что психоанализ имеет смысл и более того, может оказаться ценным не только для вас, то, платя аналитику, вы платите за то, чтобы он продолжался.
Психоаналитики, которых я знаю, снижают цену тем, кто находится в трудных условиях, порой принимают и бесплатно, а некоторые добровольно что-то организуют, выступают, поддерживают просветительские проекты. Потому что бороться за означающее «психоанализ» можно по-разному. Какую-то лепту в это всё вносит и та сумма, которую платит каждый анализант. Кто-то может спросить: почему эта доля входит во всякую оплату, а не превращается в добровольный бонус (мол, те, кто хочет и может, пусть платят больше)? Потому что это нераздельные вещи: хочешь психоанализа для себя - значит, хочешь его существования, в т.ч. для других. И более того, этого хочу я, и поэтому я, как аналитик, в конечном счёте определяю цену. Пусть и с учётом уникальности каждого случая.
Для сравнения многие пси за основу для стоимости своих услуг берут более прозаичные соображения: уровень цен на рынке и желаемый доход. «Сколько я хочу получать, чтобы продолжать работать?» и «Сколько я заслуживаю, исходя из своих комптенций?» – между этими двумя вопросами колеблется выбор таких специалистов. Как можно заметить, психоанализ учит иначе видеть вещи, в т.ч. потому что ему важна индивидуальная перспектива, а не логика усреднений. Увы, это часто ведёт к непониманию: мы привыкли, что цена чего-либо может измениться по независящим от нас причинам (флуктуации рынка), но почему-то всех удивляет то, что стоимость оплаты сессии может измениться из-за тех причин, которые создаёт сам анализант. Но не странно ли, что это кажется «странным»?
В итоге цена, ввиду всего вышесказанного, может быть очень разной. И хоть она выражается в суммах, которые можно сравнивать, сама суть никогда не сравнима с оплатой у психолога с сайта с вузовским дипломом , психолога-волонтёра или пси в бесплатном центре. Я никому не предъявляю претензии, просто там другая этика и другая форма работы. Но я не могу не отметить, что многие из них вообще или почти не платили за своё образование, выбирают скайп, а не кабинет, не борются за своё означающее, а свою работу не отличают от наслаждения собой и другим.
Ну и, наконец, цена никогда не будет той же, потому что только в психоанализе обычно удаётся по-настоящему задаться важным, но очень неуютным вопросом: так сколько же я стою? И если вас задевает тема денег и стоимости анализа, то у вы можете либо «побыть с этим», как говорят психологи, либо пойти с ней в анализ.