О том, какие теперь пошли люди, еще обязательно напишут в книгах. Когда писатели осмыслят нравы и характеры. А пока я с удовольствием читаю о людях, родившихся в 50-60-е годы в книгах Токаревой, Щербаковой, Метлицкой. Об альтруистах, которым ничего не жаль для близкого. И о махровых эгоистах, которые сдобной булочкой с голодным не поделятся.
Вспомнился мне случай из жизни. В 1985 году юноша встретил девушку. Залюбовался ею в библиотеке: она читала книгу и накручивала на палец каштановый локон.
А когда та подняла на него свои большие зеленые глаза - он совсем пропал. И через неделю сделал предложение.
Авторитарная мама хотела отговорить сына от женитьбы, но поняла, что случай не тот. Очень уж сын влюбился в эту девушку. Ну и пусть женятся. Она скромная, тихая, круглая отличница.
Но когда эта мама узнала, что ждет ее сына, то встала на дыбы: оказывается, эту девушку мама воспитывает одна. Живет в поселке, небогато, нуждается в мужской помощи. Дров наколоть, забор починить, продуктов привезти.
Мама читала лекции: не смей помогать. Ты молод. Живи для себя. Наслаждайся жизнью, общением с друзьями. Не позволяй, чтобы на тебе ездили. Не для того я тебя растила. Говорила же я тебе - рано ты собрался мужем становиться.
И все это - при молодой невестке.
Девушке бы топнуть ножкой и обидеться. Но она терпела, потому что любила. И ничего не требовала. Сама к маме ездила, сама все проблемы с ней решала. И соседям в их просьбах никогда не отказывала.
А молодой муж слушался указаний свыше: оставался лежать на диване, спал, книжку читал. Ему казалось, что мама права. Если свекровь не справляется, пусть выходит замуж. А он не нанимался.
Через три года любовь сошла на нет. А больше ребят ничего и не связывало.
Количество перешло в качество. Парень стал лежебокой, а девушка - пчелкой труженицей. Ему ничего не грозило, родители занимали хорошие должности. Но грянули 90-е. Маму с папой на пенсию, а он никому не нужен.
Девушка схватилась сразу за три работы, а ее мать - за две. Они еще и за малышом присматривали, за которым отцу было лень смотреть.
10 лет трутень проедал мамины запасы. А пчелка наращивала новые.
Еще через 10 лет она заняла высокооплачиваемую должность, а он ходил по рынкам и слезно просил отрезать ему половинку от куска мяса или курицы. Его так и прозвали местные торговцы - Половинка. Смотри, Половинка идет!
На целый кусок ему денег не хватало.
А причем тут Сенека?
Мне кажется, что стоит вспомнить его слова:
"Тот, кто не живет для других, не живет и для себя".
Мать юноши запрещала ему "батрачить" на чужую тетю, так как считала, что он потратит те силы, которые должен потратить на себя. Но он бездействовал и вообще не заводил свой мотор.
Многие родители жалеют своих отпрысков и покупают им места в ВУЗы, квартиры, дают деньги на открытие бизнеса - "А зачем мой вундеркинд будет на чужого дядю работать? Пусть на себя работает".
Но ведь и на себя надо уметь работать. Опыт нужен.
Те, кто зорко следит за тем, чтобы ушлые свекрови не ездили на чужих сыновьях, забывают и еще об одном принципе:
"Кто берет — наполняет ладони, кто отдает — наполняет сердце".