Найти в Дзене
СПбГАСУ

Модерн: от Самары до Калифорнии

Оглавление

Как получилось, что в начале XX в. один и тот же архитектор создавал великолепные здания в стиле модерн и в Самаре, и в Сакраменто (штат Калифорния, США)?

Рассказываем о творчестве Александра Зеленко – российского и советского инженера-архитектора, педагога и выпускника Института гражданских инженеров (сейчас – Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет).

Архитектор Александр Зеленко: биография

Александр Зеленко родился в Санкт-Петербурге (по другим сведениям, в Москве, а затем переехал с семьей в Петербург) 11 октября 1871 г. в дворянской семье профессора Военно-медицинской академии.

Александр Зеленко. Фото: https://www.peoples.ru/art/architecture/alexander_zelenko/
Александр Зеленко. Фото: https://www.peoples.ru/art/architecture/alexander_zelenko/

Окончил кадетский корпус и в 1894 г. – Институт гражданских инженеров. В течение года слушал курс лекций по строительному делу и архитектуре в Высшем политехническом институте Вены, где стал сторонником нового архитектурного стиля сецессион (модерн).

Через три года после окончания вуза молодой архитектор по приглашению Губернской земской управы переехал в Самару. С 1 ноября 1899 по 1 ноября 1900 г. он был городским архитектором Самары.

Первые самарские работы архитектора – трёхэтажное здание Губернской земской управы на Челышовской ул. (1899–1900, ныне ул. Фрунзе, 116) и реконструкция двухэтажного здания Русского торгово-промышленного банка (1900, Пионерская ул., 48/55) были выполнены в традиционном направлении эклектики (историзма) – русско-византийском стиле (ярко-красный кирпич, белокаменные детали, окна, обрамлённые резными каменными наличниками со стрельчатыми завершениями, «гирька», свисающая в середине каждого окна). Сейчас это объекты культурного наследия федерального значения.

В эклектике, но уже с элементами стиля модерн, было спроектировано и в 1900 или 1901 г. построено двухэтажное здание торгового дома А. Н. Пермяковой и сыновей на Соборной ул. (ныне Молодогвардейская ул., 70).

Здание торгового дома А. Н. Пермяковой и сыновей. Фото: https://julia-tankeeva.livejournal.com/861.html
Здание торгового дома А. Н. Пермяковой и сыновей. Фото: https://julia-tankeeva.livejournal.com/861.html

Первым зданием в стиле модерн в Самаре стал собственный дом архитектора (Самарская ул., 179). Внешний облик изысканно-элегантного двухэтажного краснокирпичного здания асимметричной композиции навеян образами средневековых замков (как потом в московских постройках Зеленко). Лаконичный декор здания с укрупнёнными деталями (что в дальнейшем стало характерным для его творчества) подчёркивает пластику фасада.

Дом Александра Зеленко в Самаре. Фото: https://architectstyle.livejournal.com/276910.html
Дом Александра Зеленко в Самаре. Фото: https://architectstyle.livejournal.com/276910.html

Особняк Курлиной в Самаре

Остановимся на «жемчужине самарского модерна» – особняке А. П. Курлиной. В 1899–1900 гг. А. У. Зеленко по заказу своего сверстника, молодого самарского миллионера А. Г. Курлина создал в стиле раннего модерна проект изящного каменного двухэтажного 22-комнатного особняка на углу Алексеевской и Саратовской улиц (ныне Красноармейская ул., 15 / ул. Фрунзе, 159).

Дом Курлиной характеризуют свойственные модерну асимметричная композиция, естественное и свободное размещение внешних объёмов, массивность стен и подчеркивающие её ажурные металлические детали, выразительный и запоминающийся декор фасадов с укрупнёнными деталями, разнообразными по форме и размерам окнами, дверями, балконами.

Особняк украшают белая женская голова в профиль (хозяйки дома А. П. Курлиной) на фронтоне, остеклённый подъезд с кованой решёткой и растение с длинными текучими стеблями над угловым окном эркера, голубая изразцовая плитка и зеленовато-изумрудная майолика.

Особняк Курлиной по праву может считаться одним из шедевров раннего модерна в России, хотя в романе А. Н. Толстого «Хождение по мукам» (гл. 10 второй части романа «1918 год») он назван «нелепо роскошным».

Сейчас в особняке располагается Музей модерна. В 2021 г. сотрудники музея отметили 150-летие Александра Зеленко и устроили выставку, посвящённую архитектору. По ссылке можно посмотреть видеоэкскурсию: https://vk.com/wall-207352649_76

Первый детский сад в Москве

Самарская карьера Александра Зеленко складывалась удачно: он был преуспевающим зодчим, занимал должность городского архитектора, строил собственный особняк, но в конце 1900 г. внезапно оставил службу, продал недостроенный дом и переехал в Москву, вероятно, по творческим мотивам.

Там он вместе с Ф. О. Шехтелем, который и пригласил его в Москву, работал над павильонами русского отдела Международной промышленно-художественной выставки 1901 г. в Глазго, ездил в Великобританию, где вёл надзор за возведением выставочных павильонов на месте. Вместе со своим сверстником архитектором И. А. Фоминым участвовал в организации Первых женских строительных курсов в Москве, открывшихся в 1902 г.

В Москве Александр Зеленко построил множество выдающихся зданий. Одной статьи не хватит, чтобы рассказать обо всех, поэтому предлагаем вам обратить особое внимание на сооружение, которое важно не только как памятник архитектуры, но и отражение увлечения Зеленко педагогикой.

В 1903–1904 гг. А. У. Зеленко уехал за границу, совершив двухлетнее путешествие по Индии, Австралии и Америке. В США около двух лет работал на стройках, интересовался постановкой воспитания и обучения детей. Познакомившись за рубежом с «культурными поселениями» (сеттльментами) – воспитательными учреждениями для просветительской работы среди бедных слоёв населения, – Зеленко загорелся идеей осуществить подобный опыт на родине.

Молодой педагог С. Т. Шацкий, вдохновлённый, как и А. У. Зеленко, примером американских сеттльментов, начал вместе с Зеленко внедрять подобную воспитательную систему в России. В 1905 г. они приступили к созданию в Москве детских садов – подростковых клубов, расположенных на окраинах города и предназначенных для детей и молодёжи из необеспеченных и малокультурных слоёв населения.

В 1905–1907 гг. Зеленко построил оригинальное и довольно необычное для Москвы здание в стиле северного модерна – детский клуб общества «Сеттльмент» (позднее общество «Детский труд и отдых»). Причудливой формы здание – редкий для Москвы памятник северного модерна. Эта ветвь модерна, ярко проявившаяся в начале ХХ в. в Петербурге, территориально близком к Финляндии, почти не заявила о себе в Москве, что придаёт постройкам Зеленко, в первую очередь в Вадковском переулке, особую ценность.

Детский клуб общества «Сеттльмент». Фото: https://um.mos.ru/houses/dom_obshchestva_detskiy_trud_i_otdykh
Детский клуб общества «Сеттльмент». Фото: https://um.mos.ru/houses/dom_obshchestva_detskiy_trud_i_otdykh

Построенное как «обитаемая скульптура», лишённое внешних украшений, здание клуба сравнивается критиками с работами знаменитых европейских архитекторов — испанца Гауди и австрийца Хундертвассера. Оно будило у детей романтические мечты, воображение, фантазию, вводило их в сказку. Внешне здание напоминало игрушечный замок с оправленными в тёмное дерево окнами, внутри были винтовые лестницы, площадки, уголки, которые можно было использовать для игр. На крыше размещалась настоящая астрономическая обсерватория с вращающимся металлическим куполом и телескопом-рефрактором.

Потерянный особняк в Сакраменто

Известно, что в 1908 г. Александр Зеленко во второй раз отправился в США, где выстроил экспрессионистскую виллу в г. Сакраменто. Долгое время об этой постройке мы знали только из перечня работ архитектора.

Только недавно, в 2020 г., сотрудники Музея модерна в Самаре нашли и опубликовали фотографии этого особняка. Впервые они были размещены Зеленко в журнале «Московский архитектурный мир» в 1914 г. Фотографии дизайна интерьера также сохранились в архиве.

В 2021 г. Тайлер Адамс предоставил музею фотографии, отображающие современное состояние виллы. К сожалению, многие оригинальные детали отделки: камины, деревянные панели, восточные ковры и светильники, сказочные росписи в детской комнате были утрачены.

Текст подготовлен по статье В. Ю. Жукова, кандидата исторических наук, доцента, опубликованной в трёх частях в журнале «Мастер’ОК» за декабрь 2013, май 2015 и май 2016 г.