В России начинаются новые реформы в сфере образования. Министерство науки и высшего образования РФ поручило университетам разработать предложения, направленные на отказ российской системы высшего образования от Болонской системы, предполагающей четырехлетний и шестилетний порядок обучения.
Какие базовые принципы должны быть заложены в основу будущего отечественного образования?
Собственную точку зрения по данному вопросу представил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин:
***
Уходить надо не от Болонской системы вообще, а от принудительного применения Болонской системы в российских вузах.
Напомним, что в то время, когда Болонская системы применялась в нашей стране на добровольной основе, то 90% всех выпускников выходили специалистами, и только 10% – бакалаврами. Когда в 2011 году ввели принудительный порядок, то ситуация стала противоположенной – 90% бакалавров, и около 10% – специалистов.
Мы прекрасно понимаем, что качество образования специалиста выше качества бакалавра как за счет того, что специалист учится пять лет, а не четыре года, так и за счет особенностей программ. Работодатели также прекрасно понимают разницу между качеством бакалаврского образования и образованием специалиста.
Многие задаются вопросом – не возникнет ли в итоге ситуация, что учебные программы будут просто переделаны на новый учебный план. Мы еще не видели новых учебных программ, но по идее этого быть не должно. Программы подготовки бакалавра и специалиста существенно отличаются. Бакалаврское образование подобно некой каше, размазанной по широкой, но мелкой тарелке. Студенту даются знания из разных областей, но поверхностные. Образование специалиста больше похоже на наполненный сосуд, который сравнительно узок, но глубок. Специалист имеет более узкое, но при этом более качественное образование. Поэтому смысла просто переписывать образовательную программу на пять лет нет.
Переход на новую систему образования получится небыстрым. Ломать систему не нужно. Нужно эволюционным путем наращивать подготовку специалистов и сокращать подготовку бакалавров. И если мы хотим по-настоящему давать нашему народу образование, то придется наращивать в этот процесс вложения.